«Она талантлива, артистична, умна»
Несколько раз педагоги из детского сада №34 города Ельца становились победителями и призерами областного конкурса «Воспитатель года». Потом детский сад сделал перерыв в участии - надо же и коллегам из других дошкольных учреждений дать возможность проявить себя. В этом году детсад снова выдвинул своего кандидата - Алену Андреевну Кустову. И она стала победителем конкурса сначала на городском, а потом и на областном уровне.
Главное - любить детей
Детский сад №34 города Ельца работает с 1975 года, и здесь чувствуется душа. И ведь дело далеко не в ремонте и материально-технической базе, хотя здесь с этим все отлично, есть всё необходимое оборудование. Дело в коллективе, в отношении к своей работе сотрудников. На улице все зелено (тоже заслуга работников), внутри чистота и порядок, а встречающиеся мне работники детсада все здороваются и добродушно улыбаются. Озарила меня лучезарной улыбкой и Алена Андреевна. Неудивительно, что дети ее просто обожают. Смогла она покорить и членов жюри на конкурсе.
Она уже шесть лет работает в детском саду №34, имеет высшую квалификационную категорию. «Она талантлива, артистична, умна. Грамотно работает не только с детьми, но и с родителями», - так характеризует победительницу заведующая детским садом Татьяна Ильинична Болгова.
Алена Андреевна - воспитанница этого детского сада. Она и свою дочку сюда привела, а в прошлом году Кира уже выпустилась.
«Когда Киру оформляла, даже не рассматривала другой детский сад. Я сама сюда ходила. Воспоминания только самые положительные и яркие. Родители запечатлели много моментов. Помню, как я рассказывала стихи. Я очень люблю стихи, я артистичная и музыкальная. Всё это мне привили в детском саду», - говорит Алена Андреевна.
А когда ее дочка только попала в садик, Алене Андреевне предложили стать здесь воспитателем. Сначала она засомневалась - все-таки с малышами не работала. Но заведующая внушила уверенность, ведь в этом садике, как говорит Татьяна Ильинична, куют образовательные кадры, многие выпустились именно из «Чебурашки». Так садик, правда, уже официально не называют - слишком длинное название для документов, но на столе заведующей по-прежнему стоят фигурки крокодила Гены и сказочного ушастого зверька, придуманного Успенским.
Кустова делает всё возможное, чтобы у ее воспитанников потом остались только самые теплые воспоминания, чтобы такое же ощущение от общения оставалось и у родителей, поэтому с ними она работает в тесном сотрудничестве. И всегда находит общий язык, ведь воспитатель всегда на связи. В любой момент родители могут прийти и в группу. А во время пандемии общение шло онлайн, родители могли смотреть за занятиями по интернету.
А в своей работе с детьми Алена Андреевна основывается, главным образом, на любви. «Надо любить детей. Если даже вы талантливы, но любви нет, то ничего не получится», - считает воспитатель. Поэтому-то у Алены Андреевны всё получилось!
Цена игрушки
Главная тема, которую развивала Алена Андреевна в конкурсном выступлении - финансовая грамотность. Над ней работает детский сад, здесь открыта инновационная площадка финансовой грамотности от Института развития образования.
Детсад занимается проектной деятельностью, много подготовлено методичек. У Кустовой есть и собственная авторская программа. Работники детсада уверены, что финансовой грамотности надо обучать с раннего дошкольного возраста.
Педагогическое кредо Алены Андреевны: «Если не умею - учусь сама. Если умею - учу других, совершенствуя себя». Она считает, что все время нужно самосовершенствоваться, ведь мир меняется, время идет, и нужно идти в ногу со времени. И дети меняются, у них другие взгляды, другие приоритеты. Поэтому в наше время важно уделять внимание формированию предпосылок финансовой грамотности. Кто-то скажет: зачем детям в столь юном возрасте говорить про деньги? Но Алена Андреевна считает, что дети, наоборот, должны понимать, что это такое, каким трудом деньги достаются родителям. Поэтому воспитатель объясняет малышам, что такое семейный бюджет, как экономить деньги.
И на эти темы Алена Андреевна составляет с детьми ментальные карты - своеобразные схемы. В центре доход, а вокруг дети рисуют, из чего он состоит. Но главное - на что он тратится. Что папина и мамина зарплата, дедушкина и бабушкина пенсии идут не только на игрушки, но и на покупку лекарств, одежды, продуктов питания, оплату коммунальных услуг.
Родители помогли воспитателю реализовать проект об экономии. Как можно сэкономить деньги на покупку игрушки? Дети узнавали, что можно постараться меньше расходовать электроэнергию. Дома они подходили к счетчику, записывали цифры, а в следующем месяце старались, чтобы они были меньше. Так малыши уже учатся взрослой жизни. В квартире они уже сами постоянно выключают свет, чтобы беречь электричество. Следят за потреблением воды, закрывают краны, закрывают окна, чтобы в доме было тепло. И так, сэкономив денежку, родители уже покупали им игрушку. А ребятишки уже учились разбираться в квитанциях и показаниях. Это настоящая подготовка к взрослому жизненному этапу. Дети также узнали, что по желтым ценникам покупать выгоднее, так что в магазине сами обращают внимание взрослых на товары, которые стоят дешевле.
А еще в садике был конкурс копилок. Дома сфотографировали свои копилки и потом хвастались фотографиями: у кого свинка, у кого банкомат.
Алена Андреевна придумала пособие «Экономишка». К магнитной доске прикрепляются картинки на разные тематики. Например, одна коробочка с картинками на тему дохода и расхода, другая - про рекламу, третья - благотворительные дела. Это крайне важный вопрос в развитии детсадовцев, чтобы прививать им милосердие, добро. В своем юном возрасте они уже участвовали в нескольких акциях: собирали книги Донбассу, корм животным, участвовали в акции «Добрые крышечки». Собираются крышки от пластиковых бутылок, детского питания, координатор движения их забирает. Под Липецком они перерабатываются, и на полученные деньги покупается оборудование для детей-инвалидов. Алена Андреевна в этой акции вместе со своими подопечными участвует уже пять лет.
Таким образом, развитие финансовой грамотности, в том числе, приводит и к развитию нравственных качеств, дети понимают, что у людей бывают разные ситуации и они могут нуждаться в помощи. Также Алена Андреевна развивает в малышах и патриотизм. В детском саду есть патриотический уголок. Реализуются проекты ко Дню Победы, ко Дню России, большое внимание уделяется культурному наследию. Например, детишки делали открытки ветеранам.
Помогите Кузе!
Кустова окончила Елецкий государственный университет, она учитель английского и французского языков. После института работала в Москве, но спустя несколько лет потянуло на малую родину, и она вернулась в Елец. И когда устроилась в садик, то прошла курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ, переподготовку на работника дошкольной организации. Алена Андреевна работает со старшими группами - с детьми с нарушениями речи. Здесь происходит тесный контакт с логопедом, во второй половине дня проходят коррекционные часы.
За годы работы она выработала свой подход к детям, но каждый раз он строится на любви и взаимопонимании. Применяет и хитрости, и юмор, и пословицы в каждой определенной ситуации, так и воспитательный, и образовательный процессы идут. Очень любит Алена Андреевна сказку Катаева «Цветик-семицветик». И дети часто просят воспитательницу почитать ее. «Я думаю, что все воспитанники вспомнят, что мы ее читали, - улыбается моя собеседница. - Она такая интересная, позитивная и учит добру: как девочка Женя тратила лепестки, а последний сберегла и подарила мальчику новые ноги». Выполняя режимные моменты, воспитатель читает стихи, дети повторяют их: когда они садятся за стол, когда моют руки. «Чтобы ножки не стучали, чтобы язычки молчали» - таковы напутствия перед обедом. Едят они и «космическую кашу» - от такой ни один нехочуха и малоежка не откажется.
Когда я пришла, Алена Андреевна как раз проводила с детьми квест-игру. У домовенка Кузи украла Баба Яга сундучок со сказками, и ребята выполняли задания по карте, которую якобы прислал Кузя. Здесь также воспитательница включила моменты из финансовой грамотности. Дети с помощью телефона Алены Андреевны сканировали QR-коды, вспоминая, где они такие уже видели. В одном из заданий они должны были рассортировать картинки: что можно купить за деньги, а что нельзя. И когда один мальчик сказал, что купить можно любовь, остальные малыши сразу закричали, что он ошибается и любовь купить нельзя.
Такое же открытое занятие она проводила с незнакомыми детишками на областном конкурсе. После этого Алена Андреевна вошла в пятерку финалистов. Признается, что с незнакомыми детьми проводить занятие было очень волнительно: чего ждать, какой у них уровень подготовки? И сюрприз на последнем задании Алену Андреевну ждал. После работы с интерактивной доской надо обязательно по СанПиНу ее закрыть. Но она перестала реагировать на пульт, а проектор располагался слишком высоко. Но Алена Андреевна подпрыгнула и смогла закрыть крышечку. Не растерялась: еще и объяснила, что это козни проказницы Бабы-Яги. Провела с детьми игры, а в итоге они не хотели уходить. Один мальчик даже сказал, что хочет стать воспитателем.
На мастер-классе представила опыт работы по своей методике. Потом была публичная лекция, в которой воспитательница рассказала о гуманном детском саде, и ток-шоу. А вскоре имя победительницы уже звучало со сцены, чего сначала Алена Андреевна и не осознавала.
27 сентября отмечается день работников дошкольного образования. Примерно в это время обычно и проводится всероссийский конкурс. «Будет интересно», - уверена Алена Андреевна. Ей предстоит подготовка к конкурсу, она будет изучать выступления участников прошлых лет. И мы надеемся, что в следующем году педагоги из детских садов приедут на всероссийский конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года России» именно в Липецк. Так будет в том случае, если в этом году победу одержит Алена Андреевна, чего мы ей и желаем!
Юлия ПАЖИТНЫХ.
Фото автора.
12.07.2022, 424 просмотра.