Главная Архив 2010 год Татьяна Прусенкова О «земле и воле» и народной доле

О «земле и воле» и народной доле


Кто собственности не рад?
Кажется, что ответ на такой абсурдный вопрос очевиден: все рады. Ведь коль у человека существует собственность, значит он не нищий! Значит, у него что-то есть! Однако, когда собственность в виде земельных паев от разваливающегося СХПК «Заря» свалилась как снег на голову жителям села Боринского Липецкого района, народ к такому щедрому подарку оказался не готов ни морально, ни физически.
Селяне сначала замерли в недоумении, а потом впали в состояние  ступора. Вроде бы им радоваться надо,  да нечему. Это ведь не пять соток возле дома, которые каждый в состоянии обработать себе на прокорм. А здесь шутка ли,  земли дали тьму тьмущую (по 7,6 гектара на человека), но как, скажите на милость, справиться крестьянину без трактора с таким ее количеством? К тому же у большинства участки оказались вообще в середине поля, где подобраться к ним нет никакой возможности.
Почесали колхозники затылки, но так и не придумали, как им ловчее приспособить для себя этот колхозный подарок. Оказался он что зуб в носу: неудобно, болит, мешается, а деть его некуда. Потом махнули боринцы на все рукой и успокоились - земля есть не просит, пущай стоит, ждет своего часа. Но, как выяснилось, за подаренную прежним колхозом землицу надо еще и налог государству ежегодно платить.
- Вот так подарочек: в дело пустить его невозможно, а денежки за него вынь да положь. На кой черт нам ее вообще давали, - пригорюнившись, вздыхали селяне. Невдомек им было, что у раздачи земли была благая цель – организация фермерских хозяйств на селе. А готовы ли люди вот так в одночасье взять и стать поголовно фермерами, разумеется, никто даже не интересовался. Неужели не знали, что для фермерства  кроме земли еще и техника нужна?
Хотя, по-моему, каждому известно, что наша страна еще не достигла такого уровня благосостояния наших граждан, когда в каждом дворе стоит не только трактор, но и различные сеялки-веялки. Да даже если бы они и стояли, что, по сути, является утопией – это не значит, что каждый российский селянин, как шампунь «Хелден-Шолдерс», два в одном: и тракторист, и комбайнер, и животновод, и полевод.     
С глаз долой, из сердца вон
Одним словом, мечтало население Боринского только об одном – куда бы эту землю деть. А тут вдруг на эти сельхозугодия пожаловал арендатор в лице ОАО «Аврора». И землица стала приносить людям пусть небольшой, но все же реальный доход в виде натурпродуктов. А через некоторое время руководство «Авроры» обратилось к населению с предложением выкупить земельные  паи. Озвучили цену - двадцать тысяч рублей за пай.
- Эх, с глаз долой, из сердца вон – забирайте! - ликовало население.
Конечно, люди отдавали землю за бесценок (сейчас стоимость этих паев доходит до 700 тысяч рублей), но воля, то есть отсутствие налога - дороже, да и другие хозяйства в это же время скупали гектары и вовсе по 12 – 14 тысяч за пай. Поэтому оформить сделку именно с ОАО «Аврора» хлынули толпы.
Такие очереди в Боринском выстраивались лишь за чубайсовскими ваучерами в 90-х годах, когда односельчане в давке чуть не топтали друг друга, искренне веря, что каждый из них получит за эти красочные бумажки аж по две «Волги».
В апреле 2006 года более трехсот человек заключили с  агропромышленным объединением «Аврора» предварительные договора купли-продажи земельной доли в праве общей собственности из земель сельскохозяйственного использования. Люди подписали этот документ, оформили с представителем покупателя генеральную доверенность на продажу, получили деньги и радостные от того, что  все их мытарства, наконец, закончились, сразу же забыли и о земле, и о том, что они подписывали. Подарок СХПК «Заря» пригодился – они получили за него хоть что-то, но главное - им перестали слать квитанции из налоговых органов об уплате налога. Наконец-то настал долгожданный покой.
Человеческий фактор
Но закончился он также внезапно, как и начался. В 2010 году люди вновь получили налоговые уведомления о том, что им надо платить налог за землю, которую они когда-то продали «Авроре». Некоторые заплатили – другие же решили действовать иначе. 
Причитая: «И на что же нам раздали эту землю? Видно, на мученье только, чтоб всю жизнь из-за нее не спать да по кабинетам бегать! Ее уж нет давно, а нас все дергают и дергают», - несколько человек появились на пороге редакционного кабинета «Липецких известий».
Со словами: «Помогите разобраться, расследуйте это дело», - женщины  протянули письмо. На обороте стояли подписи двадцати четырех человек. Суть дела со слов посетительниц описана выше.
- Да я бы с радостью вернула эти двадцать тысяч обратно, если б знала, что после этого мне не придется больше никуда ходить. Да мы все пенсионеры уже и инвалиды. Под силу нам разве такие нервотрепки и беготня? Я и в налоговой была, а они говорят, что надо документ представить – настоящий договор купли-продажи. А какой он настоящий-то? У меня на руках только этот, - Анна Федоровна протянула предварительное соглашение, - разве это не документ? Других-то ни у кого нет, а некоторые и эти повыкидывали после того, как деньги получили, – Анна Ермаченкова садится на краешек стула, ожидая ответа.
- Поможете?
- Постараемся.
Разумеется, мы позвонили в ОАО «Аврора» и выяснили, что все изложенное в письме соответствует действительности.
- Да, мы купили эти земли и платим налог, - пояснили корреспонденту в телефонной беседе. Погасила «Аврора» и платежи тех двадцати четырех человек, которые обратились в редакцию. Причем, предприятие сделало это очень оперативно, а также уведомило об этом налоговую инспекцию.
Свои разъяснения нам дали и в инспекции межрайонной федеральной  налоговой службы России №5 по Липецкой области.  
- На сегодняшний день в нашей базе нет сведений о том, что у земель сельскохозяйственного назначения, розданных как паи населению бывшим СХПК «Заря», сменился       обственник. А данные о налогоплательщиках и имеющейся у них недвижимости, земельных участках, домах и прочем мы получаем  из регистрационной палаты. Что касается транспорта, то сведения о нем к нам поступают из ГИБДД. Сейчас поступление всей информации автоматизировано, она приходит  к нам в электронном виде. Наверное, всему виной человеческий фактор. Возможно, кто-то просто не ту клавишу на компьютере нажал, и нужный файл не загрузился или был удален. А мог произойти и сетевой сбой во время его загрузки. К сожалению, подобные ситуации случаются. Но устранить неразбериху можно и другим путем - человеку достаточно прийти к нам с договором купли-продажи и мы сразу же исключаем его фамилию из списка налогоплательщиков по данному объекту недвижимости. Как только к нам обратились из Боринского, мы послали в регистрационную палату запрос (он датирован 08.11.2010 года) о том, кто является собственником этих земель. Пока ждем ответа, - пояснила корреспонденту заместитель начальника Вера Крипулевич. 
Театр абсурда
Ответ из регистрационной палаты попыталась получить и наша читательница Анна Федоровна Ермаченкова. Дважды она объясняла специалистам регистрационной палаты, какая именно бумага ей нужна и для чего она так необходима, однако, прочитав, что ей выдали, женщина пришла в полное замешательство. Первый раз ей вручили список на семи листах, в котором она и другие значились как собственники земельных паев.
Второй ответ иначе как театром абсурда и не назовешь. Девятого ноября Ермаченковой сообщили, что не могут предоставить запрашиваемую информацию, поскольку, цитирую: «в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав этого субъекта отсутствуют». Далее ее информировали о том, что «учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Липецкой области, правопреемником которого является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, приступило к проведению государственной регистрации прав с 01 апреля 1998 года».      
- И вот за это я платила по сто двадцать рублей? За что с меня дважды взяли деньги, если я своими глазами видела на мониторе компьютера в 201 кабинете, что право собственности на эти паи «Авророй» зарегистрировано в 2008 году!? - недоумевает собеседница. 
Факт покупки земель подтвердили «Липецким известиям» и в «Авроре». Так при чем здесь 1998 год? Сделка ведь совершалась позднее даты, на которую сослалось управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в своем ответе Ермаченковой. Что это - неумение вникнуть в суть вопроса, или банальный пофигизм со стандартным ответом для всех обратившихся? И как быть теперь Анне Федоровне и остальным жителям Боринского? Сколько еще им ходить под «дамокловым мечом» налоговой инспекции с нелегкой руки сотрудников регистрационной палаты?
Разумеется, мне могут возразить, сказав, что селяне сами виноваты, так как вовремя не побеспокоились и не скрепили отсутствие права документами. Конечно, основная масса населения у нас юридически не грамотна. Народ не в состоянии разобраться, что такое предварительный договор купли-продажи и чем он отличается от основного.
А разве могло быть иначе, если сначала семьдесят лет подряд из сельского труженика с корнями выдирали его стремление быть хозяином. Сначала отучили народ мыслить и принимать самостоятельные решения (от людей требовалось не иметь ничего и лишь исполнять приказания), а тут вдруг нате вам, пожалуйста, пенсионеры должны в момент стать юридически подкованными собственниками и фермерами, разбирающимися во всех тонкостях юридической казуистики. А она такова, что зачастую во всех перипетиях нашего законодательства и профессиональные юристы не могут разобраться, столько к каждому закону принимается всяких поправок и дополнений, различных надзаконных и подзаконных актов. Да и сами законы у нас меняются со скоростью стеклышек в калейдоскопе. И не мудрено, что от Российского законотворчества не только мы сами, но и вся цивилизованная Европа или трясется от хохота иль содрогается в безмолвном ужасе, что там еще эти русские придумали!?
А разница этих двух бумаг заключается в следующем: первая является лишь свидетельством о намерении, и поэтому никого ни к чему не обязывает. От нее каждая из сторон может отказаться в любой момент, исполнив только оговоренные в этом документе условия, которые касаются задатка и прочего.  А вот вторая подтверждает факт свершившейся сделки и носит окончательный характер. Второй документ - это уже основание для регистрации права собственности. С момента его подписания человек становится либо владельцем недвижимости, либо теряет свои права на нее. И вот его-то и надо боринцам затребовать у ОАО «Аврора» или ждать, когда, проявив добровольную волю, предприятие само вместо селян представит его в налоговые органы.
P.S. Сотрудники налоговой инспекции после беседы уверили «Липецкие известия», что в этом году с тех, за кого уплатила «Аврора», отчислений за земельные паи они не возьмут. В случае двойной переплаты все взятое излишне вернут, а вот как развернутся события в 2011 году - они пока не знают. Все будет зависеть от регистрационной палаты, вернее, от того, какие сведения эта служба им предоставит. На сегодняшний день – 18.11.2010 года ответа на запрос от последней так и не последовало.  
Удалось ли наше расследование - судите сами. Его результатом является этот материал. А мы по-прежнему ждем ваших звонков и писем. Вместе с читателями по инстанциям ходила
Татьяна Прусенкова.

31.05.2011, 1384 просмотра.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool