Счетчик помогает экономить.
С 1 сентября в Липецкой области, как и во всей стране, повышены тарифы на коммунальные услуги: теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение. Электроэнергия дорожать не будет.
При этом процент роста тарифов на коммунальные услуги разный в каждом муниципальном образовании региона. Как мы уже не раз поясняли, проще будет жить тем, у кого есть счетчики. Мы встретились с директором управляющей компании «Уютный дом» в Липецке Сергеем Николаевичем Давыдовым, который рассказал, зачем нужны счетчики и как они помогают экономить.
- В европейских странах вообще не предоставляются коммунальные услуги без измерения приборов учета, - говорит он, - я например, был в Хорватии, там в частном доме электрический счетчик вынесен на улицу. Сделано это для того, чтобы контролер, не заходя в дом, мог снимать показания счетчика.
В той же Чехии люди даже не задумываются о том, чтобы как-то исказить или не подать показания приборов учета, потому что санкции наступают немедленно - либо отключают услугу, либо штрафуют. Принципиальной разницы между электрическими счетчиками или счетчиками на воду там нет.
Какая основная проблема у нас?
Самые достоверные показания счетчиков - снятые при помощи автоматизированных приборов учета. Но если в новых домах ставят счетчики на электричество, показания которых можно снимать дистанционно, то с приборами, учитывающими расход воды, – это проблема.
Таких приборов, которые передают показания дистанционно, в принципе очень мало, их мало кто покупает, и они дорогие. Большая часть населения хотела бы, чтобы их счетчик передавал показания автоматически. Я лично, был бы рад, если бы прибор учета это делал сам. Но поскольку показания счетчиков снимают сами жители, то тут и возникают проблемы.
В нашей управляющей компании большая часть домов оборудована автоматизированной системой учета показаний электроэнергии. Небаланса или сверхнормативного показателя ОДН у нас нет.
- Это, наверное, какие-то новые дома?
- Дома располагаются в районе Манежа, 26 микрорайона, в районах Тракторного завода и Опытной станции. Это те здания, который строил Домостроительный комбинат после 2005 года. В принципе, их можно назвать новыми. Так вот, там с электроэнергий проблем нет, а вот с водой есть. Жильцы передают данные самостоятельно, поэтому есть ОДН, и значительный.
Я считаю, что не только управляющей компанией должно организовываться контрольное снятие показаний, но и советом дома и инициативной группой жильцов. У меня в штате всего один контролер. Он обходит дома по графику, но он может в каждый дом и в каждую квартиру, если еще его туда пустят, попасть только один раз в год. Для того, чтобы это происходило каждый месяц, нужен целый штат контролеров. Значит, затраты лягут на плечи жителей этих домов, ведь зарплату контролерам надо будет платить. Управляющая компания работает за деньги жителей, никаких иных денег у нее нет.
- Когда покупаешь счетчик на воду, говорят, что его срок службы пять лет. Это действительно так?
- У каждого бытового прибора есть срок гарантийной службы, после которого его надо проверять. Существуют специальные требования к средствам измерения учета расхода воды, где написано, что прибор следует проверять через каждые четыре – шесть лет. Если он не стал врать, если он нормально работает, то он продолжает работать, и менять его не надо. Сотрудники фирмы, которая занимается их поверкой, приходят к вам домой и, не снимая их, проверяют специальными устройствами. После этого дается заключение о состоянии прибора, выписывается соответствующий документ и, счетчик продолжает трудиться дальше.
- Известно, что некоторые наши граждане пытаются изменить показания счетчика с помощью магнитов, как-то эти факты можно выяснить, и что будет тому, кто их использует?
- На скобяном рынке в девятом микрорайоне раньше, я помню, висел плакатик с надписью «Магниты для остановки счетчика». Наберите в любом поисковике в Интернете «магниты для…», сразу появится надпись «магниты для остановки счетчиков». С этим можно бороться, есть магнитные индикаторы, которые показывают, было ли воздействие магнитным полем на этот прибор учета или нет.
Подпунктом «г» пункта 35 Правил определено, что потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета. При обнаружении факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета, использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу прекращается и производится перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных по пропускной способности трубы и его круглосуточной работы за период начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, указанной в акте проверки состояния прибора учета. Если дату вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено, начиная с даты проведения предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено вмешательство в работу прибора учета.
- А если, допустим, счетчики установили, но паспортов на них нет, как быть в этом случае?
- Есть постановление правительства о правилах постановки индивидуальных приборов на коммерческий учет, там все написано. Должен быть предъявлен паспорт на прибор, который обязан соответствовать требованиям измерения на заводе, у него не должна быть нарушена пломба и так далее. Если утерян паспорт и даже нет копии, то придется проводить его повторную поверку. В момент поверки выписывается дубликат технического паспорта, записывается серийный номер этого прибора, дата его выпуска, проверки, дата следующей поверки. После чего владельцу выдается паспорт с голографической наклейкой, который и будет являться нужным документом. Сейчас много фирм, которые это делают, их адреса и телефоны указаны даже в квитанциях об оплате коммунальных услуг.
- А как определить, что счетчик сломался?
- Семья обычно расходует одно и то же количество воды, если, конечно, не происходит чего-то неординарного, например, приехали погостить родственники, производился ремонт или вы сами уехали в отпуск, и так далее. Но и в этом случае отклонения будут не сильно большие. А вот если показания были 3 – 4 куба в месяц, а тут вдруг стало 6 – 8, или наоборот, счетчик показывает, что вы не расходуете воду, значит, что-то с ним случилось.
- А если окончилась его шкала, и он пошел на второй круг?
- Ограничений в этом вопросе нет, но исполнителя надо об этом уведомить. Но я таких приборов не знаю, чтобы они проработали столько времени.
- А какие бы счетчики рекомендовали вы?
- Здесь все четко регулирует рынок. Торговцы не будут продавать те приборы, которые приносят им убытки или которые не раскупаются.
- Есть общедомовой счетчик, у людей стоят счетчики в квартирах, возможна ли разница в этих показаниях?
- Разница будет обязательно. По тем методикам расчета, которые сейчас есть, эти данные совпасть не могут. Всему виной могут быть утечки воды в квартирах жильцов. У нас есть дома, где в подвалах можно ходить в туфлях на шпильке – чисто и сухо. Но и в этих домах есть ОДН, потому что у кого-то в квартире течет кран, вода в смывном бачке, и приводит к потерям. Хорошо, если это в одной квартире, а если их несколько? Вот это совместно и надо искать и решать. Мы поможем решить эту проблему, эта услуга платная, но в итоге вы станете меньше платить.
Я лично считаю, что каждый должен оплачивать то, что потребил, при этом каждый сам за себя должен честно отвечать. Когда мы начинаем хитрить в доме, магнитик прикладывать или недостоверные показания давать, то в этом случае у соседей растет плата. Лучше все делать правильно, тогда будет хорошо и вам, и другим жильцам вашего дома. А счетчики помогут вам сэкономить деньги, и достаточно ощутимо.
Андрей МАРКОВ.
Фото: ikirov.ru.
13.09.2014, 1145 просмотров.