Как «оживают» иконы
Художник-реставратор Виктория Модорова рассказала о своей работе специально для нашей газеты.
Виктория – совсем молодой специалист, несколько лет назад она получила образование и переехала в Липецк из Владимира. Желание стать художником зародилось у Виктории еще в раннем детстве, и своего решения она ни разу не меняла.
По линии отца родственники были художниками, среди них были и реставраторы. Виктория очень гордится преемственностью поколений, каждому прививалась ценность искусства. Дядя ее деда Федор Модоров был ректором Государственного художественного института имени Сурикова, рожден он был во Мстёре (это иконописный центр старообрядческого письма) в семье потомственного иконописца. Дедушка моей собеседницы тоже занимался иконописью, но в итоге он стал живописцем и является представителем владимирской школы живописи, основатели которой вдохновились западным импрессионизмом и создали собственное направление. А отец Виктории стал заслуженным художником России и сейчас преподает. Она, еще будучи школьницей, частенько слушала его лекции. Мама девушки – тоже человек творческий – художник по керамике, она работает в Суздале на предприятии «Дымов Керамика».
«Мне всегда нравилось находиться в мастерских, чувствовать запах красок, масла, растворителей. Рисовала я с юного возраста. Привлекал и сам процесс, и результат, потому что это красиво», - рассказывает Виктория. Также она ходила в камерный хор Владимира Маркина, пела в церкви. Хор очень известный, но все-таки Виктория не отказалась от первоначальной мечты и поступила на художественно-графический факультет педагогического института, выбрав отделение реставрации станковой, темперной и масляной живописи, которым руководит реставратор высшей категории искусствовед Александр Скворцов.
Не навреди!
«Другого реставратора такого уровня во Владимире нет. Он реставрировал фрески Андрея Рублёва в Успенском соборе. Также занимался реставрацией белокаменного зодчества Дмитровского собора, Георгиевского собора, храма Покрова на Нерли. Эти памятники являются жемчужиной Владимирской области и православного мира в целом», - с гордостью перечислила художница. Она уверена, что работа реставратора такая же ответственная, как и у врача. Ведь принцип у представителей обеих профессий один – не навредить.
Реставратор должен следовать традиционным канонам. Он не может привносить в изображение что-то свое, его цель – законсервировать творение, предотвратить дальнейшее разрушение. Это и называется консервацией. Затем специалист приступает к работе над сколами, утраченными изображениями и надписями. Это и есть непосредственно реставрационные работы. Трогать места, где краска сохранилась, категорически нельзя. Всё необходимо выполнять в соответствии с методиками, разработанными реставрационными центрами.
Шаг за шагом
В мастерской реставратора лежит старинная икона, над которой работа только предстоит. «Похоже, что это Боголюбская икона Божьей Матери», - первые исследовательские шаги Виктории проходят прямо на моих глазах. Сохранились некоторые старославянские буквы в названии. На иконе нет сильных шелушений, поэтому Виктория разрешила мне к ней прикоснуться. Делаю это аккуратно, с трепетом, ведь это памятник, скорее всего, первой половины XIX века. Виктория пока не может точно определить время, но в процессе работы все точки над i будут расставлены, и икона получит законченный вид.
Виктория обратила внимание на барочный орнамент. В таком стиле стали писать в конце XVII века и вплоть до XIX века. Реставратор предполагает, что икона может относиться к рубежу XVIII-XIX веков. Девушка будет искать аналоги иконы. Вполне может так случиться, что найдется икона с датировкой. Виктория уверена, что на реставрацию этой иконы (а ее размер полметра на сорок сантиметров) уйдет не меньше месяца.
Сейчас же все изображения как основного сюжета, так и клейм, расположенных вокруг, сильно повреждены, многие места полностью стерты, на доске немало глубоких царапин, лак потемнел, пожелтел. Первым делом Виктория начнет работу с исследования иконы: опишет абсолютно все утраты, зафиксирует их. Это касается и оборотной стороны иконы – основы. Она загрязнена, здесь есть щепы, видны следы жизнедеятельности жука-точильщика, а кое-где дерево буквально превратилось в труху, так что его надо укреплять, а ржавые гвозди удалить. Это опасно, ведь можно повредить икону.
Реставрация начинается с лицевой стороны. Ее также надо укрепить, защитить профзаклейкой, чтобы во время работы с оборотом не повредить красочный слой. Важной частью является работа с реставрационным грунтом, а чтобы он не отлетал, надо удалить все загрязнения. Какие-то водой, а какие-то раствором детского мыла, бычьей желчью.
Для определения, какой использовался грунт, мастер прибегает к помощи химического анализа. Для анализа применяется серная и соляная кислота. К тому же гипсовый грунт легко размывается, даже от обычной капли воды, в отличие от мелового. Соответственно, и работать с ним сложнее. На этой иконе много осыпей, так что здесь вполне может оказаться гипсовый грунт.
В работе реставратор использует и множество приспособлений: например, чугунный утюг, фильтровальную бумагу – они применяются для просушки клея. В сундучке реставратора есть даже шприц. Он применяется для инъекций из жидкого реставрационного грунта и клея, когда есть скрытые отставания, вздутия под красочным слоем. Кругом в комнате полно ламп, а на окнах нет штор, чтобы освещение было максимальным.
Когда все загрязнения удалены, а грунт восстановлен, реставратор приступит к лаку, будет делать пробы растворителя – от слабого к более концентрированному, чтобы он хорошо удалял старый лак, но при этом не повреждал красочный слой. Под ним уже проявится первоначальное изображение. И только тогда Виктория приступит к реконструкции утраченных фигур и ликов, орнамента с вензелями, текста молитвы.
Настоящее чудо
Чтобы попрактиковаться, в институте студентам давали на реставрацию иконы из частных коллекций. Первая икона, которую восстанавливала моя собеседница, была на сюжет «У гроба Господня». Она признается, что вначале будущим реставраторам не дают сильно пострадавшие памятники. Ведь в любую профессию нужно входить постепенно. «Мы не ожидали, насколько это будет сложно. Но работа цепляет, и ты постепенно к ней адаптируешься», - рассказывает о своем опыте художница.
В мастерской супругов находится стенд с дипломной работы Виктории. На нем изображения иконы Николая Чудотворца – в том виде, в котором она попала к девушке, и в том, какой стала после реставрации. Обычный человек, если бы увидел икону в старом состоянии, наверняка даже не понял бы, что это. Но Виктория смогла вернуть ей привычный вид. Это ли не настоящее чудо?
Больше всего ей запомнилась работа над иконой Андрея Первозванного с записью. Что это значит? Виктория заметила под красочным слоем нижележащие слои. Она даже ездила в больницу, чтобы сделать рентген иконы. Эти слои оказались с видоизмененными надписями – с завитушками и другого цвета – и относились к более раннему времени.
В процессе обучения Виктория и сама писала иконы. Но пока она намерена развиваться как художник-реставратор и живописец. К третьей составляющей – иконописи – девушка надеется прийти в будущем. Сейчас, помимо работы, она много времени посвящает семье, у Виктории маленький ребенок - Матвею всего три с половиной года.
Кстати, именно создание семьи повлияло на переезд художницы из Владимира в Липецк. Когда она еще училась в институте, на одном из пленэров она познакомилась с художником из Липецка Сергеем Хлопковым. Молодые люди сразу почувствовали симпатию друг к другу. «Я в нем увидела того человека, с которым можно создавать семью», - вспоминает Виктория. И, когда она закончила учиться, они поженились и обосновались в нашем областном центре. А сейчас живут в своем доме в Архангельских Борках. И каждый день, отведя сына в садик, супруги ездят в мастерскую, которая находится на Новолипецке и принадлежит Союзу художников.
А еще Сергей и Виктория занимаются росписью храмов. Девушка работала вместе с мужем в Новосибирской области в храме в честь Иверской иконы Божьей Матери. Сам же Сергей учился иконописи в школе при епархии и участвовал в росписи многих церквей Липецкой области, например, в Кашарах, Бутырках, Таволжанке, Ленино, Троицком, Лебедяни, нескольких церквях Липецка. Священники разных приходов друг с другом общаются, так что художника часто рекомендуют как человека ответственного и знающего. Виктория как более молодой художник тоже надеется, что в скором времени к ней будут чаще обращаться за реставрацией икон.
Юлия ПАЖИТНЫХ.
Фото автора.
03.11.2021, 3428 просмотров.