Ваш ребенок, если захочет, сможет запустить на околоземную орбиту собственный спутник. И это отнюдь не фантастика. Но для начала ему придется многому научиться, например, в Центре цифрового образования детей «IT-куб» (Skills-Центр) Центра дополнительного образования Липецкой области. Мы встретились с педагогом этого центра Денисом Александровичем Коробейниковым и побеседовали о новом направлении «Электроника», о будущем науки и о многом другом.
- Денис Александрович, расскажите о себе, как вы пришли в науку, где учились? Повлияли ли родители на ваш выбор?
- Мое детство было обычным для ребенка Советского Союза. В эту «обычность» входила и возможность заниматься в различных кружках, секциях и объединениях. Мои родители оба инженеры, папа – инженер-электрик, мама – инженер-технолог. И с самого детства меня всегда привлекала техника. Школу я окончил в городе Старый Оскол, рядом с Оскольским электрометаллургическим комбинатом. Летом часто бывал в цехе у отца, который тогда уже был заместителем начальника цеха по электрослужбе.
Я наблюдал, как работает большой прокатный стан, сколько разных узлов, механизмов и электродвигателей обеспечивают его работу. Люди, работавшие там, казались мне волшебниками. По окончании школы я поступил в Липецкий политехнический институт на кафедру «Электропривод и автоматика». Эту же кафедру в свое время окончил и мой отец.
Профессионализм отца мне очень помог на этапе освоения самых сложных специальных предметов, поскольку я всегда мог получить у него консультацию, а иногда, несмотря на свою занятость, он мне читал практически полноценные лекции о премудростях построения электрических схем. Отцовские «премудрости» вызывали удивленный взгляд моих педагогов своими нестандартными решениями в курсовых проектах. Мама, и как инженер-технолог, и как мудрая женщина, дала мне основы общения, грамотного, корректного управления коллективом.
БЕЗ МЕХАНИКИ СЛОЖНО
- Вы больше инженер-электрик, а как относитесь к механике, она ведь тоже присутствует в работе?
- Если мы говорим о настоящем производстве, то электротехника, электроника и механика не разделимы между собой. Я очень уважительно отношусь к специалистам, которые из грубого железа создают потрясающие механизмы, способные вращаться, двигаться и работать за человека. Обратите внимание, что именно механические устройства в большей степени работают за человека.
Мы - электрики и электронщики, лишь помогаем им делать это качественно, точно и быстро. В жизни механика и электрика не разделимы. Есть, конечно, область деятельности человека, где электроника господствует. Например, компьютерные сети, но есть и где главной является механика - это автомобили, насосы, сельскохозяйственная техника и так далее. Я уверен, чтобы это все работало – везде должны быть профессионалы.
- Расскажите про жизнь в Корее, чем она отличается от нашей и как вы туда попали?
- Вы задали мне сложную задачу. В Республике Корея я работал учителем в школе при Посольстве России пять лет, и, конечно, впечатлений за это время набралось очень много. Эта страна многогранна, как и любая другая. Корейцы очень трудолюбивы, но при этом страна входит в пятерку стран с самым большим процентом суицидальных случаев. Это связано с тем, что без хорошего образования, даже если ты от природы талантлив, у тебя нет шансов на достойную жизнь по меркам этой страны. Но интересно, что у них почти нет преступности. Были случаи, когда наши коллеги забывали на улице свои телефоны и на следующий день находили их на том же месте, укрытыми пакетом от дождя.
В нашей Посольской школе, в том числе, учились дети российских инженеров, которые работают в крупных корейских компаниях. Интересный факт, обычно именно наши инженеры руководят подразделениями, занимающимися перспективными разработками. Я, например, горжусь знакомством с одним таким инженером с большой буквы. Он стоял у истоков создания гибких дисплеев, которые сейчас применяются в телефонах крупного корейского производителя. Чтобы попасть в такую школу учителем, надо достигнуть определенного уровня как педагог здесь, на Родине. Моя жена учитель русского языка и литературы, я по второму образованию учитель информатики, физики и математики.
Здесь у моих учеников были большие успехи на соревнованиях разного уровня по робототехнике, проектной деятельности и информатике, а моя жена расстраивалась, если ее ученики набирали на ЕГЭ по русскому языку меньше девяноста баллов. Но мы понимали уровень требований к учителю в такой школе в Сеул. Например, на родительском собрании можно было увидеть послов дружественных стран и высокопоставленных работников посольства.
Согласитесь, что в таком окружении надо чувствовать себя абсолютно уверенным в своих поступках и мыслях. Я не очень люблю говорить о своих успехах, но и я, и моя жена имеем персональную благодарность от Посла за свою работу, оформленную Приказом по МИД России. Рад, что мы смогли и там проявить себя как представители Липецкой системы образования.
- Некоторые наши ученые уезжают за границу. Помимо высоких заработков, чем там лучше?
- Два моих одноклассника сейчас работают в Германии. Один уже профессор, доктор технических наук, а другой руководит франко-германской компанией по производству и наладке систем автоматики для АЭС. Оба закончили МФТИ. Главным, чего тут скрывать, является зарплата. Но и немаловажным является факт отсутствия десяти контролеров и руководителей над одним ученым. Очень часто хорошая идея просто пропадает под необходимостью писать тонну сопроводительной документации для выделения средств. Не спорю, сейчас ситуация начинает меняться, но опытные ученые, уехавшие раньше, вряд ли вернутся, вот мы и готовим новое поколение.
Честно говоря, и мы, учителя, утонули в том объеме бумаг, которые требуется оформить в рамках учебного процесса. Еще сильно снижает качество подготовки исследовательских работ, постоянные требования к участию в различных мероприятиях и конкурсах. Хорошая работа готовится не менее года. К сожалению, часто нам не дают такого времени организаторы мероприятий. И тут стоит отметить, что я не просто так выбрал свое место работы. Директор Центра дополнительного образования Липецкой области Ирина Малько с пониманием относится к этой проблеме и не торопит ученика и учителя, поэтому и качество, и результаты, которых добиваются наши ученики, всегда высокие.
БОТЫ ПОМОГУТ
- Что сейчас происходит с наукой, куда она движется?
- Наука всегда движется вперед! Если говорить о нашем направлении, то мы пытаемся перевести компьютеры в троичную систему счисления. Это в сотни раз увеличит скорость работы компьютеров. А еще мы наблюдаем соревнования дронов по синхронному пилотированию, но мало кто знает, что наука о реальном взаимодействии робототехнических устройств идет к тому, чтобы на орбите создавать крупные объекты из маленьких ботов (сокращенно от «робот», программа, которая создана, чтобы выполнять однотипные и повторяемые задачи по определенному алгоритму), которые можно доставить туда современными ракетами.
У такого сообщества не может быть главного супербота, так как он может сломаться, и тогда миссия будет провалена, а значит, вся система сообща должна решить, как им организовываться. Вот и отрабатываются такие решения на красивых шоу. Как пример реализации такой технологии, проект крупных мировых стран по созданию линзы, фокусирующей солнечные лучи в реальный поток солнечной энергии, соизмеримый с мощностью современной электростанции на геостационарной орбите. Целиком ее туда не сможет доставить ни один современный ракетоноситель. А доставляя туда маленьких роботов и дав им в определенный момент команду собраться, можно.
- Вы хотите запустить свой спутник, как это возможно?
- Эта идея родилась из тех же предпосылок, что и шоу дронов. В мире существует стандарт CubeSat, позволяющий спроектировать маленький кубик-спутник размером десять на десять сантиметров и поместить его в грузовую ракету. После доставки на МКС космонавты выпустят его на орбиту, и он сможет передавать данные, которые определяются составом его датчиков. В этот проект могут попасть не только студенты крупных университетов, но и все желающие. Можно самому заплатить за такой запуск, а можно убедить строгое жюри в актуальности своего проекта и тогда спутник доставят на орбиту бесплатно.
Вот мы и решили попробовать попасть в этот проект через Московский государственный технический университет, который проводит ежегодное мероприятие «Шаг в будущее». На первом этапе мы хотим поднять такой кубик на высоту пять – десять километров на шаре, заполненном гелием. И получить оттуда данные о параметрах подъема и составе воздуха на разных высотах над Липецком. Но еще важнее будет вернуть его обратно с такой высоты. Если канал связи, выбранный нами, и схема возврата сработают, следующим этапом будет запуск на высоту сорок километров. В случае удачного запуска проект будет не стыдно представить в «Бауманке», в надежде на то, что его оценят и дадут пропуск в жизнь.
- Вы создали измеритель температуры, расскажите, а что вы еще создали?
- Это изделие прикладное, и, например, китайской промышленностью давно реализованное в современных чайниках. Мы его назвали подстаканник – устройство, которое позволяет увидеть температуру воды в кружке. Конечно, наше устройство сложнее китайских чайников, но это не меняет его прикладного характера. Пока кружка горячая, диоды светятся красным цветом. По мере остывания диоды поменяют цвет на синий, потом на зеленый. Когда вода достигнет комнатной температуры, они погаснут, что означает – вода холодная. Мы придумали подстаканник для проверки и закрепления навыков сборки электронных устройств. Его сборка требует ювелирной работы с паяльником, пинцетом и радиодеталями небольших размеров. Таких разработок у нас много. Это и умный блок питания, и GPS-маячок, и анализатор звуковых устройств. Приводите на занятия своих детей, и все увидите.
- Откуда вы берете идеи, сложно ли их реализовывать?
- Беру из жизни. Я, например, строю дом, в котором пытаюсь реализовать настоящие функции «умного дома». Увы, но часто под этим понимают простые фокусы с включением света при появлении человека или изменения уровня свечения лампы от времени суток. Это все очень просто и уже не интересно. Сейчас, например, меня интересует тема управления отоплением дома. Например, уходя на работу, я знаю, что дом снизит температуру в помещениях до двенадцати - пятнадцати градусов. А к моему приходу создаст приемлемую для меня температуру в двадцать – двадцать два градуса. Тут надо решать огромное количество задач.
- Как сделать так, чтобы юные таланты могли раскрыться в новом направлении? Что вы можете предложить детям, которых обучаете?
- Это просто, и в свое время было реализовано в СССР. Хорошая материально-техническая база дополнительного образования, желательно бесплатный доступ к получению этого образования и, конечно, педагоги-наставники, не скованные рамками бюрократии, множеством условностей в отношениях к ученику и низкой зарплатой в большинстве случаев. А детям я могу предложить свое время, свои знания, свой опыт и свою любовь к электронике и красоте ее схем. С удовольствием пройду с ними по пути к будущему электроники. Надеюсь, что воспитаю нового главного инженера систем управления ракетами.
Андрей МАРКОВ.
25.11.2021, 3173 просмотра.