Роскошь, доступная каждому.
В Год литературы в Липецке побывало уже немало известных российских писателей, встречи с которыми вызывали неизменный интерес у горожан. А недавно в рамках IX Липецких библиотечных чтений наш город посетил издатель и публицист, соучредитель книжного магазина «Фаланстер» в Москве, программный директор Международного московского открытого книжного фестиваля и член экспертного совета Международной ярмарки интеллектуальной литературы «Non/fiction» Борис Куприянов. К тому же Борис Александрович в течение нескольких лет занимал пост заместителя директора Московского городского библиотечного центра, и кому, как не ему знать о том, чем живут ныне библиотеки и что их ждет в будущем.
- У российских библиотек огромный потенциал. И я имею в виду не только московские библиотеки, поскольку в столице несколько иная ситуация, чем в провинции, - начал разговор Борис Куприянов. – Кстати, не сочтите это за лесть, мне всегда интересней работа библиотек в регионах. Несмотря на, мягко говоря, невысокую зарплату в этих учреждениях трудятся настоящие подвижники, искренне влюбленные в свое дело. И, пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность библиотечному сообществу Липецка: насколько я знаю, в вашем городе ни одна библиотека не была закрыта, напротив, их количество выросло.
- Да, но каких трудов стоит библиотекарям, особенно в век технического прогресса, поднять людей с дивана, оторвать их от экранов телевизоров и мониторов компьютеров…
- Совершенно верно, у большинство современных горожан жизнь распределена между домом, работой и транспортом. Посему основная задача библиотечного сообщества – сделать библиотеки удобными и полезными, чтобы их можно было использовать и для работы, и для общения. Если хотите, это должна быть некая альтернатива кафе, где слишком шумно, чтобы работать, и «классической» библиотеке, где вообще нельзя шуметь.
- Борис Александрович, интересно узнать, что сейчас происходит с библиотеками в мире?
- Расскажу об одном зарубежном опыте, а именно – английском. В Лондоне, в тех районах, где проживает много мигрантов, закрыли обычные библиотеки с бумажными книгами, а взамен открыли так называемые «idea store» с книгами электронными. Предполагалось, что мигранты, приехавшие в Лондон, будут ходить туда «цивилизовываться». Но этот проект потерпел фиаско: люди, которые посещали классические библиотеки, ушли, а новые не пришли. И спустя десять лет после начала этого библиотечного эксперимента все стало возвращаться на круги своя – работники центров принялись активно закупать бумажные книги. И нам подобный опыт тоже надо иметь в виду, чтобы не повторять чужих ошибок.
- Каким же образом наши российские библиотеки отвечают на запросы современного читателя?
- Если говорить о значении библиотек, то самой важной, классической их функцией является просвещение, пропаганда знаний, чтения, литературы и ее связи с человеком. Думаю, стоит отдельно остановиться на чтении, ведь на самом деле ситуация в стране складывается очень тяжело. Например, если раньше в школе на уроках литературы детей учили анализировать тексты и, собственно говоря, учили вдумчиво читать, то в настоящее время совсем иная картина. Навыки чтения, увы, сегодня заканчиваются на умении складывать буквы в слова. Да, у нас в стране все люди умеют читать, но проблема состоит в том, могут ли они взаимодействовать с текстом, анализировать его, понимать, что автор хотел сказать тем или иным предложением. У меня есть некоторые сомнения на этот счет и подтверждением тому служат различные социологические опросы.
Собственно говоря, сегодня библиотека – это практически единственный форпост, который занимается просвещением и пропагандой чтения, но это не единственная ее функция. Существует еще и огромная социальная работа, которую проводят библиотеки, поскольку это бесплатное учреждение культуры. Для тридцати процентов населения нашей страны других бесплатных предложений культурного досуга нет. Люди с невысоким достатком и пенсионеры зачастую не могут позволить себе пойти в театр, в кино, на концерт, да и книгу купить ныне весьма недешевое удовольствие. Вот и выходит, что библиотеки это единственное учреждение, которое предлагает бесплатные, извините, я очень не люблю это выражение, – культурные услуги. И для здоровья общества эта социальная функция библиотек является одной из самых важных.
Да, библиотека это социальная роскошь, поскольку она бесплатна. Человек приходит в нее и потому, что вряд ли у кого в домашней библиотеке – если она вообще есть – имеется десять, двадцать и более тысяч томов. Но не только уникальная коллекция книг должна встречать читателей в стенах библиотеки. Здесь должно быть то, что человек не может себе позволить дома. Нас же как-то не очень смущает тот факт, что зачастую в библиотеках мебель и компьютеры хуже, чем дома. Так быть не должно! Начиная с мебели и компьютеров и заканчивая кондиционированием помещения – все это в библиотеке должно быть лучше, чем у читателей в квартире. Поскольку библиотека является еще и местом самообразования, куда могут прийти ученики и студенты, не имеющие условий для занятий дома.
Все вышеперечисленное, на мой взгляд, невозможно без изменения статуса самих библиотекарей. Вспомните, что в классической русской литературе и в кинематографе библиотекарь – это человек странной и тяжелой судьбы. Улыбаетесь? Значит, вспомнили… Кстати сказать, на западе отношение к профессии библиотекаря совсем иное. Например, в Германии в последнее время принято, чтобы после окончания колледжа, перед тем как поступать в университет, молодой человек или девушка год поработали волонтерами. И знаете, какие места работы волонтеров наиболее предпочтительны в резюме? На первом месте – хоспис, на втором – библиотека, а на третьем – медицинские учреждения. Заметьте, библиотека – на втором месте!
Только сами библиотекари, и никто иной, должны изменить отношение со стороны общества к своей работе. Библиотекарь обязан стать не просто специалистом, стоящим за кафедрой, и не хранителем книг, он должен перейти к иной функции – проводника, помощника, и ни в коем случае не учителя, а собеседника. Потому что главный человек в библиотеке – это посетитель, читатель. Как я уже говорил, что задача библиотек – это пропаганда чтения и культуры, а не только удовлетворение запросов. Потребителя надо стимулировать и предлагать ему что-то еще. Если человек не знает, что выходит много других новых книг, он не будет их просить.
Конечно, ситуация сложная, но нужно активнее искать новые формы работы, по-другому позиционировать книги. И думаю, что люди, которые ранее неизменно ходили в библиотеку за томиками тех самых Донцовой и Марининой, со временем, как говорил классик, «Белинского и Гоголя с базара понесут»…
Галина КОЛЕСНИЧЕНКО.
12.11.2015, 646 просмотров.