ЖКХ: окаянные вопросы.
Казалось бы, понятие "ликвидация безграмотности" осталось в далеком прошлом. Но в наше время новые проблемы выходят на первый план, одна из которых - это жилищно-коммунальное хозяйство. И снова вступает в силу ликбез, на этот раз - коммунальный, ведь жильцы домов зачастую не знают ни своих прав, ни своих обязанностей.
КТО ВИНОВАТ?
Семинар с таким названием - коммунальный ликбез - провели управление жилищно-коммунального хозяйства совместно с управлением по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области. Он состоялся специально для журналистов, и в этом есть определенный смысл: сколько звонков поступает к нам в редакцию от вас, дорогие читатели, по всевозможным вопросам ЖКХ - о формировании тарифов, работе управляющих компании и, конечно же, начислении платы за общедомовые нужды. Именно эти темы прошли красной нитью через весь семинар. Но самое главное, что стремились донести все ораторы: чтобы решать жилищно-коммунальные вопросы, жильцы должны занять активную позицию, участвовать в жизни своего дома, выстраивать диалог с управляющей компанией. Только в этом случае будет успех.
Что скрывать: настроение в массах по отношению к управляшкам сейчас в большей степени негативное. На семинаре было заметно, что власть пытается сгладить острые углы. Она признает объективность претензий горожан, но в то же время приводит примеры, когда жильцы дома высказывают недовольства, не разобравшись до конца в ситуации. Да, бывает и такое. О таких ситуациях рассказал Сергей Николаевич Давыдов, исполнительный директор некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Национальный жилищный конгресс» Липецкой области. Многие жалуются по поводу тарифа на ремонт и содержание жилья, дескать, высокий, почему бы его не снизить, нанимая на разовые работы "шабашников"? Но управляющая компания - юридическая организация, ведущая договорные отношения, а работа с "шабашником" будет дешевле, но ответственности за нее никто не несет. А вдруг нанятый трактор повредит тротуар или припаркованные машины? Кому за это отвечать? Жильцам, нанявшим «шабашников»? Также Сергей Николаевич призвал жителей с пониманием относиться и к повышению тарифа, поскольку практика показывает, что нередко это инициатива не управляющей компании, а подрядной организации, которая сама устанавливает цены, а заменить ее некем, ведь ряд услуг предлагают монополисты.
КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?
Этот семинар - не разовое мероприятие. Он состоялся в рамках программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации "Школа грамотного потребителя". Программа направлена на подготовку граждан по управлению многоквартирными домами. Обучение проходит на базе липецкого областного учебно-курсового комбината на Осипенко, 12. Работа проводится уже почти пять лет. Такое дополнительное образование - причем официально подтвержденное, с дипломом - уже получили около трехсот человек.
Много это или мало? Считайте сами. В Липецке 3200 многоквартирных домов. Триста человек стали профессиональными управдомами, случаи, где альтруистично настроенные активисты все берут в свои руки, единичны, получается, что большая часть жилого фонда пущена на самотек и не управляется никем.
К сожалению, проблема самоуправления - самая актуальная. Это должны понять все мы. Ведь, честно признаться, когда нас, журналистов, спросили, участвуем ли мы в собраниях своих многоквартирных домов, руку не поднял никто. Что это - наш менталитет, образ мыслей "моя хата с краю", чувство, что от нас все равно ничего не зависит, или банальная лень? Что бы то ни было, над этим надо работать в первую очередь! Ведь только мы, жильцы, можем решить, с какой управляющей компанией работать, какие работы в доме она должна выполнять и контролировать эти работы тоже, к сожалению, должны мы. "Надо разделить тариф, - предлагает Владимир Павлович Таратин, председатель Липецкой городской общественной организации «Управдом». - Первая часть - это обязательные работы. А вторая часть - те виды работ, которые связаны с исправлением критического состояния дома. Их должна предлагать управляющая компания. Она должна соответствовать своему названию - управлять домом и предлагать собственникам эти виды работ. Тогда и будет повышаться комфорт проживания".
Но такую ответственную управляшку еще надо найти. И это в руках собственников. Они имеют полное право на собрании жильцов (сегодня уже достаточно очно-заочной формы), собрав кворум, отказаться от услуг не соответствующей требованиям управляющей компании и выбрать подходящую. Благо, сегодня на рынке управляющих компаний, благодаря лицензированию, начался естественный отбор. Не грамотные в правовом плане, безответственные компании не смогли получить лицензию, а среди оставшихся на коммунальной арене теперь идет жесткая конкуренция. Так, в рамках лицензирования ужесточились штрафы. Об этом рассказала Элина Николаевна Кулагина, заместитель руководителя государственной жилищной инспекции Липецкой области: "Штрафы в рамках жилищного надзора на юридическое лицо составляют сорок-пятьдесят тысяч рублей, а в рамках лицензионного контроля - двести пятьдесят-триста пятьдесят тысяч. Естественно, управляющие компании стараются не доводить дело до административных штрафов".
За семь месяцев текущего года в жилищную инспекцию от граждан поступило семь с половиной тысяч обращений, что на тысячу больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. По этим обращениям были проведены проверки и наложены штрафы на десять миллионов рублей! Причем из всех обращений две тысячи - по вопросам начисления платы за ЖКХ. В результате такой активности граждан за неправильно начисленную плату за коммуналку было возвращено людям... шесть миллионов рублей! Активность людей и приводит к положительным результатам.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Конечно, быть управдомом - дело непростое. На это нужно много сил, времени, нервов, необходимы и минимальные знания в правовом аспекте, экономическом. И на семинаре мы увидели таких людей, которые смогли наладить диалог с соседями и выстроить отношения со своими управляющими компаниям. Надо сказать, что их выступления стали самыми интересными и полезными.
Александр Иванович Бабин - старший по дому №12 по улице Мичурина. Его избрали в 2013 году и он сразу же приступил к борьбе с самым больным вопросом - платой за ОДН, ведь она стала превышать даже индивидуальные потребления ресурсов жильцами. В каждом подъезде в этом доме были избраны и старшие по подъезду, чтобы было проще работать. И уже им двадцать пятого числа каждого месяца все жильцы стали сообщать свои показания приборов учета. "С чего я начал - узнал, сколько жильцов проживает в каждой квартире, установлены ли приборы учета и сколько передают показаний. Многоквартирный дом должен работать, как улей, - уверен Александр Иванович. - И если в нем много трутней, то проблему ОДН побороть тяжело".
Но в доме Бабина положительный результат появился уже на пятый месяц работы. Он знает, что в какой-то квартире проживают пятеро, а тратят всего два куба холодной воды. Не может такого быть, обманывают, значит. И с ними управдом уже начинает беседовать, ведь то, что у них магниты установлены на счетчиках - неоспоримо! Смотрит, а в следующем месяце уже девять кубов написали, дальше - еще больше. Александр Иванович уверен, что главная причина высоких расходов на ОДН - это пресловутые магниты. " Высокие показатели ОДН - это проблема внутри дома, - объясняет управдом. - Не надо говорить, что виноваты ресурсники или управляющая компания, нет. Надо решать ее сообща, взяться всем вместе, как бурлаки на Волге. А пока мы, как лебедь, рак и щука - все в разные стороны движемся".
Светлана Михайловна Фролова полностью поддерживает Бабина в борьбе с ОДН. Казалось бы, что изменится, если всем передавать показания в один день? А это очень важно, замечено, что плата за ОДН снижается, да и жильцы становятся более дисциплинированными. Светлана Михайловна - председатель многоквартирного дома по улице Жуковского еще с 2009 года. Сначала ей не хватало знаний, но прошла курсы и вот уже в ее доме сделали ремонт, отремонтировали тротуар, во всех квартирах установили счетчики. Но найти общий язык с людьми бывает не просто. "Люди не хотят сами ничего делать, не разбираются в платежках и даже не прилагают усилий, чтобы понять приведенные в них цифры, кто-то и не платит... Я иногда сочувствую работникам управляющих компаний, так как на себе понимаю, как им тяжело", - признается Светлана Михайловна. Но тем не менее женщина продолжает выполнять эту нелегкую обязанность - разбираться в такой непростой системе, как жилищно-коммунальное хозяйство во благо своего дома. Ведь если бы не она, то дом был бы таким же, как сотни других: люди не довольны состоянием своих домов, но управлять кораблем никто не хочет. Вот и бежит этот корабль без руля и ветрил. А что с ним будет, поймает он попутный ветер или разобьется - неизвестно.
В заключении надо сказать, что семинар еще раз показал - отношения в ЖКХ многосторонние. И как бы ни были вооружены знаниями журналисты и сами простые жители, но проблемы будут решаться только совместными усилиями с участием и управляющих компаний, и органов власти.
Юлия ПАЖИТНЫХ.
10.10.2015, 1086 просмотров.