Невыгодное дело.
Сейчас в нашей редакции работает «горячий телефон», позвонив на который, вы сможете сообщить о своих проблемах и задать интересующие вас вопросы. Один из таких звонков из деревни Марьино Долгоруковского района и стал поводом для нашей поездки туда. А звонил нам бывший военный, Валентин Михайлович Алехин. Он рассказал нам, как сейчас осуществляется транспортная доступность с этой деревней, после того, как ряд электричек в Липецкой области был отменен.
МЕЖДВЕЖИЙ УГОЛ
Найти деревню Марьино было довольно сложно. Нет ни указателей к ней, ни дороги как таковой. Сначала мы приехали в деревню Михайловка, там нам и рассказали, как добраться до этого населенного пункта. Правда, сначала мы промчались мимо и докатили, аж до села Слепуха. Дорога эта ужасная, без асфальтового покрытия, хотя по ее краям стоят остановки для автобуса.
Примечательно, что деревня Марьино стала известна еще в середине девятнадцатого века, основал ее человек по фамилии Марьин. Почему его понесло в такую глухомань, становится понятно, когда попадаешь в эту деревню. Правда, обычно люди селились возле какого-нибудь водоема или дороги, но тут можно сказать, что нет, ни того, ни другого. Зато земли – сколько угодно.
Дорога в Марьино ведет грунтовая, поэтому, когда мы ехали по ней, то пыль за нашей машиной вставала непроглядная. Проезжали мы и мимо какой-то фермы, от которой остался один только остов. Вот к этим-то бетонным основаниям и были привязаны три коровы. Получалось, что ферму все-таки использовали по назначению, даже после того, как от нее ничего почти не осталось.
Пока ехали в деревню несколько раз связывались по телефону с Валентином Михайловичем – он нам объяснял дорогу, иначе мы бы туда и не попали. Деревня принадлежит Большебоевскому сельскому поселению. Может быть, нам надо было с той стороны ехать?
Кстати, в трех километрах от Марьино находится железнодорожная станция Плоты, которая располагается на линии Елец – Валуйки юго-восточной железной дороги. Я акцентирую на этом внимание, поскольку электрички, проходившие ранее по этой линии, отменили и единственной связью деревни с остальным миром является либо личный автомобиль, либо автобус. Можно, конечно, и пешком шагать, если ног не жалко.
И вот, наконец, мы приехали в эту деревню. Валентин Михайлович встретил нас, проводил к своему дому. Он все спрашивал меня, служил ли я в армии, а если служил, то где. Интересовался, видимо потому, что, наверное, только военные люди, по его мнению, могут найти дорогу сюда. Конечно, деревню нельзя назвать «медвежьим углом», но почему-то именно такое сравнение пришло мне на ум. Летом тут хорошо и привольно, а вот как тут жить зимой?
ЖИЗНЬ ЗАМЕРЛА
- В прошлом году вот эту дорогу нам отсыпали, а то проехать было не возможно, ни к больным, ни к детям, ни к мертвым. Людей в деревне осталось мало, всего, в общем, наверное, дворов двадцать. Приехали сюда переселенцы из Таджикистана, а местных жителей почти и не осталось.
Раньше мы ходили на электричку. Поезда нас хорошо выручали. Они шли по маршруту «Елец – Касторная» и обратно, «Старый Оскол – Елец» и обратно. Зимой их отменили. Теперь, чтобы в Долгоруково попасть или еще дальше, ездим на автобусе. К нам в деревню они не заходят, поэтому ходим в Большую Боевку.
Автобусы идут по маршруту из Долгоруково, в Слепуху, оттуда в Большую Боевку и обратно. Проходят можно сказать, мимо нас. Я предложил чтобы автобусы заезжали к нам. До трассы старикам идти очень далеко. В деревне магазина нет, медпункта нет, школы или детского садика и подавно. Работы у нас нет никакой. Поэтому люди молодые ездят в Долгоруково.
Да, можно сказать, что раз у нас тут людей осталось мало, поэтому и незачем сюда автобус пускать, но разве мы не люди? Почему мы должны быть брошены, как Робинзон Крузо на необитаемом острове?
Была еще такая ситуация. В Долгоруково есть автомобильное хозяйство, перевозки осуществляются «Газелями» этого предприятия. У одного из наших жителей умер брат. Надо было ехать в Долгоруково, а не на чем.
Дело было в субботу и ему сказали, что по субботам автобусы не ходят. Пришлось ему нанимать такси. А чтобы доехать с Марьино до Долгоруково надо заплатить триста рублей. Почему по субботам автобусы не ходят, тогда как в другие дни, в том числе и в воскресенье ходят, не понятно. Мы хотим, чтобы электрички вернули или пусть автобус заходит к нам.
Сожжет он при этом всего литр бензина. Поехал я как-то в Долгоруково, водитель хороший попался, я у него спросил, сколько расходуешь бензина с Долгоруково до Боевки? Он говорит один литр. Поглядел я, сколько стоит литр - 32 рубля, говорю главе сельской администрации, пусть они возьмут этот литр бензина с человека, но пусть человек едет.
Был у нас сбор в Боевке, пока дошел туда, весь в мыле был, полтора километра туда шагать, а мне уже семьдесят пять лет. Были там представители власти, мы им все наши претензии озвучили, я им изложил ситуацию с такси. Получается, вся система и весь маршрут у них уже отработаны, а как автобус пустить, так они не знают. Нам пообещали, что подумают и дадут ответ. До сих пор решают, как автобус к нам пустить.
- Сам я Меньшовский, - продолжает Валентин Михайлович, - за Долгоруково в десяти километрах это село находится. Село было самое крупное в районе, у нас школа была, больница, операции там начали делать. Когда я туда приехал несколько лет назад, село изменилось, разруха была во всем. Село называется Меньшой Колодезь, известно оно было еще с 17 века.
А тут теща жила. Но дом у нее был не очень хороший, купили этот. Перевезли тещу сюда. Место тут хорошее. Воздух чистый. Газ есть, вода есть, электричество, жить можно, даже зимой. Жена сказала, что обратно в город не поеду. Мы ведь жили в Ельце. Оставили квартиру дочери, а сами сюда перебрались.
Я, почему за это сражаюсь, тут уже детишек у нас появилось много, в школу надо им идти, старикам в аптеку или в больницу, а тут ни пролезть, ни пройти. Хорошо я пробил вопрос с липецким областным управлением дороги, они будут от фермы делать дорогу от Михайловки к нам, чтобы люди не только пешком сюда ходили, но и ездили комфортно. Они обещали, что сделают дорогу, железно.
ЧТОБЫ ПОМОЧЬ ЛЮДЯМ
В деревне ферма была хорошая, в девяностые годы ей пришел конец. Свиней не просто убивали, а отстреливали из оружия. Директор совхоза все продавал, тут творилось, бог знает что. 80 дворов было на той стороне, дома стояли плотно друг к другу, за межу дрались, а сейчас простор, земли навалом, только она никому не нужна.
Я не могу, когда над людьми издеваются. После того, как я уволился из армии, в горисполкоме работал по жалобам в Ельце. Многим людям удалось помочь. Сейчас многое изменилось, чиновникам на людей стало начхать. Раньше можно было пожаловаться на них, а теперь, с них как с гуся вода.
Я все это затеял, потому что людей защитить некому, кто сказать не умеет, кто выразить свою мысль не знает как, кто не знает к кому обратиться, а я эту систему всю знаю. Знаю и как обратиться и кому подойти. Стараюсь ведь не только для себя, но и для других, чтобы мы тут жили хорошо, а не чувствовали себя отщепенцами.
Я не жалею, что здесь поселился. Телевидение есть, связь есть. Вот у меня, сколько земли, раньше обрабатывали ее, сажали что-то, а сейчас здоровья не стало и все прекратилось.
Замечаю, что по участку ходят индюшки, кулдыкают о чем-то на своем языке, да на нас поглядывают. Под деревьями валяются яблоки, они их клюют.
- Индюшек у нас было много, - говорит хозяин, - но собаки соседские начали их ловить. Есть индюшки, которые могут летать, а наши не умели, порезали собаки их много. Собаки бегали табунами, отстреливать их было нечем, пришлось их травить. Жалко было, а что делать? Потом лиса стала бегать, то кошки одолевали. Было цыплят девятнадцать штук, а потом смотрю, их уже пятнадцать. В общем, огородил я территорию вот этой сеткой, теперь они ходят спокойно.
Но я думаю, что и с автобусом вопрос решим. Чиновники нам говорят, что нерентабельное это дело, а я считаю, что не должно так быть, не должны мы быть оторваны от мира. Мы же не в ссылке в какой-то живем, да и на дворе двадцать первый век. Прогресс наступил, а нас словно обратно, в век двадцатый загоняют. Я думаю, будет автобус ходить и жизнь тут наладится.
Покидали мы эту деревню с некоторой грустью. Оптимизм Валентина Михайловича, так хорошо принявшего нас, мы не поддержали. Какой автобус сюда будет ходить, если тут даже дороги как таковой нет? Если хороший дождь пройдет, засядет он здесь, и никто его кроме трактора не вытолкает. А один чиновник над этим даже посмеялся, сказав, что автобус туда пускать дело убыточное, а работать себе в убыток никто не хочет. Конечно, он в чем-то и прав, но люди в этом не виноваты, что, же им теперь переселяться отсюда в другие места?
Андрей МАРКОВ.
22.08.2014, 691 просмотр.