Вилами по воде
Недавно родители первоклашек одной из липецких школ рассказали про неприятную ситуацию, с которой они столкнулись. Впрочем, не исключено, что в городе такая школа не одна. Своих фамилий, как и номер учебного заведения, они просили не называть.
Увы, это давно стало нормой: при бесплатном образовании родителям зачастую приходится и учителей «благодарить», и ремонты за свой счет делать, да и мебель покупать. Хотя, как утверждают в Департаменте образования и науки, на ремонты выделяется достаточно средств. Родители безропотно несут в школы дань, дабы их ребенок не впал в немилость учителя и не стал изгоем в классе на все оставшиеся школьные годы.
Не вдаваясь в подробности – вот новая ситуация. Учительница начальных классов сообщила родителям о том, что отныне в программу обучения будут входить дополнительные занятия - «Рисование на воде в технике Эбру». Это особый метод рисования, где в качестве холста используется необычная поверхность – вода. Конечно, и вода должна быть не простая, а подготовленная специальным образом, и краски используются особенные. Зрелище, надо сказать, необычайно красивое и завораживающее, а потому многие школьники согласились на обучение.
Но путь к постижению красоты, как оказалось, нужно выстлать деньгами. Во-первых, обучение платное, за 45 минут занятий надо выложить 350 рублей. Таких занятий в месяц может быть несколько, а потому – считайте. Особенные краски и прочие принадлежности тоже стоят недёшево.
В чем же проблема? Не хочешь – не ходи. Вот тут и начинается самое интересное. Не все родители, как впрочем, и сами школьники, восприняли нововведение с энтузиазмом. Многие дети уже посещают различные кружки, музыкальные и художественные школы, спортивные секции. Детям нагрузок хватает, да и родителям лишние платные уроки ни к чему. Однако нашлись такие рьяные преподаватели, которые потребовали посещения платных занятий в обязательном порядке.
«Большая часть класса согласилась, а они, видите ли, не желают! – с плохо скрываемым раздражением сетовала учительница, имя которой меня так же просили не называть. - Куда я должна девать ваших детей на время занятий? Тогда забирайте их, а к следующему уроку приведете назад в класс!»
Повторюсь, что цитирую речь учительницы исключительно со слов родителей, пожелавших остаться неизвестными. И хотя анонимки давно не рассматриваются, но что-то в этой ситуации зацепило и дало повод для размышлений. Дыма-то без огня не бывает. Разве дополнительные, тем более платные, занятия должны проводиться во время основных школьных уроков? Разумеется – нет. А нет ли тут личной (читай - материальной) заинтересованности администрации школы, либо отдельно взятой учительницы?
Обучать детей рисованию на воде берется некая творческая мастерская под названием «Дети – наше будущее». Не сложно выяснить, что в Липецке данная мастерская не зарегистрирована. Позвонив по указанным в объявлениях телефонам, я так и не смогла получить внятного ответа. Одни называют место регистрации г. Орёл, другие - г. Рязань.
Решив узнать о данной организации подробнее, я отыскала номер телефона руководителя мастерской, который назвался Александром Александровичем Ивановым. Живет, он, как выяснилось, в городе Великий Новгород. Ему 38 (или 37, собеседник затруднился ответить на этот вопрос) лет, у него четверо детей. Данной деятельностью он занимается четыре года. Филиалы мастерской, по его словам, находятся, чуть ли не по всей стране: от Крыма, Санкт-Петербурга до Красноярска. В штате, Александр так же не смог припомнить точную цифру, то ли 30, то ли 10 художников-преподавателей. Мастерская, со слов собеседника, совершенно бесплатно проводит занятия в школах-интернатах, в домах престарелых и прочих социальных учреждениях.
- Нас знают во многих местах, - поделился с корреспондентом Александр. – Беседуя с директорами школ, у меня родилась идея запустить процесс по развитию молодежи. (Автор цитирует собеседника, не меняя стиль его речи). Мы ищем таланты, даем работу выпускникам вузов. - Что я увидел в технике Эбру? Это не только живопись, но еще и лечение. Мы работаем во многих школах для детей, отстающих в развитии. В Липецке есть одна школа, пока разглашать не буду (и снова тайна, не статья, а сплошные загадки), в которой четыре сотрудника имеют кроме медицинского еще и художественное образование. Мы ведём там переговоры. Сначала будем проводить мастер-классы по росписи в технике Эбру для этих педагогов. Будем учить, как переносить рисунки на воде на одежду, обувь, шторы, обои. Во многих городах я уже создавал спортивную одежду. Сначала будем работать с педагогами, а потом, возможно, они станут сотрудничать с нами.
Мы стремимся к тому, чтобы включить наши занятия не только в дополнительное образование, а в обучение на базе школ… Кстати, в Липецке, - сообщил Александр, - уже во многих школах (в каких именно – снова секрет), дети и родители уже выразили желание заниматься техникой Эбру на постоянной основе…
Слушать Александра одно удовольствие. Особенно, когда он заговорил о том, что очень скоро работы учеников начнут выставляться в Москве, в центре Крокус Сити Холл. А там недалеко и привлечение инвестиций, и, да чего уж там скрывать, не далёк тот час, когда заводы и фабрики будут драться за право поставлять свою продукцию в липецкие школы, где учащиеся будут создавать уникальные работы… От блестящих перспектив и немыслимой радости за наших школьников, голова пошла кругом. И только откуда-то из глубины подсознания настойчиво пробивался голос незабвенного Остапа Бендера, вещавшего о том, что «Международный шахматный турнир уже не за горами, и тысячи богатых иностранцев готовятся хлынуть в Нью-Васюки»…
Однако пора вернуться на нашу грешную землю.
- У меня в Липецке работают десять педагогов – художников, - продолжает Александр Александрович, - которые проводят занятия в школах. Занятия, разумеется, проходят после основных уроков. Стоимость одного занятия 350 рублей. В эту сумму входит стоимость специальных красок и необходимого оборудования, которое я привожу сам. Мастер-классы проводятся исключительно на добровольной основе, с согласия как детей, так и их родителей.
- В чём в этом случае интерес школы? - задаю свой каверзный вопрос, в надежде узнать что-нибудь о материальной стороне вопроса.
– В разных городах по-разному, - отвечает собеседник. – Одни школы выставляют плату за арендуемые помещения. В других - директоры не против, чтобы педагоги прошли обучение по допобразованию. Организуем их обучение искусству в технике Эбру. Впоследствии они смогут иметь дополнительную ставку. Периодически эти педагоги должны будут повышать квалификацию, тогда и занятия будут интереснее, и у детей не пропадет интерес. Разумеется, школа должна иметь лицензию на дополнительное образование.
Из разговора с руководителем творческой мастерской я усвоила, что интерес у школ в любом случае имеется, однако навязывать его они не имеют права.
Чтобы закрепить уверенность родителей в праве выбора, редакция связалась по телефону с городским департаментом науки и образования, где нам пояснили следующее. Цитирую: «Ни одна платная образовательная деятельность не может быть никому навязана. По Закону об образовании все дополнительные, тем более платные, занятия могут проводиться только с согласия родителей. Решение – что-то разрешить или запретить в компетенции директора школы. В том числе присутствие какой-либо организации на территории школы. По старому закону директор школы был обязан получить согласования с департаментом культуры и с департаментом образования. Теперь этого нет. Но, в любом случае, платная образовательная деятельность не может быть навязана ни родителям, ни детям. Желающие предложить дополнительные занятия могут что-то предложить, рассказать о своей деятельности, о программе, как они планируют её реализовывать, о стоимости образовательной услуги. Но навязывать никто и ничего не имеет права.
Дополнительное образование является делом добровольным. Кроме того, должна иметься лицензия на право проведения образовательной деятельности. Если у родителей возникают какие-то вопросы, в первую очередь нужно обратиться к директору школы. Если же ответы на вопросы не были получены, тогда уже обращайтесь в департамент образования".
Вот такая получилась статья, где почти все участники, хотя и пожелали остаться инкогнито, тем не менее, являются реальными персонажами. Казалось бы ситуация мелкая, не стоит особого внимания, впрочем, вся наша жизнь состоит из таких вот мелочей. Будем надеяться, что общее непонимание родителей и педагогов разрешится само собой. И обе стороны конфликта твердо усвоят, что любая платная деятельность является добровольной.
Надежда Уральская.
20.01.2021, 2466 просмотров.