РУССКИЕ ПЕСНИ, КОТОРЫЕ ЛОЖАТСЯ НА СЕРДЦЕ.
Волшебный, чарующий, великолепный… При всем богатстве русского языка в нем не найдется слов, чтобы передать все, что слушаешьАнатолий Дмитриевич БЕЗДЕНЕЖНЫЙ. Он - ведущий солист-вокалист оперного и камерного пения Липецкой филармонии, народный артист России. Это высокопрофессиональный артист, который обладает лирико-драматическим тенором широкого диапазона, красивого тембра и большой силы звука. В репертуаре мастера – русские народные песни, песни современных композиторов, произведения русской и зарубежной классики. Награжден Анатолий Дмитриевич орденом Дружбы народов, а также государственной наградой Ватикана. Недавно он отметил свой 75-летний юбилей. Накануне мы встретились с ним.
- Вас приедут поздравлять москвичи «Тенора ХХI века»…
- Они уже к нам приезжали, это очень сильная вокальная группа артистов, способных на большие творческие подвиги. Это солисты ведущих московских оперных театров, но и работают они не за малые деньги. В прошлый раз, когда они приезжали, я их пригласил, сказал, если будет возможность, приезжайте на мой юбилей. И они согласились.
- За свою жизнь вы дали почти восемь тысяч концертов. Вы бывали в Польше, Германии, Индии, Австрии, Италии и Ватикане, где папа Иоанн Павел II вручил вам государственную награду «Большую серебряную медаль», как это было, расскажите.
- Это было 31 января 1986 года. Был заключительный концерт, после которого нас пригласили на прием к папе Римскому. Приехали, подождали. Вот он вышел, пообщались, посмотрели фрески Рафаэля. Но это очень восхитило нас. Мы были представителями великой русской культуры на итальянской земле. Я выступал вместе с хором имени Пятницкого. А пел русскую народную песню «Калинка». Папе она понравилась. Он когда вышел, поздоровался с каждым артистом за руку, нас сфотографировали. Не успели мы выйти от него, фото уже были готовы. Все было прекрасно. Папа говорил теплые слова в адрес русской культуры, в адрес хора. Тогда художественным руководителем был Валентин Сергеевич Левашов, народный артист СССР, прекрасный композитор, пианист. Вечер был незабываемым, а потом нас повезли в ресторан, а уже оттуда мы поехали в аэропорт и полетели на Родину. Мы были в Италии на гастролях шестьдесят дней, отработали пятьдесят девять концертов. Площадки, на которых выступали, были типа шапито, туда накачивали теплый воздух. Прохладно все-таки было на улице. Людей собиралось много, тысяча – две тысячи
человек, залы были большие. Нагрузка - колоссальная. Но нам было приятно слышать в наш адрес похвалы зрителей.
- Есть ли сейчас авторы, песни которых хотелось бы исполнять?
- В основном я пою русские народные песни, песни советских авторов, то есть тот репертуар, который ложиться мне на сердце. Посредством этих песен, мне удобно общаться с публикой и, слава богу, пока это получается. А сегодняшних авторов, мы их и не знаем, есть ли вообще?
- В Липецкой филармонии вы отработали сорок пять лет. В следующем году вашей трудовой деятельности будет шестьдесят лет. Вы начали ее в 1954 году, кем вы работали тогда?
- Сначала работал кочегаром, водил поезда. В свое время я окончил Ржевское железнодорожное училище и получил профессию слесарь по ремонту паровозов. А в Липецк попал после окончания музыкального училища в шестьдесят девятом году. Приехал, меня прослушали и взяли. Встретили здесь очень тепло. Город понравился. Дали мне концертмейстера. Тогда филармония находилась рядом с Нижним парком, на месте, где сейчас часовня стоит. Зал был небольшой, но хороший. Исполнял я классику, патриотические песни. Они настраивают на светлое мышление, на понимание ответственности за судьбу своей Родины.
- А петь начали когда?
- С детства, сколько себя помню, столько и пою. Пел в школе русские песни. Потом в городе Ржеве был знаменитый хор железнодорожников, я участвовал там в самодеятельности. Тогда я еще не знал, кем буду, но я был солистом этого хора, где и прошел, если можно так сказать, боевое крещение. Наставником моим был руководитель хора Павел Петрович Павлов, большой знаток хоровой музыки. Это отец председателя Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР Сергея Павловича Павлова. Два раза в неделю были занятия, еще я ходил к учителю домой в гости, разговаривали о том, как пойти мне по жизни. Но и большой вклад внесла в мое решение Майя Игнатьевна Бойцова, моя учительница. Она сейчас живет в Ржеве, при возможности я приезжаю к ней в гости. Тогда она была преподавателем Ржевской детской музыкальной школы.
- А кем были ваши родители?
- Папа работал железнодорожником, сорок лет отдал этой работе. А мама была домохозяйкой. Один брат в сорок втором году погиб под Смоленском, другой служил на Дальнем Востоке, был майором – пограничником.
Сестричка двадцать третьего года, она ушла из жизни лет пять назад. Был еще брат, но он умер в девятилетнем возрасте.
- А родители поддерживали вас?
- Время было трудное, я родился в тридцать восьмом году, а через три года война началась. Ржев захватили немцы. Я был в оккупации. 3 марта 1943 года город освободили. Жили тогда не просто. Наш дом сгорел при первом же налете, он был деревянный, одноэтажный. Потом скитались, то у одних родственников жили, то у других. Помню немцев, вели они себя по-разному. Мне было четыре года, как-то я забрался на окошко, в дом, где они жили. Там стояла банка с повидлом, и я его съел. А немцам это не понравилось. Один из них пришел к нам в дом и хотел меня застрелить, но матушка бросилась к нему в ноги и защитила меня. Он выругался и ушел. А один раз немцы пришли к нам и перед глазами стали мне проводами трясти. Их товарищ спал у нас, он увидел это, вскочил и растолкал их. Что они хотели этим, не понятно. Я и говорил по-немецки и песни пел, сейчас подзабыл, конечно. Некоторые немцы были хорошими, угощали меня тем, что и сами ели.
- Вы учились в Новосибирском музыкальном училище, а кто вам посоветовал туда пойти?
- Сначала я поступил в Калининское музыкальное училище, отучился там год, а потом волею судеб перебрался в Новосибирск и там уже заканчивал свое обучение. А настояла на этом Майя Игнатьевна, она даже прислала мне денежный перевод. Матушке было тяжело. Когда умер папа, мне было двенадцать лет. А когда я окончил училище, то оттуда приехал на ее похороны. Родители так и не узнали, что я стал певцом.
- А были ли у вас любимые оперные исполнители, которым бы вы хотели подражать?
- Мой духовный учитель и наставник Сергей Яковлевич Лемешев. Я очень люблю этого певца. За его могучий дух русского человека, за его серьезное отношение к русской песне, русской арии, опере. Он великий гражданин Отечества, который сделал большой вклад в развитие вокального искусства в России. В моем сердце живет образ этого великого русского певца. Он приезжал в Новосибирск, и я был на его концерте, но общаться с ним мне не приходилось.
- Вы работали с таким ведущим коллективом, как Государственный эстрадно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения. С Первым отдельным образцово-показательным оркестром Министерства обороны, с Государственным академическим русским народным хором
имени Пятницкого. С певцами - Галиной Олейниченко, Яном Кратовым, Светланой Лукашовой, профессором Московской консерватории Тимофеем Докшицером, народным артистом России Валерием Золотухиным и многими другими. Можете, что-то о них рассказать?
- Валерий Семенович Жак, мой хороший товарищ, который сейчас живет в Москве, он в свое время был художественным руководителем киноконцертного зала «Россия». И он приглашал меня. Я побывал на «Московской Олимпиаде - 80». Там я познакомился с Валерием Леонтьевым, с Аллой Борисовной и другими артистами популярными и знаменитыми тогда. Открывалась Олимпиада в Парке Горького, это был большой праздник. Я пел с ними. Выступал я как артист Липецкой филармонии. Тогда я уже получил звание заслуженного артиста России. Было интересно. Хотя Пугачева уже была тогда с некоторым апломбом. А с Валерием Леонтьевым мы жили, чуть ли не в одном номере в Останкино. Общались, он тогда был очень приятным, доброжелательным человеком, элегантно одетым. Публика рвала и метала, когда он выступал. Тогда у него началась звездная дорога.
- А вам не хотелось уйти в эстраду?
- Нет, я другого плана артист, я камерный артист, я пою русские романсы, русские песни, пою то, что ложиться мне на сердце, что мне нравится. Я подпитываюсь от тех взоров и взглядов, которые устремлены на меня из зала. Когда тебе устраивают хороший прием – ты в полном восторге, у тебя все получается, и ты готов петь.
- Вы участвовали в концертах, посвященных Дню Победы в Москве…
- Меня пригласил Валерий Семенович Жак. Там участвовало более тысячи артистов. Там я пел знаменитую «Смуглянку». Я стоял на крыле самолета, в руках был баян и я пел. Смотрелось это очень эффектно. Хоры пели, с Валерием Золотухиным мы выступали, это было очень зрелищно и впечатляюще. Но выходил на сцену, а сердце трепетало. Но надо к этому состоянию привыкнуть. Хотя на каких-то больших мероприятиях все равно когда выходишь, волнуешься.
- Что вы поете с большей охотой?
- Русские романсы и русские народные песни. Их много. Они все на слуху. Ямщицкие песни. В свое время их пел Лемешев. Эти песни легко воспринимаются, доступны для понимания, когда их поешь, сам получаешь прилив бодрости и радости.
- Вы побывали во многих городах России и Советского Союза?
- Россию-матушку я всю объездил, но я ведь еще работал и с двумя хорами. Это русский народный хор города Смоленска, я был с ним на Камчатке и Дальнем Востоке. А второй хор - Буковинский ансамбль песни и танца. С этим хором я был на гастролях в Баку и у меня украли документы, и я был вынужден вернуться домой в Ржев, остался там и некоторое время трудился в горкоме комсомола. Ездил на уборку урожая дважды. Тогда мне было двадцать лет. В те добрые времена люди были более доброжелательны, они искренне хотели помочь Родине.
- Вы побывали за границей не раз, где лучше воспринимают русскую песню?
- Сначала я был в Италии, потом вместе с духовым оркестром Министерства культуры побывал в Индии, там два месяца выступал. В Индии нас встречали отлично, индусы - люди доброжелательные, интересные. В Калькутте было не очень привлекательно, а вот Бомбей показался шикарным городом. В Китае побывал, там все поставлено на поток. Если объявлен завтрак в восемь часов, то вся команда уже в это время стоит и ждет. Они очень дисциплинированные. Возили нас на рыбалку. Ловили карпа на озере. Потом когда вернулись, сварили из улова уху. Готовят они замечательно. Оттуда я привез таракана в качестве сувенира. В их взглядах не было какого-то негатива. Страна очень интересная. В горные храмы поднимались, они относятся к духовным ценностям очень серьезно, мы тоже хотели бы, чтобы так происходило и у нас, но пока все это делается не на таком уровне, как в Китае, например. Еще я побывал в Австрии. Публика конечно отличается, они несколько сдержаннее. Хотя в Инсбруке мы поднимались на фуникулере на гору, туда подняли нам рояль и мы там с Валерием Павловичем Радченко пели. Смотрели с высоты гор и пели. А потом нам даже собрали денежку за выступление. Из Италии я привез гондолу, а из Австрии – вертушку для проигрывания дисков, тогда их в России не было.
- У вас трое детей, они не поют?
- Нет. Девочки еще молодые. Старшей дочке двадцать четыре года, младшей пятнадцать, а сын от первого брака живет в Новосибирске. Но пока никто из них не пошел по моим стопам, хотя возможно, они изменят свое решение.
- Поздравляем вас с юбилеем, желаем вам здоровья и творческих успехов.
Беседовал Андрей МАРКОВ.
фото автора.
25.03.2013, 1496 просмотров.