Школа, где всем хорошо
Для меня это было особое интервью. Общаться с человеком, который когда-то привил мне любовь к литературе, к русскому языку, научил правильно формулировать свои мысли и не допускать (ну почти) ошибок в письменной речи, было волнительно, но чрезвычайно интересно. Хотелось познакомить читателей «Липецких известий» со своим педагогом, а теперь еще и новым «главным учителем» города - председателем департамента образования администрации Липецка, при этом очень красивой женщиной, внимательной женой и заботливой мамой Светланой Валерьевной Бедровой.
С пятого класса Светлана мечтала работать в школе. Влияние оказала, безусловно, семья: ее мама и дедушка — учителя русского языка и литературы, многие родственники преподают в школах другие предметы.
Когда Светлана стала старше, ей очень хотелось иметь свою школу: сделать так, чтобы ее собственным детям там было хорошо. И людям, которые рядом работают, тоже было хорошо.
По ее словам, можно научиться быть учителем. Хорошим ремесленником, прекрасно знающим свой предмет. Но желание работать с детьми, умение с ними общаться все же важнее.
— Дети — это всегда непросто. Но я люблю работать с молодежью. Они дают новые идеи, векторы, нестандартные решения. А для меня это опыт, выводы, внутренняя работа над собой, — призналась Светлана Валерьевна.
До 2004 года она работала в школе № 69. Потом три года была специалистом в департаменте образования. Тогда его возглавляла бывший директор все той же 69-й школы Анна Митрофановна Шамаева. Чуть позже Светлана Бедрова попросила включить ее в кадровый резерв, а затем стала директором 51-й школы. Это было в 2007 году.
— Мечта о своей собственной школе, где всем будет хорошо, осуществилась. Это были двенадцать лет эмоций, работы, мечтаний, свершений, — произнесла она. — На каждом новом этапе мне интересна именно та работа, которую я выполняю. Если я чувствую, что хочу большего, я начинаю думать об этом. Важно уметь ставить цели и идти к ним. Не люблю слово «добиваться». Оно подразумевает путь по головам, а это не мой путь.
ШКОЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
Светлана Валерьевна до сих пор благодарна своим институтским педагогам.
— Когда я училась, очень большой упор был на методику преподавания. В Липецком педагогическом институте с нами работали очень серьезные преподаватели, авторы книг. Может быть, поэтому с нашего курса очень много выпускников работает в школе. Двое из них — директорами.
Светлана Валерьевна убеждена, что ей очень везет на тех людей, которых она встречает в жизни.
— Я всегда говорю: любого человека делают те люди, которые с ним рядом. В 69-й школе работали неравнодушные. Это мое становление, мое преображение из вчерашней студентки в человека, который в профессии что-то собой представляет. 51-я школа — моя любовь, мои вложенные силы. Это становление меня как управленца. Огромнейшее спасибо тем людям, которые со мной работали и работают. Мы вместе делаем одно общее дело.
Директор школы — это не только бумажная работа, хотя и ее немало, — с улыбкой говорит моя собеседница. — Но при этом я очень рада, что школьники могли прийти ко мне в кабинет и просто рассказать, что им не нравится, поделиться мыслями.
Светлана Валерьевна считает школу сплавом мудрости и молодости. Важно передавать молодым коллегам опыт поколений, бесценный опыт общения, организации работы, а молодые педагоги — учат новым технологиям.
НАДЕЖНЫЙ ТЫЛ
Говорят, что нужно строить или карьеру, или личную жизнь. Светлане Валерьевне удалось и то, и другое. Она вышла замуж, дважды стала мамой.
— Моя семья всегда меня понимала и поддерживала. Ни с первым, ни со вторым ребенком я положенные три года в декрете не отсидела. Родные составляли расписание, когда надо с ребенком посидеть.
Она очень благодарна коллегам, своим заместителям в школе, которые ей помогали, брали на себя те обязанности, которые могли.
— Хорошо еще, что у меня большая разница в возрасте между детьми — 11 лет. Я вижу, как сменяются поколения ребят не только в школе, но и дома. Старший учится уже в университете, младший — в 3 классе. По подходам к учебе, по запросам – это земля и небо. И сейчас, уйдя в административную работу, я не оторвана от школы. Каждый день дома я мама, которая следит за дневником, домашними заданиями.
Светлана Валерьевна призналась, что семья спокойно отреагировала на новость, что ее назначили главой городского департамента образования.
— Они меня поддерживали на всем пути, пока я участвовала в конкурсе на замещение вакантной должности. Самое трепетное было – это сказать в школе, что ухожу. Прощались мы очень эмоционально.
МЕЖДУ НОВЫМ И СТАРЫМ
— Время, мир, дети меняются, и наша задача идти с ними в ногу, — убеждена моя бывшая учительница. — Мы сами себя без сотового телефона, новостей и Интернета уже не представляем в течение дня. Я в корне не согласна с теми, кто сегодняшних детей ругает. Нынешние школьники умнее нас, более начитанные, у них шире кругозор, они более самостоятельные и требуют к себе большего уважения. Плох тот человек, который не меняется сам в соответствии со временем.
По словам Светланы Валерьевны, вполне реально запретить приносить в школу гаджеты, но это не решит проблем. Она считает, что нужно воспитывать культуру отношения к электронным устройствам.
— Можно запретить и компьютер, и даже бумагу и ручку. Но метод запретов, на мой взгляд, не тот метод, которым можно все решить. Другое дело – научиться работать с гаджетами и в правильное русло их направить: это не только игрушки, это огромный потенциал, обучающий и мотивационный. Все технологии – на пользу детям. Объяснять урок современным детям на пальцах и насечками на камнях – это несерьезно.
Моя собеседница рассказала мне об интересном проекте, в котором она принимает активное участие — апробация цифровой платформы персонализированного обучения.
— Проект просто потрясающий. В него вошли только пять регионов России. В нашем регионе задействованы четыре школы: три липецкие и одна в Ельце. Это проект, как не потерять связь с современными детьми, как мотивировать их на учебу, как помочь учителю быть не только наставником, а быть рядом с ребенком, куратором, старшим товарищем, человеком, который направляет. Для детей не будет ни новых предметов, ни новых нагрузок в учебном материале. Проект предполагает новые формы работы и подходы к детям. С педагогами сейчас работают коучи, тренеры, психологи, которые помогают учителю перестроить свой традиционный урок, понимание подходов к работе с детьми. Учителям нужна помощь, чтобы решить проблемы профессионального выгорания, межличностных и внутриличностных конфликтов. Проблемы, которые нельзя отрицать и игнорировать.
— Не случайно каждые 10 лет учителям положен творческий отпуск на год. Я сейчас могу сказать убежденно— он необходим. Периоды тупика, эмоциональных внутренних переломов всегда есть и будут. Должны всегда находиться рядом профессиональные психологи, которые помогут выйти из этого состояния, — считает новый главный учитель Липецка.
БОЛЬНОЙ ВОПРОС?
Мой выпуск был последним, когда сдавались экзамены в так называемой традиционной форме. Сейчас ее все чаще называют устаревшей. С 2003 года ввели пробный, а с 2004 года постоянный единый государственный экзамен. И с тех пор общество разделилось на тех, кто поддерживает нововведение, и тех, кто его категорически не приемлет. Признаюсь, была на стороне вторых, потому что считаю неважным цвет пуговиц у литературного персонажа и умение эффектно ставить галочки в бланке с надеждой угадать правильный ответ. Я всегда ратовала за умение связно выражать свои мысли, хорошо говорить. Светлана Валерьевна заставила меня задуматься о другой стороне этого наболевшего для страны вопроса.
— Я сторонница ЕГЭ, — заявила она. — Единая процедура оценки знаний, на мой взгляд, позволяет в одинаковых условиях, по одинаковому тестовому материалу детям всех регионов, включая сельские и отдаленные, продемонстрировать свои знания, а значит, поступить в ведущие учебные заведения. Честно скажу, если бы не ЕГЭ и раскладка по баллам, которую получил мой старший сын, вряд ли бы он учился в Москве в престижном вузе. Но ЕГЭ, как и любая другая процедура, не может стоять на месте, не реформироваться.
— Изменились подходы. Не всем нужно владеть ораторской речью и делать это своей профессией. Есть экзамен по литературе, где проверяется очень широкий спектр связной речи. В 9 классе на экзамене по русскому языку уже есть устное собеседование. Сейчас идут разговоры о том, чтобы устную часть включить и в другие экзамены. ЕГЭ как оценка знаний ребенка совершенствуется постоянно.
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Идей и планов у приступившего всего шесть дней назад к своим обязанностям председателя департамента образования администрации Липецка немало.
— Конечно, сейчас у меня период ознакомления, ведь объем информации колоссальный. Мне интересны многие проекты, которые уже есть в городе, и те, которые в стадии обдумывания и внедрения. Очень много важных проектов предлагает областное руководство: новое, молодое, активное. У липецкого образования, директорского корпуса, учительских коллективов очень большой потенциал.
Светлана Валерьевна вспомнила о липецком опыте, об известной на весь СССР липецкой педагогической школе 60-х годов. Она стала корнями, на которых растут и современные педагоги.
— Липецкая школа — это энтузиазм, неравнодушие, поиск нового, желание делать жизнь лучше. То, что в липецком учительстве передается из поколения в поколение. Сейчас много говорят о том, что учителя стали лишь предоставлять образовательные услуги. Мне бы очень не хотелось, чтобы наша учительская профессия, потрясающая, интересная, которая позволяет воспитывать будущее, превратилась бы просто в услугу. Школа – живой организм. Ученики, родители, учителя – это сообщающиеся сосуды.
Моя учительница (а я убеждена, что учителя бывшими не бывают) рассказала, что сейчас все ее силы направлены на то, чтобы быстрее изучить все тонкости работы. Делиться задумками она не спешит — пока еще слишком рано.
— Но по жизни я оптимист. Очень хочется, чтобы новая работа приносила удовольствие мне, моей семье, окружающим, чтобы вокруг были позитивные, оптимистичные люди. И чтобы нам было, чем поделиться друг с другом во всех отношениях.
Светлана СТЕПАНОВА.
06.11.2019, 2249 просмотров.