Моя любовь – на всю жизнь!
Впервые Валентина Тимофеевна Филимонова попала в театр в 4-летнем возрасте. Попала и пропала. Вихрь театральной жизни кружит ее уже более полувека и, кажется, не собирается отпускать. Нет, наша героиня не актриса, не режиссер и не закулисный работник. Она просто зритель.
– Без театра я не могу представить свою жизнь, – начинает рассказ о себе липецкая пенсионерка. – Когда завершается театральный сезон - скучно жить становится. Жду следующего сезона и спасаюсь тем, что пересматриваю любимые спектакли по телевизору.
У Валентины Тимофеевны дома 3 больших коллекции: вечерних платьев, программок и дисков с записью различных театральных постановок. Платья, в которых можно ходить в театр, она шьет сама.
– Раньше, во времена Советского Союза, не было возможности купить какой-то хороший наряд. Мужчинам в этом плане гораздо проще. Им в жизни нужно было два костюма: в одном на работу ходить, в другом – на праздники, юбилеи и в театр. У нас, женщин, гардероб должен быть более разнообразным. Шить меня научила мама, выкройки мы всегда брали из журналов. Несколько отрезов ткани, купленной еще в советские времена, лежат у меня в шкафу до сих пор, а выбросить жалко, хоть из такого материала платье уже не сошьешь. Я против всяких стразов и прочих блесток в вечернем наряде. Если кто-то думает, что со сцены зрительный зал не виден, он ошибается: виден, и еще как. Особенно, если сидит какая-то дама и сверкает, как новогодняя елка. Актеров это отвлекает. Я предпочитаю шарфики, палантины, веер.
Валентина Тимофеевна сказала по секрету, что в ее шкафу висит более 30 платьев, но лишь пять из них она носит, остальные вышли из моды или перестали подходить по размеру. С гордостью показала она и театральные программки, которые она берет на каждом спектакле, а потом бережно хранит в специальной папке.
– Это сейчас папка с файлами – здесь с двухтысячного года программки. А вот, посмотрите, более ранние программки, – предлагает Валентина Тимофеевна и достает два больших и тяжелых фотоальбома с картонными страницами. – Вот я клеила специальные уголки и засовывала программки. Вот чудом сохранившаяся программка с самого первого спектакля в моей жизни «Красная шапочка». Это был кукольный спектакль, который я смотрела в Одессе, где мы тогда с родителями жили. Мама рассказывала, что когда они привели меня из театра домой, я целых две недели всем и каждому рассказывала, как шапочка несла пирожки бабушке и как такие же пирожки я ела в буфете после спектакля.
Когда Валя подросла, записалась в школьный театральный кружок, а в сочинении на тему «Кем я хочу стать?» уверенно писала, что будет актрисой. Липчанка вспоминает, что по этому поводу даже отца в школу вызывали.
– Ох, и влетело же мне тогда за то сочинение! Папа говорил, что актрисы только пудрятся и громко смеются (никогда не понимала, с чего он это взял), а так вести себя советская пионерка не может. Отец утверждал, что нужно получить серьезную профессию, стране нужны инженеры, химики, врачи, учителя, а не актрисульки всякие. Так что в театральный мне дорога была закрыта. После восьмого класса я отучилась на закройщицу. Потом, когда мы переехали в Липецк, я пошла работать на металлургический завод – не по специальности, зато в большой шумный цех, где мне очень нравилось. Да и зарплата была хорошая.
Но про театр Валентина Тимофеевна не забывала никогда. Она играла в любительском театре при ДК и сама часто ходила на спектакли в качестве зрителя.
– В те времена все было очень дешево. Помню, как пошла в отпуск и решила устроить себе театральные каникулы. Сначала поехала в Москву, потом побывала в Ленинграде, съездила на поезде в Одессу, снова вернулась в Москву. И везде ходила на спектакли: и на взрослые, и на детские. Зря вы смеетесь, – говорит Валентина Тимофеевна. – Детские спектакли тоже очень интересные. Я до сих пор на них хожу в свои 66 лет.
Валентина Тимофеевна рассказывает, что самое большое впечатление в те времена на нее произвел московский Театр Сатиры. Главным режиссером в нем был Валентин Плучек. Классических «Баню» и «Мистерию-буфф» она не видела, зато удалось побывать на спектакле «Маленькие комедии большого дома».
– Это восхитительный спектакль, запись которого у меня сейчас есть на диске. Актерский состав блестящий – Татьяна Пельтцер, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Державин. В спектакле рассказывается о Москве и москвичах начала 70-х. «Маленькие комедии» - это 5 совершенно разных новелл. Примечательно, что сначала мой любимой новеллой была «Грабеж», а сейчас больше по душе про ласточку. Поющий Папанов потрясающий. А танцующая Пельтцер! А ведь ей тогда было уже 70 лет!
– Я в Москву по нескольку раз в месяц ездила, – говорит поклонница театрального искусства. – У меня там подружка-одноклассница Люська живет. Она тоже обожает театр. Муж ее был дипломатом, а потому билеты ему доставались легко и зачастую бесплатно. Но он театр не любил, а потому Люська всегда брала с собой меня. Вот какой спектакль не назовите, я там была.
Валентина Тимофеевна уверяет, что видела и «Доброго человека из Сезуана» с Владимиром Высоцким в 60-х, и «Женитьбу Фигаро» с Андреем Мироновым в 70-х, и «Юнону и Авось» с Николаем Караченцовым в 80-х, и «Иисус Христос – суперзвезда» в 90-х, и печально известный «Норд-Ост» в 2000-х. И я бы никогда не поверила в это, если бы не программки, которые так бережно хранит липчанка.
– Вообще музыкальные спектакли, или, как сейчас стали говорить, мюзиклы, – моя страсть и моя слабость! – Восклицает моя собеседница. – В последние 20 лет стало очень много мюзиклов. Я очень жалею, что не попала в свое время на «Метро». Потом смотрела в Интернете любительскую съемку спектакля – восхитительно! Но в то время я нянчила свою первую внучку, некогда было в столицу ездить. «Нотр-Дам де Пари» и «Мою прекрасную леди» обожаю. На «Нотр-Дам» даже два раза ходила. В первый раз - когда Эсмеральду играла Теона Дольникова, а второй – когда Светлана Светикова.
Конечно, в своей беседе мы не могли обойти тему современного театра и актерского искусства.
– Театр уже не тот, скажут многие. И будут правы. Все меняется, но и нам надо меняться, я считаю. Да, таких мэтров как Высоцкий, Миронов, Караченцов на сцене мы уже не увидим никогда, но есть огромное количество талантливейших актеров и сейчас: Сергей Безруков, Оксана Акиньшина, Максим Аверин, Константин Хабенский, Екатерина Шпица, Михаил Пореченков, Светлана Ходченкова. Все они снимаются в кино, но на сцене их талант, мне кажется, раскрывается гораздо полнее. Несколько лет назад, когда ездила в Москву, видела пьесу «Враги: история любви». Чулпан Хаматова божественна!
Валентина Тимофеевна посещает не только московские театры. Она не пропускает ни одного спектакля и в липецких Дворцах Мельпомены.
– «Оркестр «Титаник» на меня огромное впечатление произвел, – говорит пенсионерка. – Малая сцена, всего 4 персонажа и увлекательный сюжет: они репетируют, как будут воровать багаж у пассажиров какого-нибудь проезжающего состава. Только вот беда – на ту станцию, где живут все четверо бездомных и никому по сути не нужных людей, уже давно не ходят поезда.
На вопрос, обращает ли она внимание на публику, на других зрителей, Валентина Тимофеевна ответила, что любопытно наблюдать за молодежью.
–Стала замечать, что многие понятия не имеют о культуре посещения театра. Для меня каждый спектакль – торжество, а я на нем – только гость. Актеры – не балаганные шуты, которые обязаны кривляться и скакать по сцене только потому, что мы заплатили деньги. Театр – это искусство, а не некая услуга, оказываемая актерами. Очень расстраивает меня внешний вид молодежи. Какие-то свитера или майки, в лучшем случае джинсы и рубашка – разве так в театр ходят? Вечернее платье или фрак – это перебор, но и повседневную одежду можно сменить на что-то более праздничное, строгое. Впрочем, с каждым годом публика меняется, и меняется к лучшему.
Сейчас Валентина Тимофеевна смотрит 10 - 12 новых спектаклей в год. Из них как минимум два в Москве и 3 - 4 в Воронеже.
– В Липецке я всегда слежу за репертуаром и беру билет, как только появляется что-то новенькое. С московскими театрами сложнее. Обычно я очень долго выбираю постановку, узнаю, кто будет играть в нужный мне день, читаю рецензии – не хочется, знаете ли, ехать в такую даль и платить большие деньги за второсортное действо. Для меня театр – это всегда праздник, встреча с прекрасным. И я стараюсь, чтобы этот праздник повторялся как можно чаще.
Светлана СТЕПАНОВА.
16.09.2015, 762 просмотра.