С душою для души
Живет на улице Благодатной в деревне Благодать, что в Добринском районе, Александр Дмитриевич Лёвин – мастер-самоучка, который создает из дерева копии знаменитых православных (и не только православных) святынь.
- Вот это Тобольский монастырь, мой, если можно так выразиться, первенец, - улыбается Александр Дмитриевич, подводя меня к многоярусной полке, на которой, словно в музее, красуются макеты всевозможных храмов. – Его детали я собирал в единую конструкцию при помощи небольших гвоздиков. Но впоследствии в работе я стал использовать только столярный клей и никаких гвоздей! (Смеется).
С интересом разглядываю работы. Вот копия храма Василия Блаженного (так именуют собор Покрова Пресвятой Богородицы – одну из самых красивых и загадочных церквей России). Храм был построен еще во времена царя Ивана Грозного, и до сих пор по его изображению любой иностранец узнает Москву.
По соседству с православным храмом замечаю культовое строение явно не христианской архитектуры. Мастер подтверждает мои догадки – это копия знаменитой казанской мечети Кул-Шариф. К слову сказать, символ столицы Татарстана достаточно молод, Кул-Шариф открыли в 2005 году. Мечеть сказочно красива: белые мраморные стены, ярко-бирюзовая крыша и взмывающие ввысь остроконечные, увенчанные полумесяцами минареты.
- Обратите внимание на этот собор, - привлекает мое внимание собеседник к очередному макету церкви. – Это копия Главного храма Вооруженных сил Российской Федерации, над ней я работал восемь месяцев. Сам храм освящен во имя Воскресения Христова, он расположен на территории парка Патриот в Одинцовском районе Московской области. Его строительство было завершено к 9 мая 2020 года - 75-летней годовщине Великой Победы.
- Есть у меня работа, оригинала которой давным-давно не существует, - делится подробностями собеседник. – Это Александро-Невский собор в Варшаве, который был уничтожен поляками в начале двадцатого столетия. Вот тут про него написано, почитай сама, я не вижу ничего.
Почувствовав мой немой вопрос, Александр Лёвин пояснил, что он инвалид по зрению, и рассказал просто невероятную историю. Ослеп он, когда был еще совсем маленьким. В семье росло пятеро детей, работы у родителей – непочатый край, бытовых проблем не меньше. Видимо, попала малышу какая-то инфекция в глаза, а взрослые и не заметили. Когда Саше было лет восемь, отец – бывший фронтовик – решил отвезти сына в Москву, показать солидным врачам. В столицу надо было ехать из Тамбова, в город они прибыли заранее, задолго до прихода поезда – боялись опоздать. Чтобы скоротать время, отец с сыном отправились на местный рынок прикупить провианта в дорогу…
- У меня на глазах черная повязка была, отец за руку меня вел, - вспоминает Александр Дмитриевич. – Тут его какая-то женщина остановила и спросила, что, мол, с пацаненком? Отец и рубанул: «Да что, что – слепой он у меня!». Женщина позвала нас с собой и вручила бате какую-то мазь, наказав, что надо ее закладывать в глаза четыре дня. В Москву мы не поехали, вернулись домой. Мать долго ругалась, что поверили какой-то шарлатанке. А отец, огрызнувшись, что, дескать, хуже уже не будет, щедро намазал мне глаза мерзко пахнувшей мазью. Ох, как я орал и скакал – глаза жгло неимоверно. А через четыре дня этих ужасных процедур у меня из глаз вышла какая-то жирная пленка, и я начал видеть. Не на все сто процентов, но все же прозрел. Читать я сейчас не могу, телевизор тоже не смотрю – боюсь навредить глазам, а мелкие детали для своих макетов при помощи лупы мастерю.
Что же касается Александро-Невского собора в Варшаве, то печальная история такова. Этот православный собор был построен по проекту знаменитого архитектора Леонтия Бенуа в 1912 году на Саксонской площади (позже ее переименовали в площадь Пилсудского) в административном центре Царства Польского – в ту пору это была Российская империя. Роспись алтаря храма была поручена знаменитому живописцу Виктору Васнецову. Значительную часть средств, необходимых на возведение Александро-Невского собора, составили добровольные пожертвования людей разных сословий со всей России. Уничтожен же красавец-собор был польскими властями в середине 1920-годов – ныне о величественном храме напоминают только старые редкие фотографии. Главным мотивом его сноса послужило то, что собор, занимавший одну из главных площадей Варшавы, напоминал о русском господстве над Польшей.
Не могу удержаться от напрашивающегося сравнения: то, что происходило в двадцатых годах прошлого века в Польше, удивительно напоминает мне происходящее сегодня на Украине. Приходы Московского Патриархата объявляются вражескими, здания храмов захватываются, раскольники при поддержке нациков силой изгоняют паству и священников (последних нередко уводят в неизвестном направлении или убивают), а в конце марта текущего года в Верховную Раду был внесен законопроект о запрете деятельности Московского патриархата на территории Украины…
Но вернусь к основной теме моего повествования. Александру Дмитриевичу Лёвину впору экскурсии водить по дому – столь обширна и разнообразна коллекция храмов, созданная его собственными руками.
- Да здесь только половина осталась от всего, что я за долгие годы сделал, - признается мастер. – Многие из своих работ я подарил родным и знакомым. А вот продавать копии храмов не могу – рука не поднимается, да и жалко мне труда своего. В музей как-то просили отдать, не знаю…(машет рукой), кому надо - и так увидят.
И видели, и оценили: копии храмов, созданные Александром Лёвиным, неоднократно демонстрировались и премировались дипломами и грамотами на областных и районных выставках: «Русь православная», «Дар земли российской – святые родники», «С душою для души»… Устраивает мастер-самоучка и собственные выставки: как только на улице потеплеет, он выставляет свои работы перед домом, и благодарные зрители с удовольствием фотографируются на их фоне.
Александру Лёвину 72 года, и уже более пятнадцати лет он всерьез увлечен созданием копий различных храмов. За это время Александр Дмитриевич сделал более двух десятков макетов религиозных святынь. Откуда у него любовь к подобному творчеству, мастер, по его признанию, и сам не знает.
- Увидел как-то фотографию красивого храма и загорелся, начал мастерить, - вспоминает собеседник. – Я ведь все храмы по фотографиям создаю, видите, под каждым макетом фото оригинала лежит. Приподнимайте, не бойтесь, они легкие – каждый собор внутри полый, все его части снимаются, а фундамент выдвигается, наподобие ящичков у стола. При желании во все эти церкви можно и свет подвести, для меня это не проблема, я сорок лет электриком отработал.
Да кем он только в жизни не работал: и электриком, и формовщиком, и даже киномехаником. Родился Александр Дмитриевич в местечке Оборона в Тамбовской области. По окончании школы жил и работал в Липецке, потом перебрался в Добринский район в Плавицу, где и трудился до самой пенсии на местном сахарном заводе. В здешних краях Александр Лёвин и с будущей женой познакомился. Поженились, вырастили троих детей, которые давно уже разлетелись из родительского гнезда.
- Супруга моя Ольга Михайловна, конечно, ворчит, ругается, что все время торчу в сарае, где я оборудовал себе мастерскую, - улыбается собеседник. – Но это и понятно: волнуется, говорит, что большой вред зрению наношу.
Копии храмов Александр Дмитриевич делает в основном из ольхи, реже из липы. Дерево собирает в лесу и в течение полутора-двух лет сушит его в сарае. В мастерской у Александра Лёвина имеются лишь циркулярная пила да простой деревообрабатывающий станок, при помощи этих инструментов он распиливает большие деревяшки и подготавливает древесину для дальнейшего ее использования в творчестве. Все остальное делается вручную. Склеивает детали мастер при помощи столярного клея, а покрывает он готовые изделия цветным лаком. Правда, Александр Дмитриевич жалуется, что уже через год краски сильно темнеют. Да и при работе с деревом много всякой пыли и опилок летит, приходится надевать специальные очки, чтобы беречь глаза. Но, как говорится, охота пуще неволи.
- Я без работы совсем не могу, тосковать начинаю, - признается мастер. – Зимой плохо – холодно, а поскольку у меня в мастерской нет отопления, то работу приходится временно прекращать. Можно, конечно, обогреватель включить, но жена и так не очень одобряет, что я электричества много наматываю, а если еще обогрев использовать, то мои храмы и вовсе «золотыми» станут. А вот в теплое время года я из мастерской практически не выхожу, до самой темной ночи за работой засиживаюсь. Если сразу что-то не получается, откладываю, похожу, подумаю и снова за дело принимаюсь. - Сейчас надумал сделать копию Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, - делится творческими планами мастер. – Очень он красивый, нравится мне. Я уже начал в мастерской работать, имеются кое-какие заготовки…
Галина КОЛЕСНИЧЕНКО.
Фото автора.
17.06.2022, 682 просмотра.