Нерентабельный народ.
«Уважаемая редакция, просим вас помочь добиться того, чтобы администрации всех уровней обратили на нас внимание и поняли, что мы - живые люди. Дело в том, что мы лишены регулярной транспортной связи с селом Красное и с городом Ельцом, а у многих в этом есть острая необходимость». Деревня эта находится примерно в километре от региональной трассы. Дорога, ведущая в Корытное, покрыта асфальтом, но не очень хорошая – в ямах и рытвинах.
НА ТОТ БОЛЬШАК
Сама деревня не маленькая, возле нее проходит железная дорога. Раньше здесь была ферма, где и трудилось большинство трудоспособного населения, сейчас от нее остался один остов. Как въезжаешь в этот населенный пункт, видишь небольшой киоск, где продаются продукты питания. Еще есть старый клуб, вот и все достопримечательности.
Дома в деревне из красного кирпича, добротные, но уже старые. Местные жители встречали нас возле клуба – небольшого одноэтажного здания. Говорить все начинают одновременно, так что толком и не понять ничего. Не прерываю: у людей наболело! Лишь понемногу успокоившись, меня посвящают в суть дела.
- Проблема началась с января этого года, - говорит Нина Васильевна Антонова, - до этого времени многие годы мимо деревни ходил поезд «Елец – Лев-Толстой». Он останавливался здесь, мы ездили на нем в Елец. В январе его отменили, мотивируя тем, что поезд нерентабелен.
Был сход, приезжала власть районная, и нам пообещали, что из Ельца и в Елец будет ходить автобус. Нам обещали, что он будет заходить в нашу деревню. Здесь поставят остановку, но нужно оборудовать место, где бы он мог разворачиваться. Мы предложили использовать для этого участок рядом с бывшей фермой, там можно площадку отсыпать щебнем, и автобус сможет там разворачиваться. Хотя и здесь, возле клуба места много, разве он здесь не развернется? Чиновники пообещали, что все сделают, но уехали, и на этом все закончилось. Автобус как не ходил, так и не ходит.
Правда, заходит к нам автобус из Красного. Ходит он по средам и пятницам. В семь часов утра он здесь, везет людей в Красное, туда мы приезжаем часов в девять. А для того, чтобы из Красного вернуться домой, надо ждать до трех часов дня. Чтобы попасть в Елец, надо идти на «большак», то есть на трассу. Чуть опоздал, следующий автобус придет не скоро. Летом еще можно ждать, а зимой?
КОМУ ТАКСИ?
- Тут у нас есть дети, которые учатся в Ельце, - говорит Галина Александровна Долгова, - раньше они ездили туда поездом. Также в Ельце работают люди из нашей деревни. Можно, конечно, воспользоваться такси. В Елец поездка обойдется в 500 - 600 рублей, а в Красное - 200 – 250. Для нас это очень дорого, люди ездят только в случае крайней необходимости.
Автобус ходит на Суворовку, на Талицу, на Поповку, минуя нашу деревню. Обслуживает нас Краснинское автомобильно-транспортное предприятие.
Поезд ходил три раза в день, в половине седьмого, в десять утра и в семь вечера. Сажал рабочих, пенсионеров, детей. На нем можно было уехать и вернуться. Теперь на работу уехать можно, а вернуться не на чем.
Мы спрашивали у водителя, сколько же тратится топлива на то, чтобы заехать к нам, он сказал, что один литр. Это тридцать два рубля, но неужели этот литр не окупается? Нас садится в автобус человек по десять.
- Мы словно развиваемся в другую сторону, - вступает в разговор Виктор Александрович Чумичев, - район нам отпускает деньги на развитие деревни, а жить становится все сложнее. Девять лет назад было лучше. Автобус заходил к нам чаще. Пенсионеры на рынок съездят, кому в больницу надо, а сейчас мы тут брошены. Медпункта нет, магазина как такового нет. Работы нет.
Ларек поставили, два с половиной километра надо к нему идти. В Дрезгалово – там у нас администрация, тоже хотят медпункт закрыть. Людям пролечиваться надо, а каждый день ездить в Лебедянь накладно. Мы относимся к Краснинскому району, там нет ничего.
Детей стало сейчас у нас в деревне больше, почти два десятка ребятишек. За ними приезжает школьный автобус, он вот здесь, возле клуба и разворачивается, ему места вполне хватает. Но иногда дети идут на «большак» с портфелями и сумками. Хорошо еще, что зимой дорогу чистят.
ПОЗАБЫТЫ, ПОЗАБРОШЕНЫ
- Деревня не окошена, можете сами в этом убедиться. Вот Мария Ивановна Александрова живет одна, детей у нее нет, живет на конце деревни. Заросли у нее выше головы, скосить траву некому, сельсовет не помогает. За все платить приходится. Раньше по деревне трактор ходил, окашивал дорогу, а теперь нет. Почему, куда он делся?
- А кроме газеты вы еще куда-нибудь обращались по этому вопросу? - спрашиваю я.
- В район мы писали, - говорит Николай Дмитриевич Касторных, - нам ответили, что нерентабельно автобус к нам пускать. Но почему в Дрезгалово ездит автобус заходит, а на нашем перекрестке выходят десять – двенадцать человек и пешком идут полтора – два километра сюда. А еще есть две деревни, еще дальше от перекрестка, люди туда по шесть километров идут от «большака».
Тут у нас живут три многодетные семьи. В одной воспитывают четверых, в другой – шестерых, а в третьей – троих детей. А чиновникам литра бензина жалко.
А вот у нас трубы лежат, уже три года, хотели их пустить под водопровод. Но во что дело упирается, мы не знаем, в «Водоканале» сказали, что это глава администрации все дело тормозит. Что от этих труб будет, мы не знаем, но хотя бы накрыли их чем-то, а то они и под снегом, и под дождем мокнут, и под солнцем жарятся.
Скотины в деревне мало осталось. Молоко негде купить. Корову только одна семья держит, да коз несколько штук. Многие у нас здесь на пенсии, получаем ее исправно, жить можно. Вода, газ, свет есть. Правда, летом напор падает, как начинается полив, так и вода пропадает. Но вымрем мы, кто тут останется? Многие дома уже брошены, продать дом – проблема. Покупатели как узнают, что здесь нет ничего, так и уезжают.
Интересуюсь, за сколько же можно дом в Корытном купить?
- Купить дом можно за триста – восемьсот тысяч рублей. В основном покупают беженцы или молодые семьи, у которых есть материнский капитал. Все дома у нас добротные, кирпичные. Правда, есть уж очень старые, с 1916 года, например, но ведь стоят. А в некоторых селах новые все разрушаются, то крыша течет, то фундамент ползет, то стены рушатся. Правда, продать сложно, была бы работа или возможность регулярно на завод ездить – и разговор был бы другой.
КАЖДОМУ СЕЛУ ПО ДЕПУТАТУ
- Вот в Поповке предприниматель живет. Автобус туда заходит. Километр от трассы. Раньше он не заходил туда, а сейчас заезжает, значит, они как-то решили этот вопрос? Поповка вся обкошена, поставили там водонапорную башню и пробурили воду, а там люди всего в трех домах живут. А у нас ничего не делается. Мы думаем, все зависит от главы. А в другом селе депутат живет, туда тоже автобус заходит. Но у нас нет в деревне ни чиновников, ни предпринимателей, что же нам пропадать совсем?
Для малышей нет детской площадки, а детям постарше только и остается, что дома сидеть у компьютера.
За услуги жилищно-коммунального хозяйства мы исправно платим. Зимой четыре тысячи рублей в месяц выходит, летом, конечно, поменьше. Но почему мы должны выполнять свои обязанности, а чиновники нет? Почему то, что они обещали, они так и не исполнили? Вот бабушка живет на конце деревни, ходит с палкой, разве она дойдет до «большака» полтора километра? А если и дойдет, то сколько времени ей на это потребуется. Автобус идет в семь часов утра, ей надо в три вставать? Мы написали письмо не только вам, но и губернатору. Скоро выборы, может быть, он обратит на наши нужды внимание?
Мы проехались по деревне, посмотрели на все ее красоты и достопримечательности. До железной дороги идти тоже не близко, но все-таки ближе, чем до центральной трассы. Кое-где в деревне бурьяна нет, видимо, самим жителям он надоел, и они выкосили его сами, не дожидаясь содействия главы сельского поселения. Кстати, заехали мы потом и в Дрезгалово, чтобы прояснить ситуацию.
Глава Татьяна Петровна Хромых оказалась в отпуске. На вопросы мне ответила одна из специалистов администрации. Примечательно, что в Дрезгалово территория села окошена и убрана. Само здание администрации сейчас отделывают современными материалами, чтобы придать ему более презентабельный вид. Вокруг разбиты клумбы, поражающие своей красотой и разнообразием красок.
ЖИВИ И НЕ ЖАЛУЙСЯ?
- Автобус невыгодно туда пускать, - говорит сельский специалист, - мало кто в нем ездит. Это распоряжение администрации района. Они проводили исследования, оказалось, что автобус ходит пустой. К ним он заходит в среду и в пятницу, этих дней, в принципе, достаточно. То, что электричку отменили, это уже решалось на областном уровне, она тоже была признана нерентабельной.
- Жители деревни Корытное жалуются, что приходиться далеко ходить до трассы, а люди они не молодые…
- Что делать, и мы ходим. От нас идти до «большака» еще дальше – три километра. Конечно, это неудобно, тяжело, но сделать мы ничего не можем. Вопрос поднимался не раз на сходе граждан, но районная администрация считает, что пускать автобус в наше село или в Корытное невыгодно. Но это, конечно, не только нашей администрации касается.
А в Корытном раньше за счет поезда хорошо жили. Я, когда училась в Липецке, в пять часов утра вставала и шла на поезд. Дорог тогда таких, как сейчас, не было. Ходили туда через поля. Зимой хорошо, если машины накатают дорогу, а так в дождь, в снег, шагай по земле. Ничего – не жаловались…
В районную администрацию или в областную мы обращаться не стали, ведь и так ясно, что ответят чиновники. Возможно, они со своей точки зрения и правы, но как быть людям? Можно ведь найти какой-то компромисс в создавшейся ситуации? Кстати, недавно нам позвонили из деревни Марьино Долгоруковского района по подобному вопросу. О поездке туда мы расскажем в другом номере газеты.
После того, как электричку отменили, там тоже вопрос с автобусом стал ребром. Но не только жители удаленных деревень или сел страдают «транспортной зависимостью» от железной дороги. Теперь, например, уехать из Ельца в Липецк, если ты опоздал на последний автобус, практически невозможно. Раньше можно было сесть на электричку, которая уходила в девятом часу, теперь ее отменили. Переночевать, конечно, можно и на железнодорожном вокзале, если полиция вам это позволит…
Андрей МАРКОВ.
12.08.2014, 803 просмотра.