«Русь не сломишь! Она упрямая!»
У каждого из нас в окружении есть знакомые, которые неплохо играют на фортепиано, гитаре, а может быть, даже на скрипке или виолончели. Но вот знакомые гусляры у вас вряд ли найдутся, не так ли? Гусли инструмент с удивительным по красоте звуком: некоторые специалисты звучание этого древнего инструмента называют серебряным голосом наших предков. Кстати, музыкантов, владеющих игрой на гуслях, в стародавние времена считали кудесниками, волшебниками, а сам инструмент даже сжигали на кострах.
Недавно я познакомилась с человеком, способным не только играть на гуслях, но и самому создавать красивую музыку для этого инструмента. Встретились мы с гусляром Николаем Селивановым в Центральной городской библиотеке имени С.А. Есенина, где музыкант частый гость. Ведь сегодня библиотеки - не просто место, где можно найти необходимую книгу или журнал, они превращаются в культурные пространства, точки притяжения творческой молодежи. Например, арт-тусовки в Есенинке стали известны далеко за пределами Липецка, с выступлениями сюда приезжают поэты и музыканты со всей страны. И посетители библиотеки имеют возможность соприкоснуться с различными направлениями искусства: от андеграунда до фолк-рока, в том числе услышать и чарующие звуки гуслей – древнего инструмента, на котором играли наши предки. К слову сказать, услышать игру липецкого гусляра Николая Селиванова можно не только в липецких библиотеках, но и на открытиях выставок в музеях, а летом он выступает в городских парках и на фестивалях.
Конечно, в первую очередь я поинтересовалась у Николая, откуда у него, современного молодого человека, столь серьезное увлечение старинным инструментом.
- Мне всегда была интересна музыка древности, особенно гусли. Я с детства любил смотреть фильмы и мультфильмы, где на экране присутствовали искусные гусляры Садко, Боян, Добрыня Никитич и иные герои русского былинного эпоса, - с улыбкой признается Николай. – Я уверен, что мелодии старинных песен в отличие от нынешних хитов-однодневок, останутся с нами на протяжении веков и даже тысячелетий. Помните, как говорил Маэстро в исполнении Леонида Быкова в фильме «В бой идут одни старики»: «Все преходяще, а музыка вечна».
В детстве Николай Селиванов занимался в музыкальной школе: играл на скрипке, фортепиано и даже посещал детский симфонический оркестр. О музыкальной карьере парень никогда не помышлял, а учеба в музыкальной школе, по его собственному признанию, была для него тяжким бременем, и посещал ее Николай исключительно для того, чтобы порадовать родителей. Окончив общеобразовательную школу, занятия музыкой юноша забросил и поступил в институт, где получил профессию юриста.
- Надо же мне чем-то на хлеб зарабатывать, - поясняет собеседник. – А вот гусли – это иное, это для души.
Хотя Николай точно и не помнит, что именно подвигло его три года тому назад начать всерьез обучаться игре на гуслях.
- Услышал однажды звуки гуслей, и словно что-то проснулось у меня в душе, непременно захотелось самому овладеть этим инструментом, - вспоминает Николай. – Первый инструмент мне привез друг из Москвы в январе 2019 года: крыловидные девятиструнные гусли, на них я и начал учиться играть. Спустя некоторое время я уже самостоятельно заказал на фабрике «Мир гуслей» вот этот инструмент (собеседник кивает на гусли, лежащие у него на коленях) – шлемовидные восемнадцатиструнные гусли.
Оказывается, разновидностей этого инструмента великое множество, назову лишь некоторые из них. Например, есть, крыловидные (яворчатые) гусли – древнейшая разновидность гуслей, для изготовления которых применялся клен-явор. Именно на таком инструменте играл новгородский гусляр Садко, и в настоящее время крыловидные гусли очень популярны у музыкантов. Есть гусли лирообразные – так они называются из-за внешнего сходства с лирой. Сегодня лирообразные гусли чаще всего можно встретить только в музеях и у коллекционеров, они имеют историческую и культурную ценность.
И, конечно, шлемовидные гусли. Играя на них, гусляр использует обе руки: правой исполняет основную мелодию, левой аккомпанирует. Происхождение их до сих пор вызывает споры у специалистов: есть версия, что они были заимствованы у народов Поволжья (существуют схожие с русскими чувашские и марийские гусли). Еще одно название шлемовидных гуслей – псалтирь, поскольку этот инструмент часто использовало духовенство в храмах. Ныне данная модель популярна у современных бардов.
Николай Селиванов признался, что обучаться игре на гуслях в наших краях было не у кого, во всяком случае, он профессиональных гусляров не нашел. Пришлось начинающему гусляру постигать азы мастерства самостоятельно, при помощи всемогущего Интернета.
- В сравнении со скрипкой, фортепиано и гитарой овладеть игрой на гуслях намного легче, - признается музыкант. – Но для этого нужно иметь большое желание, терпение и упорство, а также чувство ритма и музыкальный слух. Я порой вижу, как многие загораются, просят научить их играть на гуслях, особенно дети, которые бывают на моих концертах и мастер-классах. Сразу предупреждаю, что придется очень и очень потрудиться. Востребованы ли сегодня гусли? Безусловно, гусли многим нравятся. Их звонкие струны словно пробуждают генетическую память, память предков. Гусельная музыка создана для души, она живет в наших генах – эпическая, добрая, говорящая, обладающая живым собственным неповторимым колоритом. Вот послушайте сами…
Гусляр коснулся пальцами струн, и полилась нежная, чарующая, звенящая с переливами музыка, напоминающая одновременно и веселое щебетанье птиц, и серебристое журчание ручья. А они и правда живые – эти гусли. Здесь нет «посредников» - клавиш, как например, на фортепиано. Музыкант бережно перебирает струны гуслей, и они начинают звучать, словно струны души самого исполнителя.
К слову сказать, точную дату появления этого инструмента на свет до сих пор никто не может определить. Историки предполагают, что на мысль о создании гуслей древних людей натолкнула… тетива лука, которая при сильном натяжении издает приятный для слуха звук. В древности струна называлась «гусла», отсюда и родилось имя инструмента – гусли. Этот инструмент на Руси был всеобщим любимцем: под него плясали и пели, отмечали праздники и проводили кулачные бои, рассказывали сказки и пели колыбельные.
С давних времен хаживали по Руси-матушке калики перехожие, гусляры да скоморохи. Были они одаренными певцами, сказителями, слагали былины мудрые, пели песни о долюшке народной и имели репутацию острословов и сатириков, обличавших в песнях тех, кто жил неправедно, - за что и были любимы средь простого люда. Однако, после восшествия на трон династии Романовых, на любимцев народа начались жестокие притеснения со стороны церкви и самого царя Алексея Михайловича Романова (Тишайшего). По его указу скоморохи попали в немилость, а все гусли и скоморошьи дудки подлежали изъятию, после чего, инструменты целыми возами прилюдно сжигались на площадях городов и сел.
Гусли запретили, поскольку инструмент был объявлен бесовским и магическим за его сильное воздействие на людей, а также за связь с языческими корнями. В удаленных уголках Руси, куда не добралась карающая рука инквизиции, традиции игры на гуслях все же сохранялись. Кстати, гусли имелись не только на Руси, но также у финнов, арабов, евреев, немцев, белорусов, молдаван, китайцев и многих других народов. Пусть они и несколько отличаются внешним видом, но принцип игры на этих инструментах одинаковый.
- Девятиструнные крыловидные гусли – они скорее плясовые, шутовские, скоморошьи, - поясняет Николай. – А вот эти шлемовидные гусли – более приемлемы для вдумчивой игры, для размеренных народных песен и баллад. Иногда я сопровождаю игру на гуслях пением, например, исполняю песни «Ах ты, степь широкая» или «Выйду ночью в поле с конем», также исполняю свои произведения. Да, за неимением современного гусельного репертуара приходится собственную музыку создавать. Сам пишу и музыку, и слова, иногда использую готовые тексты, которые мне нравятся, и для них сочиняю музыку. Я вам сейчас сыграю свое произведение, называется оно «Песня далекой звезды».
И вновь зал библиотеки заполнила чарующая музыка, словно мы чудесным образом перенеслись во времена новгородского гусляра Садко. Музыканту Николаю Селиванову удается положить на струны старинного русского инструмента и многие современные мотивы. Он пояснил, что, например, большинство мелодий рокера Виктора Цоя написаны в русском народном стиле и легко накладываются на 9-ти струнные гусли, например, песни: «Кукушка», «Группа крови», «Мы ждем перемен». По мнению музыканта, и многие произведения классических западных рок-групп также подходят для исполнения на русских гуслях.
- Сейчас я начал осваивать новый инструмент – украинскую бандуру, - делится подробностями юрист-гусляр. – Купил я ее с рук в Москве, к слову сказать, инструмент должен был уехать в Канаду, но, к моему счастью, так и не дождался своих зарубежных покупателей. Замечу, что на бандуре играть сложнее, чем на гуслях.
Еще одна сложность, по словам музыканта, это правильная настройка инструментов. И если для колков гуслей Николай нашел специальный ключ для настройки без проблем, то для бандуры во всем Липецке такого ключа не нашлось.
- Решить проблему опять-таки помог друг, - улыбается собеседник. – На «барахолке» девятого микрорайона у старенького дедушки мой приятель приобрел древний, весь проржавевший от времени маленький ключик, похожий на те, какими в советские времена заводили будильники. И вот именно этот ключ идеально подошел! Представляете, украинскую бандуру смог настроить только советский ключ. Символично, не правда ли? (Смеется).
А мне показался символичным тот факт, что музыкант, играющий на старинном русском инструменте, одет в народном стиле – в красивую льняную темно-синюю рубаху с золотой вышивкой.
- Рубашку я купил в Костроме на ярмарке, - поясняет Николай. – Это знаменитый костромской лен. Не понимаю, почему русские люди стесняются ходить в народной одежде? Китайцы и японцы с удовольствием носят свои национальные костюмы, американцы - те вообще гордятся знаменитыми шляпами и ковбойскими сапогами и щеголяют в них даже в зарубежных поездках. А мы, русские, своего родного, национального стесняемся.
И все же Николай Селиванов считает, что тяга к народной культуре у русского человека в крови. По его мнению, древние напевы неизменно находят отклик в людской душе и будут жить, пока жива Русь.
- Изначально моей задачей было самому научиться играть на гуслях, - поясняет собеседник. – А затем я решил показать людям, какой это чудесный инструмент, привлечь внимание земляков к русской народной музыке. Чтобы музыка наших предков не замолчала, а продолжала звучать, как и раньше. Знаете, жил в прошлом веке русский советский поэт Игорь Иванович Кобзев, я стараюсь его стихи перекладывать на музыку. Так вот Кобзев в свое время написал поэму «Падение Перуна» и в ней есть замечательные строки: «Песни новые старых не заглушат! Русь не сломишь! Она упрямая!».
Галина КОЛЕСНИЧЕНКО.
Фото автора.
21.04.2022, 579 просмотров.