Любимые роли Галины Федяковой.
В Липецком государственном театре кукол Галина Абрамовна Федякова трудится сорок пять лет. Скоро ей исполняется шестьдесят пять лет. Она является членом правления Липецкого отделения общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей России».
Мой папа Евгений Наумович Левин работал в Липецкой филармонии, - рассказывает Галина Абрамовна, - а театр кукол находился в том же здании, что и филармония, вот так я сюда и попала. Тогда как раз набирали вспомогательный актерский состав, главному режиссеру Вадиму Васильевичу Жукову понравился мой писклявый голос.
Роли у меня очень разнообразные. Но артист театра кукол не имеет ни пола, ни возраста. Сегодня я могу играть девочку, а завтра турецкого султана Али Бабу Али Хана, послезавтра могу играть мамашу какого-нибудь Вани, а потом цыплят, мышат. Моя любимая роль – это вредная девочка Агаша из спектакля «Сливовая косточка». Там есть две девочки – одна ленивая, а вторая – рукодельница. Агаша ничего не хочет делать, за это ее потом и превращают в гуся. А еще я очень люблю роль Свиньи в «Кошкином доме». Вообще у меня много любимых ролей.
- Вы, наверное, изучали детскую психологию для игры в театре кукол?
- Все идет от души. Смотрю, конечно, как дети реагируют на ту или иную сказку. Если смеются или даже плачут, значит, мы все делаем правильно.
Папа жутко не хотел, чтобы я шла куда-то в искусство, поскольку сам работал в цирке, на эстраде, в филармонии. Он не хотел, чтобы я моталась по гастролям, хотя вместе с родителями я с детства объездила почти весь Советский Союз. У нас была большая шумная семья. Все артисты. Отец был одно время руководителем бригады лилипутов. У нас дома постоянно кто-то жил. Артисты, которые приезжали на гастроли, обитали у нас.
Я выросла в этом окружении, и моя жизнь была интересная, насыщенная. Когда в школе писали сочинение на тему «Как я провел лето», я писала, что была вместе с родителями на гастролях в Пятигорске.
- Вы проработали в театре сорок пять лет, за это время никуда не хотелось уйти?
- В театре кукол мне комфортно. Коллектив у нас хороший, мы все любим друг друга. Никто никому не завидует, не старается в чем-то упрекнуть или чем-то навредить. Мы все как одна семья. Вместе работаем, но и отдыхаем. Вадим Васильевич всегда дает роли, правда, иногда я ему говорю, что же я играю все время цыплят или мышат, дайте мне ведьму какую-нибудь.
К третьей репетиции я уже знаю весь спектакль. Мне работать легко. Но и роли бывают разные. У меня, например, есть роль гнома Среды, который за весь спектакль говорит всего одно слово: «Правильно». Но спектакль всегда надо знать хорошо, чтобы вовремя подать реплику. Была роль собаки, которая вообще не разговаривала, а только гавкала, но этим лаем надо было передать все ее эмоции, настроение. Есть спектакли, когда ты просто помогаешь кому-то, например, «Русалочка». У нас это называется «подача».
Нужно, например, вовремя взять у актера какой-нибудь предмет, декорации передвинуть или игрушечной лошадкой проскакать на заднем плане. У нас это запросто. Никто не говорит, что я Актер Актерыч и делать этого не буду. Все помогают друг другу.
Галина Абрамовна показывает мне созданные своими руками «деревья». Это может быть горшочек, созданный из какой-нибудь пластиковой тары, деревянный ствол, воткнутый в этот горшочек, а сверху у этого «дерева» находится крона из различных цветов, бабочек, но еще это могут быть макароны или даже косточки абрикоса.
Еще она изготавливает подушки, вазы из пластиковых бутылок, шкатулки, делает декупаж бутылок. А к каждому празднику или юбилею пишет соответствующие стихи на музыку известных песен. Спрашиваю, не предлагали ли Галине Абрамовне делать кукол или декорации?
- Нет, для этого у нас есть художники, бутафоры, это их хлеб, зачем же я буду его у них отбирать? А создаю я разные декоративные изделия в свободное от работы время, потому что мне это интересно. Подобные вещи можно увидеть и в магазинах, просят за них пятьсот рублей, а я просто так отдаю. Интернета у меня нет, чтобы подсмотреть как это делается, фантазируя, мастерю все сама.
А потом Галина Абрамовна рассказала мне о том, как они в молодости ездили на гастроли в Африку.
- Поездка была для нас очень экзотическая. Поэтому запомнилась. Это был восемьдесят восьмой год. Мы сначала приехали в Мозамбик. Жили в столице страны, Мапуту. Показывали спектакли для детей. С нами ездил переводчик, поскольку там разговаривают на португальском языке. Смотришь в зал, а там темно и, кажется, что никого нет. Одни глаза блестят.
Потом, как мы поняли, приехал министр культуры. Вместе с ним вошли в зал два мужика в черной форме и с топорами. Мы сначала перепугались, оказалось, что это пожарные тоже хотели спектакль посмотреть.
Затем мы перелетели в Анголу. Там было военное положение. Жили в гостинице партийного аппарата. Охраняли нас автоматчики, сначала мы шарахались от них, потом привыкли. А наши хлебосольные парни стали их спаивать. Работали мы в Анголе в посольстве, в госпитале, в доме инвалидов. В доме инвалидов люди жили целыми семьями. Многие люди, которые обитали там, получили инвалидность, подорвавшись на мине, а чтобы за ними ухаживать там и жили все их семьи. Передвигаться по стране было опасно, ездили мы на специальном автобусе с сопровождением.
- Сейчас театр тоже стал ездить на гастроли, вы были где-то?
- Меня не берут (смеется), шучу. Мне и в Липецке хорошо. Но ранее с театром я побывала во многих городах России. Мы были в Курске, Орле, Туле, в Калининграде и в других городах.
- Вы сказали, что ваши дети выросли в театре, они тоже артисты?
- Нет. У сына и дочери другие профессии. Просто они видели многие спектакли, где играла и я. Сейчас начинаю делиться с ними тем, какие у нас спектакли идут, а они говорят, мы их в детстве смотрели. У нас есть спектакли долгожители.
Некоторые постановки нравятся не только детям, но и взрослым. Например, к нам часто ходит один солидный дедушка, мы его уже приметили, есть люди, которые бывают в театре постоянно. Иногда случается, что билетов в кассе нет. Тогда мы приносим дополнительные стулья. Билеты у нас стоят сто рублей. Даже, несмотря на кризис, они не подорожали.
На пенсию мы выходим, отработав двадцать пять лет. Мы приравнены к артистам балета. У нас тяжелые условия труда - руки находятся почти постоянно вверху, голова тоже, неправильное расположение гортани. Куклы тоже тяжелые. Самыми тяжелыми куклами у меня были страусиха и слоненок. Но у меня не было такого, чтобы руки устали или спина заболела. На мне физические нагрузки не отразились.
- Вам сценарий к сказке не хотелось бы написать?
- У нас был один спектакль, где было много моего. Вот сейчас в спектакле поросенок песенку поет, слова написаны мной. Я человек не тщеславный. Написала и написала. Но я пишу сугубо личное, не для широкой публики. Писала раньше эпиграммы, но в основном это доброжелательные посвящения нашим юбилярам.
Вот, например, посвящение Вадиму Васильевичу Жукову. Написала я ему на музыку песни «Ехали на тройке с бубенцами». В молодости писала стихи. Один раз пришла с ними в редакцию, а мне сказали, что сейчас на эти темы не пишут. Больше я этим заниматься не стала, да и задачи у меня такой нет.
Меня часто приглашают в жюри конкурсов чтецов, театральных самодеятельных постановок. Сложно бывает. Если кому-то сделаешь замечание, очень обижаются. Но молодежь я не обучаю, этим есть кому заниматься. Я человек не амбициозный.
- Вы сказали, что ваш папа Евгений Наумович…
Вообще-то он Абрам. Евгений – это его сценическое имя. Он когда был воздушным гимнастом, то его называли Евгений Бона. Номер именовался «Воздушный полет Бона». Евгением его даже мама стала звать. А я - Галина Абрамовна и меня все спрашивали он что, не родной?
Вообще, семья наша интернациональная: мама – эстонка, папа – еврей. Мой муж – азербайджанец. У мамы, когда она оформляла пенсию, были проблемы с отчеством . Ее звали Тамара Иогановна, а в паспорте было написано Ивановна. Наверное, паспортистке это было проще написать. Ее девичья фамилия Тюннапп. А писали ее фамилию Тюнап. Когда проходили выборы, тоже проблемы были. Мама блокадница, а с папой они познакомились в Томске.
Муж мой инженер-электрик, закончил в свое время политехнический институт. Познакомил нас его друг, актер нашего театра. Встречались мы с будущим мужем раза четыре, а потом пошли в загс. Все тридцать восемь лет выясняем теперь, кто кого тогда обаял. У него папа азербайджанец, а мама русская. Семья у нас дружная, мы людей выбираем не по национальности, а по душевным качествам.
Кстати, родом я из Томска. В Липецк с родителями мы приехали в пятьдесят восьмом году. Липецк тогда был большой деревней. А в Томске в пятьдесят шестом году уже было телевидение. Первый фильм, который я посмотрела в жизни, рассказывал о том, как надо спасаться в случае ядерной войны. А еще в Томске на здании политехнического института была иллюминация, и мы часто ходили туда смотреть, как загораются разноцветные огоньки и появляются необычные картины.
Когда мы приехали в Липецк, моста через реку не было, существовал понтонный мостик. Из трамвая выходишь, и под ногами хлюпает вода. Площадь Ленина только строилась, лестницы, где сейчас бьют фонтаны, не было, мы катались с этой горы на санках.
Мы жили сначала в гостинице. На том месте, где сейчас ЦУМ, находилась пожарная часть, там была каланча и конюшни. Мы снимали потом квартиру в конюшне. Город оканчивался в районе кольца трубного завода. В сторону сегодняшнего девятнадцатого микрорайона транспорт не ходил, люди шагали туда пешком.
Сейчас у театра есть свое стационарное здание, а когда я начинала работать в театре, его у нас не было. Поэтому мы часто бывали на гастролях. Ночевали иногда в таких местах, что и придумать нельзя, при переездах автобус зачастую толкали, особенно было здорово зимой (смеется). Всякое было, но всегда интересно.
Сегодня я смотрю, как преображается наш город, как растут наши дети, радуюсь этому и люблю жизнь. К юбилею отношусь скептически. Но с коллегами праздновать будем, ведь они об этой дате точно не забудут...
- Мы тоже поздравляем вас с днем рождения и желаем здоровья, интересных ролей и успехов в творческих начинаниях.
Андрей МАРКОВ.
12.09.2015, 926 просмотров.