Нетипичная ситуация
«Алло, здравствуйте, это полиция? - Звонившая женщина была явно взволнована и, получив утвердительный ответ диспетчера, пояснила: -Понимаете, у меня не совсем стандартная ситуация. Но я не знаю, куда еще можно обратиться. Может, вы что-нибудь посоветуете».
Далее женщина, назвавшаяся Надеждой, рассказала о том, что недавно внезапно скончалась ее подруга, с которой они жили в одном доме. Родственников, кроме единственного сына, бывшего военного, у подруги нет. Да и тот живет где-то в Мурманской области. Последний раз, по словам подруги, мать разговаривала с сыном по телефону в январе текущего года. Больше ничего о нем женщина не знала. «Мы с соседями собрали необходимую сумму, чтобы достойно похоронить подругу, - сказала женщина. Надо сообщить сыну. Мы даже готовы оплатить ему билеты, но не знаем адреса». «Я подумаю, что можно сделать, - ответила девушка-диспетчер, - в любом случае я вам позвоню».
- Розыск людей не входит в функции службы 02, если это не связано с безвестно пропавшими людьми, детьми, либо с криминальными случаями, - рассказала корреспонденту газеты «Липецкие известия» помощник оперативного дежурного службы 02 УМВД России по г. Липецку Екатерина Манаева, которая приняла необычный ночной звонок. – Однако, по-человечески, хотелось помочь. Я сообщила о звонке начальнику смены. Мы пробили данные молодого человека, зовут его Александр, по нашей базе. Вскоре выяснилось, что он на самом деле бывший военный, был судим и в настоящее время живет в г. Заполярье Мурманской области…
Кстати, впоследствии выяснилось, что Александр старше, чем предполагала подруга его матери. Зарегистрирован он в Липецке, на ул. Жуковского…
- Через Интернет мы связались с коллегами в городе Заполярье, объяснили ситуацию и попросили разыскать молодого человека. Коллеги пообещали сделать все, что в их силах.
– Через полтора часа нам позвонили из Мурманска и рассказали, что сначала они нашли приятеля Александра, Олега, с которым тот проживает в одном общежитии. И уже через этого приятеля мы смогли связаться с самим Александром. Надо сказать, что он не поверил в смерть матери и хотел бросить трубку. Ей было всего 48 лет, и она была совершенно здоровой. Но потом по бесплатной линии мы соединили молодого человека с подругой матери, которая ему все объяснила…
Надежда очень удивилась, когда ей сообщили, что на линии Александр… «Честно говоря, - сказала женщина, - я даже не надеялась, когда вам звонила, что вы за полтора часа сможете его разыскать…»
- Не редко нам звонят с самыми разными вопросами, - закончила рассказ Екатерина Манаева. - Наряду с сообщениями о кражах, грабежах, нападениях и прочих подобных ситуациях, задают вопросы, например, почему в доме нет холодной воды. Или сообщают, что заливают соседи сверху. Мы должны ответить в любом случае. Проконсультировать, перенаправить или соединить с той организацией, помощь которой нужна человеку в данный момент.
Обычный будний день дежурной части УМВД России по г. Липецку выглядит примерно так. Рассказывает оперативный диспетчер группы управления нарядами, старшина полиции Людмила Позднякова.
«В 22 часа 10 минут на линию 02 поступило сообщение от пожилой женщины, проживающей на ул. Семашко. Ее 28-летний внук пришел домой избитый, в ранах и кровоподтеках. Как только мы слышим слово «избитый», тут же направляем на место сотрудников для уточнения информации. Затем сообщение регистрируется и по электронной почте передается в отдел полиции по месту происшествия. Так и в этот раз на место незамедлительно был направлен наряд.
В это время, - продолжает оперативный диспетчер, - я уточняла подробности случившегося. Выяснилось, что возле дома молодого человека поджидали двое. Одного потерпевший знал, а с другим знаком не был. Неподалеку стоял автомобиль, в котором находился водитель. Двое, ничего не объясняя, напали на потерпевшего, избили, отобрали телефон и деньги. Российских денег было немного, однако, по словам потерпевшего, при нем находились старинные коллекционные монеты разных государств…
По описаниям, которые удалось выяснить по телефону у потерпевшего, подъехавший к дому наряд сразу задержал одного подозреваемого. Другие уехали на автомобиле, по номеру которого не составило проблем задержать остальных. В данном случае первый был задержан через 10 минут после звонка, остальные - чуть позднее.
Похожую историю рассказала помощник оперативного дежурного Надежда Андреева. «Звонок поступил в 22 часа. Два приятеля приехали в гости к знакомым на улице Космонавтов. Только собрались выйти из автомобиля, неожиданно подбежали трое молодых парней, вытащили из салона, бросили на землю и стали избивать ногами. От неожиданности приятели растерялись. Пока собирались с силами, хулиганы обшарили карманы, забрали деньги, телефоны и даже ключи от автомобиля. Потерпевшие добрались-таки до квартиры друзей, к которым приехали, и уже от них позвонили в полицию. «Всё было сделано оперативно, - продолжает Надежда Андреева, - на основании сообщения по общей линии была передана ориентировка. Потом на место конфликта был направлен ближайший пеший наряд. Туда же отправился экипаж ППС. Потерпевшие точно описали хулиганов: внешность, во что те были одеты, заметив, что все они едва ли достигли 18 лет, а один из них выглядел как пятнадцатилетний подросток.
По дополнительной ориентировке была отправлена информация в ГАИ. Через полчаса троица была задержана и «взята на борт». Потерпевшие всех троих опознали. «Быстрое раскрытие подобных преступлений, - подвела итог Надежда Андреева, - зачастую зависит и от потерпевших – в каком состоянии они находились, насколько точно смогли описать нападавших».
- Когда происходит подобная ситуация, - комментирует начальник дежурной части, майор полиции Екатерина Гугнина, - в действие вводится вариантная система. Вся территория города размечена по определенным секторам, на которых работают сотрудники полиции. При вариантной системе задействуется больше сотрудников полиции: ГИБДД, ППС, пешие наряды.
- Служба 02, если говорить точнее - группа по работе с гражданами, так же как и группа управления нарядами, - говорит майор Гугнина, - входит в структуру дежурной части УМВД России по г. Липецку. - Сотрудники часто шутят, мол, театр начинается с вешалки, а полиция – с дежурной части. Это на самом деле так. Дежурная часть занимается безопасностью в городе, дислокацией сил и средств, находящихся на территории города, управляет всеми городскими патрульными машинами и пешими нарядами. Именно сюда стекается вся информация о том, что происходит на территории города за сутки. Далее формируется суточная оперативная сводка, и информация докладывается начальнику управления. Большое значение в борьбе с преступностью и обеспечением безопасности в городе придается применению сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». В настоящее время в городе работают 59 видеокамер, расположенных в общественных местах. Изображения с камер выведены на большой экран в дежурной части УМВД России по г. Липецку. Это позволяет отслеживать и оценивать состояние оперативной обстановки в Липецке в режиме реального времени, а так же снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций и увеличить оперативность реагирования сотрудников полиции на противоправные деяния.
Здесь же, в дежурной части, существует отделение, куда сотрудники ППС привозят задержанных и где происходит дальнейшее разбирательство. Для установления личности применяется автоматизированная дактилоскопическая информационная система «Папилон», которую еще называют «живой сканер», куда вводятся и где хранятся следы пальцев рук и ладоней, фотоизображения лиц, особые приметы и словесное описание подозреваемых. Кроме этого, в дежурной части применяется специальная компьютерная система «Следопыт - М». «Благодаря этой системе мы отслеживаем всю имеющуюся информацию о задержанном: наличие судимости, клички, находится ли он в розыске и прочее».
- Наша задача, в первую очередь, это раскрытие и пресечение преступлений, - продолжает Екатерина Гугнина. - По телефонам 02 или 112 поступает информация. В течение четырех секунд диспетчер передает её на пульт управления диспетчеров. А уже здесь диспетчер определяет, какая требуется помощь: психологическая, специализированная, аварийная и прочее. Это может быть даже отлов одичавших собак. Дежурная часть имеет связь с любой городской службой.
В штате нет действующего психолога, но все сотрудники имеют высшее образование, а некоторые - два, прошли сертификацию, обладают специальными навыками: как вести себя в том, или ином случае, какие принимать действия в экстремальных ситуациях. Поэтому могут оказать квалифицированную помощь, подсказать – куда обратиться, на кого и кому пожаловаться на неправомерные действия или бездействие. В том числе и на должностных лиц. – Все звонки записываются, - отмечает собеседница, - и постоянно находятся на контроле у руководства. На каждый звонок мы реагируем и принимаем процессуальное решение. Остается добавить, что уже знакомый всем телефон 02, а так же единый номер экстренных служб 112, позволяют обратиться за необходимой помощью через диспетчера сразу в несколько служб одновременно. 112 - это Российский аналог службы 911.
Наталья ПОПОВА
Фото автора.
22.05.2018, 869 просмотров.