Как увидеть челябинский метеорит.
Естественно, в Челябинске, скажет кто-то, а вот и нет. Недавно его осколок привозили и к нам в Липецк и в Елец на специальном поезде. Конечно, не только метеорит был в девяти вагонах Передвижного выставочно-лекционного комплекса ОАО «Российские железные дороги». Приезжал он к нам на прошлой неделе, посетить его бесплатно могли школьники, студенты и пенсионеры. Для работающих граждан билет стоил 70 рублей. Мы побывали в этом поезде с супругой, и многое увидели действительно впервые.
ОТ ПАРОВОЗА ЧЕРЕПАНОВЫХ ДО…
Первый вагон – это лекционный зал. Здесь проводятся конференции и лекции. Тут установлено специальное оборудование, которое показывает на экранах видеоролики даже в формате 3D. Еще можно смотреть и слушать различные презентации, тематические фильмы. Но больше всего удивляет потолок вагона, на котором находится интерактивная модель «Звездное небо», выполненная на светодиодах с низким энергопотреблением.
Во втором вагоне начинается самое интересное. Лектор-проводник Евгений Сергеенков, который рассказывает об экспозиции в этом и следующем вагоне, показывает нам кабинет начальника поезда конца девятнадцатого - начала двадцатого века. Он также поясняет, что в каждом вагоне есть свой лектор, а посетить выставку может одновременно группа в тридцать человек, экскурсия длится сорок пять минут.
- Это исторический кабинет начальника станции. Здесь у него, как видите, имеется аппарат Морзе, чернильница, подстаканник, коммутатор, можно видеть телеграмму на столе, все экспонаты подлинные. Одет наш манекен в черный костюм образца 1871 года. Красный цвет фуражки говорит о том, что он самый главный на железной дороге. Это часы, специальный железнодорожный фонарь и колокол - главный атрибут того времени. Начальник станции встречал и провожал паровозы. Раньше это была военная форма, у него было определенное звание, которое приравнивалось к чину городового.
Далее мы увидели макет первого паровоза Черепановых, сконструированный отцом и сыном в 1833 году. Развивал он скорость в шестнадцать километров в час. Перевозили на нем груз весом в три тоны и шестнадцать килограмм. В основном это была руда.
Еще здесь был представлен макет паровоза «Л». Его главным конструктором был Лев Сергеевич Лебедянский. До 1947 года он носил литеру «П» - «Победа». Коллектив конструкторов получил потом Сталинскую премию. Выпускался паровоз десять лет, до 1955 года. Скорость мог развивать 80 километров в час. Эксплуатировались такие паровозы по всему СССР, в основном перевозили промышленные грузы. Всего было выпущено 4199 подвижных единиц. Кстати, некоторые образцы этого паровоза до сих пор стоят на запасных путях в консервации, на случай войны.
Еще Евгений показал нам макет высокоскоростного электропоезда двойного питания «Сапсан», которые ходят на линии между Санкт-Петербургом, Москвой и Нижним Новгородом. В них есть даже детские игровые комнаты. Электропоезд «Аллегро» эксплуатируется на международном сообщении между Санкт-Петербургом и Хельсинки и развивает скорость в 220 километров в час. Время в пути составляет всего три часа тридцать шесть минут.
Удивил нас скоростной электропоезд двойного питания «Ласточка», который обслуживал участников и гостей XX Зимних Олимпийских игр в Сочи, а в настоящее время продолжает работу в региональных сообщениях. Здесь все было такое красивое, яркое, почему же в действительности мы видим вовсе не это? На стенах этого вагона мы увидели информационные плакаты, посвященные высокоскоростному пассажирскому движению. Еще были карты, показывающие основные направления инновационного развития железной дороги.
В другом вагоне было представлено развитие подвижного состава. На стенах под потолком висели фотографии вагонов, паровозов, электровозов и вагонов. В самом вагоне стояли макеты работающей сегодня на железной дороге техники.
- Электровоз ЭП20 был разработан российскими и французскими компаниями. Он работает на двух видах токов – постоянном и переменном. За счет этого электровоз может вести семнадцать пассажирских вагонов со скоростью двести километров в час. Если двадцать один вагон, то со скоростью сто шестьдесят километров в час. Электровоз «Синара» перевозит грузовые составы весом до семи тысяч тонн. Тепловоз «Витязь» перевозит составы с грузом в шесть тысяч тонн.
Увидели мы макет двухэтажного вагона. Его выпускает Тверской вагоностроительный завод. Вместимость шестьдесят четыре посадочных места, все вагоны купейные, всего в вагоне 16 купе. Курсируют они по маршруту «Москва – Адлер». Они выше по высоте на 5 метров, но по габаритам идентичны обычному вагону.
Еще был двухосный маневровый тепловоз ТЭМ31 с кабиной с круговым обзором, построенный на Ярославском заводе. Представлен был трактор с двигателем в 460 лошадиных сил, который может ездить и по дорогам и по рельсам. Он выполняет маневровые работы и может тянуть за собой до пяти вагонов. Трактор универсальный, зимой он может чистить снег, если привесить другое оборудование, может заниматься перевозкой грузов.
Еще мы увидели самый мощный в мире электровоз постоянного тока «Гранит». Он может тащить до девяти тысяч тонн груза. Он работает на сжиженном газе, есть турбина от самолета. Был дважды занесен в книгу рекордов Гинесса, последний раз он взял грузовой состав из ста восьмидесяти вагонов, весом в шестнадцать тысяч тонн. Состав по протяженности составил примерно три километра. Сейчас он работает на свердловской железной дороге, и выпустили уже вторую подвижную единицу. Конечно, это не все о чем хотелось бы рассказать, но мы перешли в другой вагон.
ИНФРАСТРУКТУРА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Вот в этом вагоне мы и увидели манекен космонавта, а также кусок Челябинского метеорита, который рухнул на нашу планету 15 февраля 2013 года. На первый взгляд это обычный камень черного цвета, а вот его состав, конечно впечатляет. Общая его масса, по мнению ученых, составляла 10 тысяч тонн, но при входе в слои атмосферы он взорвался. Пострадало тогда 1613 человек, а видели его падение не только в России, но и в Казахстане.
Еще в этом вагоне были действующие макеты-панорамы железнодорожных станций, переездов, тяговой подстанции и других инфраструктурных объектов. Здесь также можно ознакомиться с макетом железнодорожного комплекса на космодроме Байконур, демонстрирующим подвоз ракеты к стартовой площадке с подъемом ракетоносителя.
Мы посмотрели на боевой железнодорожный ракетный комплекс «Молодец», увидели уменьшенную копию терминала железнодорожной линии «Аэропорт Адлер – Сочи». Все это было маленьким, кое-что даже двигалось. Кстати, в это время проходила и экскурсия со школьниками, они восхищенно отзывались об этой экспозиции.
Следующий вагон был посвящен энергосбережению, энергоэффективности и экологической безопасности на железной дороге. Тут можно было увидеть систему автоведения и регистрации параметров тягового подвижного состава, стационарный путевой рельсосмазыватель с солнечным модулем для подзарядки аккумуляторных батарей. А еще мигал разными цветами трехзначный светофор со светооптическими системами на светодиодах. Можно было посидеть и в кабине поезда, почувствовать себя машинистом. Увидели мы макет инсенератората для термического уничтожения деревянных шпал, макет передвижной экологической лаборатории.
В этом вагоне мы посмотрели на то, как организован процесс организации и управления перевозками. Был макет рабочего места оперативно-диспетчерского персонала сортировочной горки, оборудованного комплексной системой управления сортировочным процессом. На экране трех мониторов можно было видеть, как составы заходят на пункт сортировки, потом распределяются внутри него и как потом входят в парк накопления.
Был показан также пульт оперативный технологической связи дежурного по станции. Еще комплексная микропроцессорная система интервального регулирования, которая обеспечивает безопасность движения поездов на перегонах, автоматически блокирует и разблокирует пути при работе светофора.
Почувствовать впечатления, адекватные реальным, можно было на динамическом тренажере, созданном на базе автомобиля «КамАЗ». Он имитирует приборное оборудование кабины, характерные шумы поезда. Еще можно было посидеть за тренажером электропоезда «Ласточка», который является программно-аппаратным комплексом для обучения машинистов.
ЭНЕРГИЯ БУДУЩЕГО ИЛИ СПАСИБО ЗАПАДУ
Примечательно, что двери в поезде открываются без ручек, а с помощью кнопки, причем они не распахиваются, как в обычных поездах, а уходят куда-то в бок. В вагонах было тепло, светло, чисто. Это действительно музей на колесах. В конце нашего пути мы побывали в двух необычных вагонах.
Выглядят они как какой-то космический корабль. В одном вагоне экспозиция подготовлена была государственной корпорацией Росатом. Здесь нам рассказывали о внешнем виде и типах ядерных реакторов, устройстве герметической зоны, функционировании систем безопасности с демонстрацией работы стержней защиты ядерного реактора и устройства локализации ядерного расплава.
Лектор поведала нам о добыче и обогащении урана. Рассказала, как произошел взрыв в Чернобыльской АЭС и на Фукусиме в Японии. Кстати, ранее тут можно было измерить и свой радиационный фон организма, но при нас этот аппарат почему-то не работал. Показали нам и гранулы ядерного топлива, а также рассказали о лечении с помощью ядерных технологий.
А еще мы побывали в вагоне, где была выставлена продукция, производимая на предприятиях, входящих в ОАО «Роснано». Там нам показали шпалу из полимерных материалов, ее вес 75 килограмм, она не гниет и выдерживает очень большой вес. Такие шпалы уже устанавливают в метрополитенах и на некоторых участках железных дорог.
Мы увидели макет укладки мобильного дорожного покрытия. Его устанавливают на глинистой или болотистой почве, покрытие выдерживает вес тяжелой техники, его можно демонтировать и переносить на другое место.
Показали самоочищающееся покрытие для фасадов жилых домов и иных зданий. В составе покрытия содержатся частички серебра. После нанесения его на стены микроорганизмы, плесень там не заводятся, не попадает и влага. Внутри помещения тоже можно обработать этим составом.
- Вот энергосберегающее стекло. Свет оно пропускает, но тепло назад не отдает. А это материал, который используют в бронежилетах. Обычные бронежилеты весят 12 килограмм, а с использованием нового материала - 7. Показали изделия из карбона. Он прочнее металла, не требует лакокрасочных покрытий, не гниет, легче металла, применяется уже в машиностроении, авиастроении и других областях.
Еще мы увидели фонари, которые работают на солнечных модулях, их устанавливают на опасных участках дорог и ночью они освещают дорогу. Также мы узнали, что есть фотолюминесцентные знаки, которые светятся в темноте, но в отличие от фосфора они безвредны для организма человека, а светить могут 20 часов. Еще заинтересовал нас кактус. Оказывается над ним стоит светильник, который светит на него красным и синим цветами. Получается ультрафиолетовый цвет, который помогает увеличить рост растений.
Как рассказал нам лектор, поезд этот ходит по всей стране, начиная с 2011 года. Посмотрели выставку за это время более 900 тысяч человек. Экспозиция его постоянно обновляется и дополняется. Но посмотрев на все это, я впал в некоторый ступор. У нас оказывается, много чего есть, много чего разрабатывается, но где, же это все?
Почему мы не видим таких прекрасных составов, ультрасовременных поездов, чудо фонарей и прочего? Оказывается у нас столько своих разработок, а мы все смотрим на запад. Надо сказать странам Европы, США, Японии и другим, спасибо за то, что они ввели против нашей страны санкции, может быть сейчас наша экономика действительно заработает как надо и все эти новшества, наконец, украсят нашу жизнь.
Андрей МАРКОВ.
03.10.2014, 761 просмотр.