Живое слово.
Недавно мне довелось послушать стихи в исполнении ребят, обучающихся в литературной гостиной «Парнас», руководит которой педагог дополнительного образования Светлана Владимировна Буран. Существует гостиная с 2007 года, за это время ее подопечные были награждены многочисленными дипломами, грамотами, призами и медалями.
- Какие же произведения читали ваши ребята? - поинтересовался я у Светланы Владимировны.
- Поскольку я проработала более сорока лет учителем русского языка и литературы, то тексты для детей я готовила по классической литературе. Это не говорит о том, что я не уважаю современную литературу, но классика есть классика. Правда, на фестивале в Суздале моих ребят, которым было уже тогда по девятнадцать лет, жюри попросило прочитать что-то современное и что-нибудь веселенькое. Там мы с жюри даже поссорились.
Потом мы выступали в Санкт-Петербурге на фестивале-конкурсе «Окно в Европу» и я настояла на том, чтобы мои ребята читали классику. И там к нам вышел профессор питерской академии и сказал, что кланяется моим ребятам, потому что они действительно пропагандируют настоящие ценности.
Но на всякий случай, мы с Яшей Поповым сделали композицию по творчеству Михаила Веллера. Он потом с этим текстом взял на конкурсе чтецов Гран-при, но сказал так, мы Шмелева готовили два месяца, над каждым словом работали, а Веллера он за две репетиции выучил. Я хочу сказать, что в его произведениях нет красоты звучания русского языка.
Я считаю, что на конкурсах чтецов мы должны пропагандировать великое и могучее наше русское слово и русскую культуру. Я не буду отходить от классики и, чтобы мне не говорили, буду продолжать учить детей именно на ней.
- Но современным детям, наверное, сложно понять классиков?
- Да, это нелегко. Например, недавно был конкурс чтецов произведений Сергея Есенина, но мы не стали брать стихи, которые учат в школе. А взяли «Небесного барабанщика», «Иорданскую голубицу», то есть те произведения, где надо думать, понять то, о чем хотел сказать автор, напрячь мозги, чтобы увидеть прелесть этих стихотворений, их певучесть.
Эти стихи сложны для восприятия детей, но и интересны им. Мои воспитанники читают Цветаеву, Ахматову. Это удивительные стихи, и я учу их понимать. Мне важно, чтобы это было не поверхностно, чтобы дети смогли докопаться до сути и понять всю их глубину.
- Сейчас в России проходит Год литературы, значит, на нее все-таки обратили внимание?
- К сожалению, литературу в школах преподают сегодня не так, как раньше, поскольку ее не сдают на государственном экзамене. Многие учителя жалуются, что дети в школах на уроках литературы занимаются тем, что готовятся к другим предметам, которые входят в единый государственный экзамен. Но это не правильно. Чтобы этого не происходило, ее обязательно следует включить в ЕГЭ.
Но все еще зависит и от того, как преподавать этот предмет. Я учила ребят так. Когда мы изучали поэзию «Серебряного века», то одному ребенку я давала задание изучить одного автора, второму - другого, но брать стихи не тех поэтов, которые есть в учебнике. И ребята искали эти произведения. А потом мы делали целые композиции, и ребятам это было интересно и увлекательно. Сейчас ученики тексты и в глаза не видят, в Интернете прочитают краткое изложение, и то хорошо, а некоторые и того не делают.
Сегодняшние дети в школе не слышат хорошую литературу и не изучают ее, мы потеряли это поколение. Редко какой учитель будет заниматься с ними вне программы. А раз литературы нет в ЕГЭ, то она и не нужна. Я езжу на фестивали чтецов и вижу, как падает чтецкий уровень.
- Но вы не только читаете с детьми стихи, но и изучаете с ними историю?
- Ко мне пришел ребенок, которому надо было подготовиться к Бунинскому конкурсу. Мы с ним взяли произведение Ивана Бунина «Джордано Бруно», но ребенок не знал, кто такой Джордано Бруно! И мы начали разбирать с ним не только стихотворение, но и всю ситуацию, изложенную в произведении. Ему это стало интересно. А когда пришли на конкурс, в жюри сидела одна молодая артистка, и она не могла понять, о чем он говорит. Я у нее спрашиваю, вы не знаете кто такой Джордано Бруно? Она мне отвечает: мы с литераторами никогда общий язык не найдем. Вот так.
Молодежь сегодня многого не понимает. Посмотрите, что сделали с Есениным в сериале «Есенин» с Безруковым в главной роли. Это страшно. Откуда у поэта столько замечательных стихов, если он все время пил? И сам Сергей Александрович говорил, что никогда пьяным не писал.
Мы с детьми изучаем тот период, когда было написано произведение, изучаем характер автора и многое другое. Но моя конечная цель - добиться того, чтобы ребята полюбили русскую литературу. Чтобы они не просто красиво рассказывали стихотворение, а поняли, о чем оно. Чтобы поняли, какими людьми были Пушкин, Есенин, почему они так писали.
Еще у нас есть стихи для воспитания. Например, стихи приветствий и знакомств, стихи о том, как ходить в гости. Моя задача научить ребят быть интеллигентными, вежливыми, добрыми людьми. Хочется, чтобы они любили свою малую Родину и свою страну.
- Занятия у вас платные?
- Мы обучаем детей бесплатно. Да, помещение у нас, конечно, не ахти, в этом году нам денег не дали вообще. В бюджете нашего клуба ничего нет, хотя мы - муниципальное учреждение. Моя зарплата составляет всего шесть тысяч рублей. Я на пенсии, поэтому не так зависима от этого, но чтобы нам что-то сделать, я хожу с протянутой рукой.
В городских домах творчества есть сцена, микрофоны, автобусы, чтобы куда-то поехать. У нас нет ничего. Поэтому мы не можем делать театральные постановки, хотя многие дети этого бы очень хотели. К нам ходят дети из многодетных, малообеспеченных семей. Есть, например, семья, где воспитывается шестеро детей, четверо из них ходят сюда. Их родителям сложно оплатить поездку детей куда-нибудь на конкурс.
Чтобы нам поехать на фестиваль «Антоновские яблоки» в Ельце, мне пришлось просить родителей, у которых есть машины, отвезти нас туда. А еще я хожу то к одному депутату, то к другому, обращаюсь к руководителям предприятий. Многие помогают, некоторые нет. Но это, же не правильно.
- Сколько же выступлений делают ваши ребята в месяц?
- Семь – восемь выступлений. Мы читаем в библиотеках, кроме нас там никто этого не делает, выступаем в кукольном театре каждые субботу и воскресение, там есть детский театр «Светлая душа». Мы выступаем в больницах, в домах престарелых, ходим к ветеранам, проводим творческие встречи с липецкими поэтами. В этом году с Быхановым садом пять мероприятий сделали.
- Каждый ребенок может стать хорошим чтецом?
- К сожалению, нет. К нам приходят дети, которые не выговаривают те или иные звуки. Мы работаем с ними, но и они сами должны приложить к этому максимум старания. Некоторые не хотят себя утруждать и уходят. Была одна девушка с дефектами речи, которая хотела научиться хорошо читать. Мы занимались с ней целый год. Сейчас эти дефекты не заметны. Но здесь не только моя заслуга, но и ее собственная.
Иногда мне говорят, что в этом нет ничего страшного, дескать, сейчас даже дикторы на телевидении не четко говорят, и ничего. Но это неправильно. Вспомните голос Левитана, который для Гитлера стал врагом номер один, или других дикторов, которые работали на телевидении во времена Советского Союза. Возможно, я и сгущаю краски, но когда учителя в школе с дефектами речи обучают детей литературе, это уже ни в какие рамки не лезет.
С каждым ребенком надо заниматься чуть ли не год, чтобы поставить ему речь, научить правильному произношению. Некоторые хотят сразу выступать, но надо работать. Огромную помощь мне оказывает Елена Юрьевна Савинич, которая работает в Липецком театре кукол, она тоже занимается с детьми, и безвозмездно.
С костюмами мне помогает муж, который является руководителем ансамбля эстрадного танца «Ритм» в Областном центре культуры и народного творчества. Нам хотелось бы, чтобы у нас были в репертуаре сценки на все случаи жизни. Еще я хочу сказать, что для ребят наши занятия не проходят впустую. Они не просто так тратят время, им это пригодится в жизни. Поэтому я считаю, что работа моя не напрасна, а это главное.
Андрей МАРКОВ
21.11.2015, 818 просмотров.