Социалка — по-новому.
С начала 2015 года вступил в силу закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Что в законе нового? Кто теперь будет иметь право на получение бесплатной социальной помощи? Об этом рассказал заместитель начальника управления социальной защиты населения Липецкой области Сергей Кораблин.
- Сергей Николаевич, что нового несёт в себе закон, насколько он необходим и как отвечает современным условиям?
- Обновление законодательства в сфере социального обслуживания населения назрело давно. Действующий сегодня закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» принят в 1995-м году, в достаточно сложный период, и в настоящее время он уже не совсем актуален.
Время не стоит на месте, изменились социально-экономические условия жизни, у людей появились новые потребности и соответственно менялись стандарты и подходы к оказанию социальных услуг, внедрялись новые технологии социального обслуживания. Существенно поменялось законодательство в других отраслях. В этой связи возникла потребность в обновлении, конкретизации ряда положений закона, приведение его в соответствие с изменившимися условиями. К тому же в российских регионах существуют различия в отдельных вопросах предоставления социальных услуг. Поэтому очень важно, что новый закон устанавливает единые правила предоставления социальных услуг на всей территории страны.
Закон устанавливает новые термины, определяет права и обязанности получателей социальных услуг и организаций, предоставляющих такие услуги, систематизирует виды социальных услуг, раскрывает новое понятие – «социальное сопровождение» и требования к нему. Предусматривается индивидуальный подход к каждому нуждающемуся в помощи, исходя из потребности гражданина в конкретных социальных услугах. Вместе с тем, формы социального обслуживания остаются прежними. Социальные услуги будут предоставляться их получателям на дому, в полустационарной или в стационарной форме.
В целом закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его доступности, качества и эффективности, что будет достигаться, в том числе, посредством государственного и общественного контроля.
- Новый закон вводит понятие индивидуальной нуждаемости: орган социальной защиты населения совместно с человеком, нуждающимся в оказании социальных услуг, разработает индивидуальную программу, в которой будет прописан механизм оказания помощи. Как это будет работать на практике?
- К каждому человеку необходим свой подход. Один нуждается в надомном обслуживании, другой - в стационарном, третий в психологической помощи и так далее. Поэтому в законе есть чёткая установка - ориентация на индивидуальную нуждаемость человека. Это значит, что во внимание будут приниматься все параметры: к примеру, способность обслуживать себя в силу возраста или заболевания, потребность в постороннем уходе, материальное положение, наличие внутрисемейных конфликтов. Будут оцениваться условия жизнедеятельности гражданина, а также обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. И уже на основе этого будет формироваться индивидуальная программа, в которой указываются все социальные услуги, в которых нуждается конкретный человек. Срок действия индивидуальной программы 3 года, при этом программа будет пересматриваться в зависимости от изменения потребности гражданина в услугах.
- Из закона убрали формулировку «трудная жизненная ситуация», но установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании. В чем здесь разница? Не получится ли, что гражданам будет трудно доказать необходимость получения помощи? И что будет признаваться такими обстоятельствами?
- Законодатель не ставит перед собой задачи уменьшить контингент получателей социальных услуг или кому-то отказать в помощи. Дело в том, что термин «трудная жизненная ситуация» достаточно расплывчатый, его можно толковать по-разному. Поэтому принято решение использовать более конкретные формулировки.
Это, к примеру, полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; отсутствие возможности обеспечить уход за инвалидом; отсутствие попечения над детьми. Органы соцзащиты будут взвешенно и объективно подходить к определению нуждаемости человека в социальных услугах.
- Не сократится ли в следующем году перечень и условия предоставления социальных услуг, по сравнению с предоставляемыми сегодня?
- Перечень услуг не только не сократится – это прямо запрещает новый закон, но и будет расширен, а также уточнён. К примеру, появится такая услуга как обучение навыкам компьютерной грамотности. Более того, новый перечень социальных услуг будет рассматриваться депутатами Областного совета, и утверждаться законом Липецкой области. На каждую услугу будет утверждён стандарт её предоставления. Учитывая индивидуальный подход к каждому человеку, возможность выбирать услуги из рекомендованных в программе, качество социального обслуживания будет только повышаться.
- Закон указывает, что кроме привычных социальных услуг (покупка продуктов, лекарств, уборки в квартире, приготовления пищи) будут оказываться услуги, которые никогда не входили в систему соцобслуживания. Что это за услуги?
- Речь идёт о социальном сопровождении - новом термине в законе. Он означает содействие в получении помощи, которая, по сути, не относится к социальным услугам. Это касается ситуаций, когда у человека, получающего социальные услуги в нашей системе, возникает потребность в медицинской, психологической, педагогической или юридической помощи. Здесь включается такой механизм, как межведомственное взаимодействие различных организаций, а социальный работник выступит в качестве посредника между гражданином и такими организациями.
Приведу пример: социальные услуги на дому получает инвалид. Возникает ситуация, когда он нуждается в направлении на лечение в областной центр или специализированное учреждение в другом районе. В таком случае организация социального обслуживания в рамках межведомственного взаимодействия связывается с органами здравоохранения в целях оформления соответствующего направления, с пенсионным фондом, фондом социального страхования - для проработки вопроса о возможности направления на лечение в рамках набора соцуслуг, либо рассматривают другие возможности оказания помощи в организации проезда.
- По каким критериям будет решаться вопрос о платности услуг? Не получится ли, что в целом социальные услуги переведут на платную основу?
- По закону все несовершеннолетние дети имеют право на получение социальных услуг бесплатно. Плюс те, кто пострадал в результате чрезвычайных ситуаций, вооружённых конфликтов. Для остальных граждан основным критерием для получения бесплатной социальной помощи будет среднедушевой денежный доход. Он не должен превышать полтора прожиточных минимума. В этой связи количество граждан получающих услуги бесплатно увеличится, ведь сейчас действует норма в один прожиточный минимум. Но и у тех граждан, среднедушевой доход которых окажется больше полуторной величины прожиточного минимума, размер платы за социальные услуги на дому, будет ограничен 50 % разницы между величиной своего дохода и полуторной величиной прожиточного минимума.
- Появился новый принцип социального обслуживания: «сохранение пребывания гражданина в привычной, благоприятной социальной среде». Что это означает?
- Этот принцип подразумевает под собой, что направление нуждающегося в помощи человека в стационар должно быть самой крайней мерой. Важно сохранить для него привычную жизненную среду и обстановку, обеспечить возможность нормальной жизнедеятельности в стенах своего дома, а не изолировать от привычного окружения: близких, друзей, соседей. Этот момент будет обязательно учитываться органами соцзащиты при составлении индивидуальной программы оказания помощи.
- Что такое «независимая оценка качества оказания социальных услуг». Кто и каким образом этим будет заниматься?
- В Липецкой области независимая оценка качества уже осуществляется. Оценивают качество социальных услуг, как эксперты, так и сами получатели. Эксперты входят в состав Общественного совета при Управлении социальной защиты населения. Члены совета посещают учреждения соцобслуживания, и оценивают их деятельность по таким критериям как доступность социальных услуг и комфортность их предоставления, вежливость и компетентность персонала, открытость информации об учреждении и конечно удовлетворённость получателей качеством услуг. Получатели услуг в свою очередь опрашиваются посредством анкетирования. По результатам составят рейтинг, изучить который в Интернете сможет любой желающий.
- С учетом многих новшеств социальным работникам придется пройти переобучение. Каким образом и где они будут повышать квалификацию? Будет ли достаточно нынешних органов соцзащиты, или будут появляться новые структуры?
- Принятие закона не потребует набора персонала. Поэтому акцент здесь - на обучении специалистов нормам нового закона - особенно, технологии социального сопровождения. В настоящее время положения нового закона широко обсуждаются с руководителями и специалистами учреждений соцобслуживания. В целях повышения квалификации специалистов в Управлении социальной защиты населения области проводятся обучающие семинары. Кроме того, в 2014 году 30 % социальных работников со всей области окончили курсы повышения квалификации в Липецком государственном педагогическом университете и Елецком государственном университете им. И.А. Бунина.
Я уверен, что благодаря общим усилиям новые правила будут успешно внедрены в сферу социального обслуживания и качество социальных услуг повысится.
10.01.2015, 1169 просмотров.