Ты накинь, дорогая, на плечи…
- Оренбург располагается в неблагоприятной климатической зоне: там всегда ветрено, плохие урожаи и вырастить что-то сложно. Заселила город Елизавета Петровна: своим указом она отправила туда казаков со своими семьями. Казаки пропадали на службе, а женам делать было нечего. Земледелием заниматься было нерентабельно, пахать и сеять старикам и женщинам очень тяжело, и полученный урожай не оправдывал приложенных усилий. Только козы здесь были необычными: они просто набиты пухом! Когда это заметили, стали вычесывать их, действительно, пух оказался очень хорошим. Тогда и возник пуховый платок.
Европейская публика впервые познакомилась с оренбургскими платками в 1851 году на первой Всемирной выставке в Лондоне. Уже тогда платки обратили на себя внимание и были удостоены специальных наград, - рассказала Екатерина Сергачева, заведующая отделом информационной службы музея народных и декоративно-прикладных искусств.
У оренбургских мастериц есть традиция: они каждый год в начале сентября во время бабьего лета выходят на улицу и ловят паутинки. Считается, что если поймаешь красивую цельную паутину, то вся работа, которая предстоит зимой, будет спориться. Ведь это не просто паутина, это пряжа от самой Пресвятой Богородицы! Она дарит ее мастерице в знак одобрения. Нашла паутинку, значит, прясть и вязать платки зимой, как говорится, сам Бог велел. И женщина приступает к работе с особым радением и трепетом. И вот долгими холодными вечерами она прядет и вяжет. Сначала кладет козий пух на специальные чесалки, так создается тонкая-тонкая шерстяная ниточка. А затем с помощью самых обычных спиц ниточка превращается в настоящее чудо рукоделия – воздушный пуховый платок. И уже в конце зимы - в феврале и марте - снова приступают к вычесыванию коз, собирают шерсть, чтобы следующей зимой опять вернуться к рукоделию. Может, потому-то каждый оренбургский платок так красив и оригинален, что мастерицы вяжут платки зимой, они ждут своих супругов домой, вглядываясь в окна, покрытые морозными узорами, и вот этот узор уже появляется на платке. Он, конечно, выполняется на основе определенных узорных элементов, но каждый раз рождается неповторимое произведение. В основе декоративного оформления оренбургского платка лежит геометрический орнамент. Сочетание ромбов, квадратов, зигзагообразных и прямых линий, кругов и шестиугольников собирается и выстраивается по своим законам и порядкам в ясную и логическую композицию. Композиция платка состоит из трех частей, как настоящая картина: из основного изображения, фона и окантовки. Главная - конечно же, середина, именно здесь заключен основной орнамент, с него и начинается вязание. И только потом мастерица подбирает узор для края.
Оренбургский пуховый платок – название собирательное. Это теплая тяжелая шаль и тонкий легкий ажурный платок – паутинка. И каждый вызывает восхищение. Кстати, этот промысел так нравится за рубежом, что им пытались заняться и иностранцы. Но куда же без уникальной оренбургской козы?! Привезли коз во Францию, да пуха такого так и не получили. Только в Оренбурге при суровых зимах и сильных буранах природа могла создать удивительные свойства козьего пуха.
Естественные, натуральные цвета платков - цвета козьего пуха. Их два: серые всевозможных оттенков, от пепельных с лунным голубым отливом до почти черных, - для повседневной носки, а белые - торжественные, в них ходили в церковь, надевали на праздники. Сейчас нити из козьего пуха продаются в магазинах для рукоделия. Но считается, что лучший платок у той хозяйки, у которой есть та самая коза, давшая эту прекрасную нить.
На выставке все изделия ручной работы. Они буквально источают легкость и нежность, которыми обладает каждая женщина. Липчанки могут это почувствовать, придя на выставку, которая продлится до десятого февраля. А еще - поучиться для себя, как платок можно носить. Накинуть на плечи, покрыть голову, укутать шею или, свесив на спине, набросить на руки. На выставке несколько примеров, фантазия может быть безграничной. Ведь при умении носить шаль можно подчеркнуть достоинства фигуры - ее величавость и горделивость или, наоборот, хрупкость и изящество, а можно и скрыть недостатки. Галина Антоновна Аксенова пришла посмотреть выставку в день открытия: "Я сама очень увлекаюсь рукоделием: вышиваю мелким-мелким крестом. Мне очень нравится такая работа - ажурная, скрупулезная. И со знанием дела могу сказать - это очень большой труд".
Ценность выставки в том, что здесь можно познакомиться не только с прекрасными образцами оренбургского мастерства. На стендах представлены и фотографии из архива оренбургского областного музея изобразительных искусств. Здесь и казацкие семьи, которые в старину занимались созданием этих платков, те, кто их носил, и монахи одного из монастырей. Для них когда-то это было промыслом, как и в Ельце. Монахини Знаменского женского монастыря еще в царское время занимались кружевоплетением и считались самыми искусными, их изделия продавались на ярмарках. Так было и в Оренбурге. К тому же, мастерицы-монахини вкладывали в работу над платком все свое смирение, кропотливый труд, а главное - трудились они с молитвой. Внешне такие платки, возможно, ничем не отличаются от обычных, но человек духовного склада обязательно почувствует их особенность. К сожалению, после революции все промыслы в монастырях были забыты. Но в Оренбурге традиции сохранились: пуховые платки согревали даже солдат в суровые военные зимы сороковых годов. Мастерицы не прекращали свой труд, только платок спасал от морозов. Не обрывается пуховая ниточка и сейчас: мастерство на радость людям продолжает жить.
Юлия ПАЖИТНЫХ.
14.01.2015, 865 просмотров.