Храм души.
«Я благодарна судьбе, что родилась и живу на этой земле с ее нежными далями… Пусть хотя бы единственным березовым дочерним листком я обниму этот мир, ежегодно расцветая и падая в наши осенние успенские благословенные травы. Несмотря ни на что! – Дышать небом вместе с любимым цветком Ивана Бунина – синим цикорием. Возделывать незасоренным свой духовный и поэтический хлеб».
Валентина Купавых, член Союза писателей России
Год назад сама судьба привела меня к знакомству с Валентиной Андреевной Купавых. Прочитала ее сборники стихов и прозы – две книги. Много разговаривали по телефону. Создалось впечатление человека талантливого и вдохновенного, неотделимого от родной земли: от её любимой Чернавы, такой же древней, как сама Русь. Появилось непреодолимое желание увидеть своими глазами хотя бы частицу того, чем она живет. Накануне Рождества Пресвятой Богородицы эта встреча состоялась.
Был к ней неблизкий путь: от моего села Делеховое до Чернавы – два с половиной часа езды на хорошей скорости. Но сын, который вез «с ветерком», заметил, что наши липецкие дороги ничуть не хуже, чем в Чехии, где он только что побывал, а простирающиеся перелески да долины несравненны. Валентина Андреевна встретила нас радушно и ласково, как будто мы давным-давно знакомы. И, не теряя времени, сразу повела нас на экскурсию. Мы пришли к месту настоящего музея прошлого под открытым небом. Пост номер один этого музея – несомненно, памятник крепости Чернавск, сделанный строителями по совместному проекту депутата В.Н. Синюгина и главы Чернавского поселения Н.И. Мельникова. Он расположен у начала крутого спуска к реке Быстрая Сосна, где когда-то стояла крепко вросшая в землю огромная неприступная крепость. Такие города-крепости «первыми вдыхали бурю, пыль и хлад азиатских туч… Первыми давали знать Москве о грядущей беде и первыми ложились костьми за нее» (слова летописцев).
Я слушала горячее повествование нашего экскурсовода о минувшем и думала: «Чем больше углубляешься в древнюю историю, тем большим проникаешься уважением и любовью к нашим пращурам. С каким самопожертвованием невообразимыми космическими силами удерживали они от вторжения бесконечных врагов на Московию, а позже Россию, чтобы передать нам ее по наследству в целости и сохранности. Если бы все нынешние политики обязательно-принудительно сдавали хотя бы кандидатский минимум по знанию нашей древней истории, то они никогда не посмели бы рабазарить ни пяди русской земли». И еще в тему: сколько можно заигрывать с пятой колонной, место которой давно там, откуда ей платят за работу по ослаблению России? Иван III с такими не церемонился.
Когда надобность в оборонительных сооружениях отпала, на месте крепости выросли белоснежные стены бумагоделательной фабрики. Местная бумага считалась одной из лучших в России. Ее покупали и предприимчивые американцы. На ее качестве сказывалось особое свойство здешней воды, можно сказать, святой. А вторая фабрика была построена на реке Большая Чернава. К месту расположения ее мы и подошли. Хорошо сохранившийся дом с красивыми наличниками на окнах (покрасить – будут как новенькие). На втором этаже этого дома его владелец – фабрикант В.А. Русанов в сентябре 1909 года встречал высокого гостя по-европейски учтиво (не раз эту церемонию в Германии наблюдал), а по-русски широко и радушно. Этим гостем был И.А. Бунин, и приехал он сюда, чтобы посетить места, где 225 лет назад царским воеводой служил его далекий предок – «Иван Афанасьев, сын Бунина». А его прах нашел вечное упокоение на чернавском кладбище.
Далее Валентина Андреевна Купавых повела нас к Покровскому храму. В ее книге «Полевая бунинская Русь» я любовалась многими фотографиями этого храма с подписями «Прихожане храма и его староста Л.И. Барышева», «Рождество Христово в воскресной школе» и другими. Дело в том, что самые энергичные действия для возрождения храма, а затем и воскресной школы предприняла именно наш экскурсовод. Ну, а работа с детьми – ее призвание. Старшая пионервожатая в 31-й школе Липецка, обучение и воспитание юных корреспондентов в кружке «Полевые цветы из Чернавы», куда приходили дети из всех трех чернавских школ. Ее воспитанники – украшение, смысл и наполнение ее жизни сегодня.
Далее мы направились в Троице-Сергиевский храм, не восстановленный, что в 4-х км от Чернавы.
Православные люди говорят: если придешь на место, где стояла когда-то церковь, то душой услышишь тихий звон колокола. Разрушенные, но пока не восстановленные храмы хранят намоленную энергетику, которая светлым потоком льется через алтарные окна на бесконечные русские просторы. Войдя в Троице-Сергиевский храм и прикоснувшись к его освященной стене, Валентина Андреевна слышит прошлое и будущее. Ее лицо торжественно и сосредоточенно. Ее душа наполняется перезвоном колоколов. Она знает: когда последний храм, порушенный атеистической эпохой, будет восстановлен, на нашу землю сойдет Божественная благодать.
За короткое время нашей экскурсии мы получили не смываемые временем впечатления.
И все же хотелось увидеть нашу собеседницу в другой ипостаси – бытовой. Тем более мы догадывались, что образ ее дома дополнит подлинную историю Чернавы.
«Давнишний словно сказка… и нам живется в нем не так, чтоб очень сладко, но ничего – живем!»
Так говорит Валентина Андреевна о родительском доме, где ей легко и дышится, и пишется. Но визитная карточка крестьянского дома – это двор. С него и начну. Здесь нет ничего лишнего: все необходимые постройки – во внутреннем дворе. Но расположены так, что перед гостеприимно распахнутыми дверями дома расстилается лужайка, покрытая чистым ковром травы-муравы. Украшают двор две белоствольные березы. Скромно, не выделяясь, стоит подвал, выложенный кирпичом с арочной кладкой на входе, о двенадцати порожках (ступеньках). Построил его отец Андрей Тимофеевич, когда был 14-летним Андреем. Расставлены по двору небольшие, со смекалкой сделанные приспособления: выдолбленное из строительного камня корытце для воды курам и другой живности, а бутылка из-под минералки превращена в рукомойник.
Настоящим музейным экспонатом является колодец, которому, наверное, лет под триста. Дом все перестраивался, переносились окна с северо-востока на юго-запад, а колодец стоял в неизменном виде слева от входа в дом. На крышке колодца сидел полосатый кот ученый, но при нашем появлении тут же спрятался за угол дома. Зато у порога невозмутимо стоял петух и внимательным взглядом провожал нас во внутренние покои. Дом состоит из двух просторных комнат, разделенных большими сенями. Одна из них – горница. Во дворе жара, а здесь приятная прохлада и лечебный аромат разложенных повсюду для просушки лекарственных трав. ПРИРОДНАЯ АПТЕКА НА ДОМУ!
Во второй комнате – библиотека и галерея портретов, сошедших со страниц книг «Деревенская Россия» и «Полевая бунинская Русь». Иван Бунин, Николай Данилевский, святой Феофан Затворник, Сергей Бехтеев, Сергей Булгаков, Пафнутий Чебышев, Евграф Быханов, Павел Шубин… Только перечисление всех имен, о которых рассказывают книги Купавых, заняло бы целую газетную полосу. Они находятся на Олимпе в своем созидании, подарили нам вершины творчества в литературе, поэзии, философии, математике, сложных областях мироустройства. И все их родовые корни здесь, на этой земле, к частичке которой нам посчастливилось прикоснуться благодаря горячему энтузиазму Валентины Андреевны.
И вот мы сидим рядом с гостеприимной хозяйкой, пьем чай с аппетитным пышным местным тортом и стараемся ничего не пропустить из ее рассказов, буквально кипящих мыслями-фактами, подчас настолько новых в своей оригинальности. А ее взгляд буквально пытает собеседника: вам интересно со мной? И эта открытость притягивает, хочется заглянуть с благодарным пониманием в ее распахнутые глаза цвета бирюзы, будто синь неба смешалась с зеленью травы, и сказать: спасибо за все!
Уходя, мы еще раз с изумлением оглянулись на забор – толстую невысокую стену по периметру усадьбы Купавых, сложенную из крепкого строительного камня, да так монолитно-слитно, что простоит века! Валентина Андреевна по праву может сказать: мой родительский дом – моя крепость. А я бы добавила, что этот сохранивший крестьянский облик прошлого дом мог бы стать музеем, чтобы не получилось по пословице: что имеем – не ценим и не храним.
ПРОРОЩЕННОЕ СЛОВО
Все русские поэты, с мировой славой и без, наделены особым даром предвидения. Валентина Андреевна пишет в книге «Полевая бунинская Русь»: «Создан Бунин, словно кремний, в полевых цветах горячих. Он – с Россией неизменный, в страшных бурях самый зрячий». А вот поэтесса Купавых еще позавчера пророчески намечает повестку дня на сегодня:
Нет, не сдамся. Не поддамся.
Миру ненависти. Хамства.
В огороде христианском
да с лопатою крестьянской –
Будет мне прокорм. И крова.
И пророщенное слово.
Сегодня мы живем в тяжелейшее историческое время формирования новых правил международного общежития. С глаз наших политиков сорваны шоры о добром дядюшке Сэме, о перезагрузке, о вечной дружбе лидеров России и Германии.
В книге «Деревенская Россия» помещена подборка очерков от педагога-краеведа (Царствие ей Небесное) Антонины Юровой – защитницы русской деревни, а значит и самой Руси. Ее очерк о великом славянском провидце Данилевском буквально принуждает вдумчивого читателя обратиться к его книге «Россия и Европа». Вот что мы слышим из глубин XIX века (книга издана в 1871 году). «Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, ее интересы не только не могут быть нашими интересами, но и в большинстве случаев прямо им противоположные». Земляк Н.Я. Данилевского Феофан Затворник подтверждает эту мысль: «Мрак идет с Запада, а свет не хотим принимать с Востока… Россия не туда пошла со времени знакомства с Западом» (писал по дороге в Палестину литературному критику Бурачку). Сегодня об этом же говорит Вячеслав Никонов (внук Вячеслава Молотова знает, о чем говорит): «У России есть один способ понравиться Западу, - исчезнуть как самостоятельная величина». Свое мнение на эту же тему Валентина Купавых излагает в трех словах: «клоны западной лжи».
Сегодня книги Купавых «Деревенская Россия» и «Полевая бунинская Русь» могут стать хорошим пособием для учителя литературы и истории. В них она с местными краеведами – экологами чистоты русской истории, мастерски владеющими пером, ненавязчиво, не назидательно, а только правдой фактов и искренностью вызывает у читателя гордость за свою Отчизну, поднимая зоркий неподкупный патриотизм. Сейчас В.А. Купавых работает над книгой о Феофане Затворнике, который родился и похоронен в Чернаве. Хочется пожелать вечной поборнице за правду и справедливость и мастеру пророщенного слова творческого вдохновения, а главное – Божеского благословения на новую книгу.
Делеховое – Чернава
Инесса Усачева
(Фото Ольги Усачевой).
29.01.2015, 1171 просмотр.