Вдумчивое отношение к жизни
С Юлией Николаевной Ризаевой, членом Общественной палаты Липецкой области, доктором технических наук, профессором кафедры управления автотранспортом ЛГТУ, мы шли по петляющим лабиринтам Технического университета, и Юлия Николаевна заметила, что она сама была студенткой этого вуза и помыслить не могла, что когда-то уйдет из его стен. Этого и не случилось. Но начнем с самого начала.
Главные жизненные ценности закладываются в детстве. Юлия Николаевна говорит о своих родителях и семье, в которой родилась, как об опоре на всю жизнь: каждый член семьи был и остается для другого тылом, все заботятся друг о друге. Мама работала учителем начальных классов, и Юлия всегда очень гордилась, когда они шли в своем районе по улице и с мамой-учительницей каждый второй здоровался и говорил теплые слова о том, как рад ее видеть. Здесь стоит заметить, что такие взаимоотношения в семье передались и дочке Юлии Николаевны. Она также гордится достижениями своей мамы, показывая друзьям семьи мамины монографии, научные статьи, разработки. Папа Юлии Николаевны Ризаевой прошел путь от простого рабочего до директора домостроительного комбината, что тоже не может не вызывать чувства уважения. «Именно родители научили отношению к профессии как к делу жизни», – говорит моя собеседница.
В то время, когда все стремились стать юристами и экономистами, родители посоветовали дочери выбрать серьезную, хотя и не очень женскую специальность – специалист по организации движения дорожного транспорта. Хотя выбор мог быть любым: Юлия окончила школу с медалью. Красный диплом Юлии Ризаевой подытожил и обучение в Техническом университете. Но выпускница настолько полюбила родной вуз, что предложение продолжать образование учебой в аспирантуре было воспринято ею как настоящее счастье. А дальше начался классический путь ученого: участие в конференциях, подготовка статей, защита кандидатской диссертации, а затем и докторской. Юлия Николаевна с благодарностью отзывается о своем научном руководителе, который стал ей и учителем-наставником на всем ее профессиональном пути, Викторе Алексеевиче Корчагине, называя период работы над кандидатской и докторской диссертациями под его руководством поисковым, креативным.
Сегодня Юлия Николаевна работает в ЛГТУ, на родной кафедре управления автотранспортом в качестве профессора и заместителя декана по научной работе факультета инженеров транспорта. Она чувствует себя педагогом и ученым на сто процентов, но всегда учится, в том числе и у студентов. Это только в стихотворениях «похожи всюду и всегда поэты, ребятишки и студенты». Время меняется, и студенческие аудитории вслед за ним. Профессору Юлии Николаевне интересно все новое, поэтому, работая со студентами, она использует новые методы, включая геймеризацию и цифровизацию. Ей нравится открытость своих учеников, умение быстро реагировать, пользоваться новыми технологиями. Педагог не имеет права стоять на месте, если хочет взаимопонимания и взаимоуважения с детьми.
В прошлом году Юлия Николаевна стала участником курса повышения квалификации «Как стать наставником проектов», организованным фондом «Сколково» при поддержке Агентства стратегических инициатив, а также окончила курс «Образование будущего», тоже «сколковский». Было интересно изучить тенденции современного образовательного процесса, узнать теоретически и применить на практике наиболее востребованные образовательные модели, формы работы. В соавторстве с коллегами Юлии Николаевны написан учебник «Автомобильные перевозки», редактором которого стал член-корреспондент РАН О. Н. Дидманидзе.
Ученый Юлия Ризаева не замыкается кабинетной наукой, ее разработки находят применение. Так, в рамках госзадания Юлия Николаевна с другими учеными разработала модель пропуска транспортных потоков большегрузных автомобилей в улично-дорожной сети города Липецка. Модель успешно прошла испытания в Душанбе, когда коллектив ученых ЛГПУ, в число которых входила и Юлия Николаевна, проводили исследования совместно с коллегами из Таджикского университета. Как известно, город страдает от узких дорог и увеличения парка автотранспорта. Экологическая ситуация от этого не становится лучше. Но если с шириной дорог что-то сделать сложно, то с экологичностью можно и нужно находить общий язык. Как? Уменьшая вредное воздействие автомобилей на окружающую среду, сокращая время движения подвижного состава по улично-дорожной сети города, уменьшая число аварий. Для этого нужны разработки ученых в области информационных и интеллектуальных технологий на транспорте. Поэтому разрабатываются интеллектуальные системы управления дорожным транспортом, которые отслеживают транспортные потоки, выявляют узкие места дорожного движения, координируют движение так, что водитель даже не понимает, что его передвижение умно регулируется с помощью управляемых дорожных знаков, табло переменной информации, умных светофоров, датчиков и детекторов. Разрабатывается оптимально короткий путь – следовательно, снижается объем выбросов вредных веществ в атмосферу.
Желание не стоять в стороне от дел общественных привело Юлию Николаевну в Общественную палату Липецкой области, где она является членом комиссии по вопросам науки, образования и культуры. «Для меня это важная площадка, дающая место конструктивным дискуссиям, позволяющая решать общественные вопросы злободневного характера. Недавно я прошла обучение в университете Общественной палаты Российской Федерации, где обучались члены палат из различных регионов. Кстати, там Палату Липецкой области выделили как одну из деятельных и пытающихся решить острые вопросы. Это был интересный опыт: если раньше мне приходилось заниматься наукой (хотя, конечно, наша научная сфера тоже социальная), то здесь – непосредственный контакт с тем, что можно считать общественной властью», – рассказывает Юлия Николаевна.
«Как вы отдыхаете?» – задаю вопрос. – «У нас есть семейное увлечение – посещение дворянских музеев - усадеб. В семье всегда любили историю, для соприкосновения с которой достаточно поехать в Ясную Поляну, усадьбу Семенова Тян-Шанского, Рамонь, Поленово… Это же не просто «очей очарованье», а настоящее путешествие в глубь веков. К тому же такие путешествия приучают думать, вообще вдумчивому отношению к тому, что происходит в нашей жизни, а не только пассивному восприятию действительности».
Светлана ЧЕБОТАРЕВА
17.10.2019, 1359 просмотров.