История в раскрашенных фотографиях
Япония для меня всегда была тайной за семью печатями, несмотря на обилие информации, полученной из различных источников: сказок, фильмов, романов, журнальных и газетных статей, телевизионных программ и рассказов людей, побывавших в «Стране восходящего солнца». А недавно мои знания об этой сказочной стране пополнились множеством неведанных доселе историй и фактов. Нет, увы, я не побывала в Японии. Но зато мне посчастливилось посетить выставку под названием «Старинная японская фотография», которая экспонировалась в Липецком областном выставочном зале.
Выставка японской раскрашенной фотографии эпохи Мейдзи (1868-1912 годы), привезенная в наш город из московского Мультимедиа Арт Музея, – это только часть музейной коллекции, которая на сегодняшний день считается одной из крупнейших в Европе. Сама же раскрашенная, но изначально черно-белая фотография – это особое явление, в основе которого тесно переплетаются европейская фотография и японские традиционные виды искусств.
Сюжеты японских старинных снимков похожи на цветную гравюру на дереве (ксилографию), а некоторые фотографии на первый взгляд просто не отличишь от тончайших акварелей.
Все фотографии сделаны в технике альбуминовой печати, которая, к сожалению, выцветает от соприкосновения с солнечным светом. Кстати, раскрашены эти снимки не полностью, как это, например, было принято на Западе, а частично – вероятно для расстановки визуальных акцентов. Краски выгорают медленнее, чем сама фотографическая печать, поэтому раскрашенные фрагменты снимков сегодняшнему зрителю могут показаться излишне яркими.
На выставке «Старинная японская фотография» есть и снятые на улицах постановочные кадры, а есть и сцены, воссозданные в помещениях фотоателье, где образы гейш и самураев воплощают переодетые актеры. На некоторых фотографиях персонажи запечатлены в такие моменты, которые европейские фотографы того времени наверняка посчитали бы явно уродливыми и неэстетичными. Например, вкушающие длинную лапшу горожане, застывшие с широко открытыми ртами. Кстати, есть эту лапшу полагается палочками, издавая характерные «причмокивающие» звуки. Согласно японскому этикету, принимать пищу нужно беззвучно, а вот лапшу японцы едят с громким причмокиванием – чтобы лучше ощутить ее запах.
Но все же в большинстве снимков присутствует необыкновенная пластика отображенных на бумаге объектов архитектуры, садов, интерьеров, костюмов и предметов обихода. Отдельно хочется упомянуть о запечатленных на фотографиях растениях – ирисах, лотосах, бамбуке, соснах и сакуре – которым японцы придают особое значение, наделяя их потаенным смыслом. А еще, что немаловажно и весьма познавательно, каждый снимок экспозиции «Старинная японская фотография» снабжен интересной исторической информацией.
Например, для меня стало настоящим открытием, что в Японии XVII-XIX веков путешествия внутри страны были строго ограничены властью. Поэтому постепенно сформировался тип сада под названием «сад для прогулок». Состоятельные и знатные люди стали заказывать обустройство садов, в которых можно было бы совершать воображаемые путешествия, не покидая своего землевладения. И в «садах для прогулок» в миниатюре воссоздавались знаменитые японские пейзажи, правда, распознать их могли только образованные люди. Образы этих садов заимствовали из письменных источников, рисунков или рассказов буддийских паломников.
Из текста, размещенного рядом со снимком неизвестного автора «Посадка риса» (датирован 1880-1890 годами) я узнала, что одним из важнейших занятий японского крестьянина того времени было выращивание риса для самураев. Оказывается, перед тем, как взойдут первые ростки, рисовые поля напоминают мелководные озерца. Крестьянам подолгу приходилось простаивать в холодной воде, в которой помимо лягушек водились пиявки, поэтому на ногах деревенских девушек часто оставались рубцы от укусов. А еще при появлении первых всходов на полях устанавливали различные приспособления для отпугивания вредителей. В их числе кукла какаси, напоминающая… российское пугало. С этими же куклами крестьяне обходили поля – считалось, что пугало притягивает к себе вредных насекомых. После чего куклу под песни и заклинания сжигали на краю деревни либо спускали вниз по течению ближайшей реки.
Снимки неизвестных авторов «Деревенские жители» и «Крестьянин в поле» (также датированные 1880-1890 годами) обогатили мои знания массой информации о тонкостях быта японских крестьян позапрошлого века. Например, крестьянам было запрещено есть рис (который они выращивали!), а также пить чай и сакэ. Вместо риса им надлежало питаться просом, ячменем, овощами и другой грубой пищей. Даже опадавшие с растений листья надлежало запасать на случай голода. Также запрещалось крестьянам носить одежду из шелка, следовало для этих целей использовать хлопок и лен (по нашим временам, не худший вариант!). Под запретом для крестьянского сословия были театральные зрелища и пышные церемонии. Да, вот еще что: крестьянам запрещалось курить табак – это пагубно влияет на здоровье, отнимает время, стоит денег и может привести к пожару. Но больше всего меня сразило следующее указание: как ни привлекательна жена внешне, если она пренебрегает своими домашними обязанностями в угоду чаепитию, либо охоча до зрелищ, либо любит бродить по склонам холмов, с ней нужно развестись!
Информация, сопровождающая снимок под названием «Мастерская по изготовлению зонтов» знакомит с историей предмета, без которого сегодня в ненастную погоду мы просто не сможем выйти из дома. Оказывается, производство зонтов в Японии началось еще в XII веке. Вначале зонтики изготавливали из шелка, что являлось символом высокого положения в обществе, также считалось, что такой зонт оберегает своего владельца от злых сил. Впоследствии в обиход простого народа вошли зонты из промасленной бумаги. Они были легкими и даже изящными, но главное – они стали складываться. Методика изготовления таких зонтов была весьма трудоемкой – все делалось вручную, зато они служили своему владельцу не менее десяти лет. Зонтики приобретали в народе все большую популярность, что привело к открытию множества фабрик по их изготовлению.
А текст, сопровождающий фотографию «Лавка по продаже тканей» и вовсе поверг меня в изумление. Оказывается, на протяжении XVII-XIX веков торговцы занимали низшую ступень в иерархии японского общества. Считалось, что они не вносят никакого вклада в экономику и зарабатывают себе на жизнь лишь манипуляцией с товарами, созданными чужим трудом. Однако постепенно купеческое сословие укреплялось и росло, обретая власть и авторитет. В купеческой среде даже сложился некий кодекс, который они сами для себя определили. В нем, в частности, было и такое правило: торговцы не должны быть неучтивы даже по отношению к служанкам и детям. Эх, распечатать бы да повесить в российских современных торговых точках выдержки из этих правил!
Или вот фотография «Винная лавка». Тут уж удивлению моему не было предела. Даже и представить себе не могла, как в давние времена изготавливали сакэ – традиционный японский алкогольный напиток на основе риса. Кстати, долгое время этот напиток производили при императорском дворе и в синтоистских храмах. Но технология изготовления сакэ в те далекие времена весьма отличалась от современных производств алкогольных напитков. Оказывается, рис… долго пережевывали во рту и сплевывали в большие чаны, где происходила его ферментация. Позднее был найден особый вид плесневого гриба, который стали применять вместо слюны для возникновения процесса брожения.
Фотография «Драматические актеры» дала мне возможность не только познакомиться с обликом актеров театра Кабуки – одного из наиболее известных видов японского театра. Текст, сопровождавший снимок, просто поверг в шок. Оказывается, в стародавние времена в Японии считалось, что хорошая актерская игра способствует процветанию страны (ну, ладно, допустим), а плохая гневит богов и поэтому небрежность в исполнительстве строго каралась (может, и в этом есть своя доля истины). Но… В отдельных случаях провинившихся актеров отправляли в ссылку или приговаривали к харакири – ритуальному самоубийству. О времена, о нравы! Думается мне, что в наше время при таком законе конкретно в России театров-то не так много бы осталось…
Следующая фотография «Портрет японского мужчины» (снимок датирован 1865 годом) предоставила возможность лицезреть человека, чье тело изобильно украшено татуировками. А заодно и ознакомиться с историей «искусства украшательства» человеческого тела, которое приобрело ныне необыкновенную популярность. Оказывается, в Японии вплоть до начала VI века татуировка считалась привилегией императоров, однако позднее превратилась в один из распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Самураи делали татуировки в виде хризантем, символизирующих решительность, а также в виде цветков сакуры, напоминающих о скоротечности жизни. Драматические актеры видели в тату новый способ достижения экспрессии на сцене, а куртизанки украшали ими свое тело, чтобы обойти запрет на демонстрацию обнаженного тела. Татуировка могла также означать причастность к преступному миру. По некоторым сведениям уже в VIII веке в Японии существовала практика нанесения татуировок в качестве наказания, а буквально четыре века спустя отделение преступников от законопослушных граждан с помощью татуировок получило широкое распространение.
К сожалению, написать обо всем, что мне удалось узнать на выставке «Старинная японская фотография», невозможно, не хватит места. Но напоследок – несколько слов о братьях наших меньших. На фотографии, запечатлевшей многочисленный деревенский японский клан, на переднем плане стоят фигурки собак, выполненные из папье-маше. И это неслучайно. В Японии собаки с давних пор считались помощниками людей: они охотились на диких зверей, разоряющих хозяйство, согласно поверьям, отпугивали злых духов, а также своим присутствием облегчали процесс родов. Иероглиф, означающий «собака» японцы писали тушью на лбу у детей, чтобы отогнать злобную мифическую птицу, крадущую души людей. Рядом с колыбелью новорожденного младенца ставили коробку в форме собаки, чтобы защитить малыша от злых духов. Защитой от них же считался и лай собак, и его имитация. Так, ночью, живых четвероногих друзей хозяева нередко дергали за уши, чтобы их лай отогнал от дома «нечисть». А при японском императорском дворе даже имелся целый отряд стражников, которые исполнением заливистого «лая» защищали своего императора от злых духов.
Галина КОЛЕСНИЧЕНКО.
Фото автора.
10.12.2019, 2542 просмотра.