«ОХ, матаня-матанек…»
Чем уникальна культура Липецкой области, какие обычаи и традиции до сих пор живы в наших селах и как их сохраняют местные жители? С начала нынешнего года, объявленного президентом Годом культурного наследия народов России, я уже успела побывать в разных деревнях и селах Липецкого края, где познакомилась с интересными людьми, искренне увлеченными народной культурой и бережно хранящими ее традиции. На сей раз я отправилась в небольшое и очень живописное село Ратчино – одно из самых отдаленных поселений Добровского района. К слову сказать, впервые оно упоминается в документах начала XVII века под названием Ратчина Поляна.
…Золоченый крест, венчающий купол церкви Покрова Божией Матери и сияющий в лучах солнца, виден издалека. Но каменная церковь, возведенная еще в XIX веке в центре села Ратчино, знавала и не столь благополучные времена.
Как и многие другие храмы, в годы советской власти его не обошла печальная участь разорения и запустения. Рьяные борцы с «опиумом для народа» лишили церковь колокольни, а в стенах самого храма обустроили мастерскую по ремонту сельхозтехники. В девяностые годы прошлого века церковь начали постепенно возрождать к жизни. Теперь в ней проводятся службы, колокольня построена заново, как заново расписана и сама церковь.
Но в Ратчино я отправилась не для изучения храмовой архитектуры, а для знакомства с интересными людьми, коих в селе немало. Есть в ратчинском Доме культуры и свой фольклорный коллектив – хор «Родные напевы», его участники ценят и хранят местные обряды, традиции и народные костюмы своих предков.
- Наш коллектив существует более семнадцати лет, и все эти годы его состав почти не менялся, - делится подробностями художественный руководитель Дома культуры и хора «Родные напевы» Валентина Локтева. – Девчата мои, как только с работы придут, дела дома закончат, так сразу бегом в клуб, на репетицию. Собираемся мы два раза в неделю, обсуждаем репертуар, поем. Сценки разные ставим, используя местный фольклор. Исполняем песни о России, народные напевы, страдания, разные частушки… Матаню? (Улыбается). А как же, обязательно! Пойдемте в зал, сами все увидите и услышите.
Валентина Дмитриевна подходит к двери, ведущей в актовый зал, распахивает ее передо мной, а там… при полном параде – в красочных народных костюмах на ярко освещенной сцене выстроились участницы и участники (оказывается, в коллективе есть и два представителя сильной половины человечества!) хора «Родные напевы». Под аккомпанемент баяна, которым, кстати, мастерски владеет директор ратчинского Дома культуры Александр Кожевников, артисты залихватски выдали озорные куплеты знаменитой матани. Потом исполнили казачью песню, а «на бис» по моей просьбе спели еще несколько местных частушек. Все это было исполнено с таким задором, что ноги сами норовили пуститься в пляс. Вот и сейчас, при написании материала, не могу удержаться от соблазна поделиться с вами, уважаемые читатели, несколькими куплетами удалой матани:
Я матаню размотаю
И повешу на трубу!
Ты виси, виси, матаня,
Пока с улицы приду.
Ой, матаня, ты, матаня,
Вся ты измоталася,
Было сорок килограммов -
Семьдесят осталося!
Ох, матаня-матанёк,
У матани огонёк,
У матани-сволочи
Огонь горит до полночи.
Ну, и кто же сказал, что этот жанр уходит в прошлое и его вытесняют уже набившие всем оскомину попса и рэп? Между прочим, соревнования частушечников по накалу страстей ничем не уступают современным рэп-баттлам. В частушке и остро высмеять могут, и развеселить буквально до слез. К слову сказать, пение частушек обязательно сопровождается плясками, причем в частушечных куплетах неизменно присутствует экспромт, да еще в сопровождении гармониста, да под соответствующее настроение!
- Я парень местный, с восьмого класса по гулянкам музицирую, - с улыбкой вспоминает баянист, он же директор ратчинского Дома культуры Александр Кожевников. – Сначала самостоятельно гармошку освоил, помню первую свою гармонь – «Чайка» называлась, потом и на баяне научился играть. С этим инструментом ходил в соседние села играть на свадьбах – без гармониста какое же веселье? А свадьбы-то раньше по три дня гуляли: один день у невесты, другой – у жениха, а третий и назывался соответственно – «похмелки».
Чтобы совершенствовать свое мастерство, Александр Кожевников окончил Задонское культпросветучилище и затем возглавил местный Дом культуры. Было время – уходил в предприниматели, чтобы денег подзаработать, но в итоге вернулся на прежнюю должность в Дом культуры. Работа, уверен собеседник, должна быть для души. Кстати, он не только играет на баяне и поет в хоре, но еще и песни сочиняет.
- Вижу, рубаха вам моя сценическая приглянулась, - улыбается Александр Васильевич, заметив мой интерес к его одеянию. – Да, она старинная, здесь и лен домотканый, отбеленный, и узоры вышитые красно-черными нитками. Я даже и не знаю, сколько лет этой рубашке.
Старинные народные костюмы здешних мест – особая тема для разговора. Оказывается, технология изготовления традиционного женского костюма села Ратчино внесена в реестр нематериального культурного наследия Липецкой области. Кстати, в сельском музее народного быта, куда мы отправились с Валентиной Локтевой и Александром Кожевниковым после импровизированного концерта, устроенного для меня хором «Родные напевы», сохранились подлинные, уникальные образцы традиционной женской одежды – многим из них по сто и более лет - в них ходили бабушки и прабабушки нынешних жительниц села Ратчино.
- К сожалению, самые красивые народные костюмы у нас попросту украли: увезли на заграничную выставку, да так и не вернули, - с горечью замечает Валентина Локтева, являющаяся по совместительству хранительницей музея.
Но и того, что осталось в экспозиции, хватит, чтобы любоваться и удивляться мастерству наших предков. Одежда изготавливалась местными крестьянками полностью вручную, начиная от выращивания сырья, прядения и ткачества до шитья самого костюма и декорирования его деталей. В Ратчино исстари женский костюм состоял из юбки-понёвы, рубахи, передника и головного убора – кокошника.
Основу костюма составляла рубаха, наиболее архаичный вид народной одежды. Ее особенностью является длинный широкий прямой рукав, обычно закрывающий кисти рук. Кстати, праздничные рубахи не имели манжет – их подвязывали цветными лентами. Традиционные старинные рубахи были белого цвета, обильно украшенные вышивкой красными и черными нитями. В более позднее время рубахи из домотканого холста заменили одеждой из покупной ткани красного цвета, рукава и ворот украшались вышивкой из разноцветных шерстяных нитей: зеленых, синих, розовых, желтых. Юбку-понёву шили из домотканого черного в клетку шерстяного полотна, по нижнему краю пришивали цветную тесьму. Передники были двух видов: короткий, который повязывали на талии, и длинный туникообразный – оба отделывались вышивкой, атласными лентами и ручным кружевом. На голове женщины в праздники носили кокошник, также использовались различные покупные платки.
- Есть у нас в коллекции и праздничные костюмы, - поясняет Валентина Дмитриевна. - Яркие, нарядные, сочных цветов, их называли в старину «жаровые» - словно на солнце горят и переливаются. Конечно, такие наряды в основном носили состоятельные женщины, бедные селянки и одевались скромнее. Платки, посмотрите, какие чудесные – старинные, иным уже по сто-двести лет. Собирали мы экспонаты буквально по крупицам, вы даже не представляете, сколько бесценных вещей утеряно безвозвратно: умрет какая-нибудь бабушка, а молодежи ничего не нужно, выбросят или сожгут. Слава Богу, успели спасти те уникальные вещи, что теперь хранятся в нашем музее.
Мое внимание привлекла длинная белая льняная рубаха, отделанная по подолу широкой лентой ручного кружева, – красота необыкновенная. Читаю сопроводительную надпись: «Горевой костюм, XIX век». Интересно, что это значит?
- Когда в семье кто-то умирал, то наши прабабушки и прадедушки одевались во все белое, так было положено, - увидев на моем лице недоумение, поясняет Валентина Локтева. – Цвет горя и чистоты на Руси испокон века был белый, черный же впоследствии пришел к нам из Европы. А до тех пор существовал специальный траурный костюм: горевой, или плакательный – в каждой местности его называли по-разному. Сначала женщины надевали юбку и рубаху с длинным рукавом, а сверху вот такой запан с кружевной оторочкой – в этом одеянии и шли хоронить усопшего.
- Жаль у нас в музее места для всех экспонатов уже не хватает, - посетовал, присоединяясь к беседе Александр Кожевников. – Вот неподалеку от Дома культуры сохранилось отличное деревянное здание, раньше там сельмаг был, теперь оно пустует. Есть у нас задумка оборудовать в нем русскую избу для посиделок, чтобы все по старинке было: чай с травами из самовара, блины. Там же хорошо и экспонаты наши музейные разместить: старинные вышитые полотенца, прялки, посуду, народные костюмы… Преступлением будет, если все эти бесценные вещи не сохранятся, пропадут!
Галина КОЛЕСНИЧЕНКО.
Фото автора.
26.07.2022, 633 просмотра.