Есть, что вспомнить.
7 июня в Липецке торжественно открылся IV Всероссийский музыкальный фестиваль имени Т.Н.Хренникова. К нам, на малую родину Тихона Николаевича, съехались именитые музыканты, деятели культуры и искусства, которым дорога память об этом всенародно любимом композиторе.
Незадолго до этого события мы встретились с руководителем телевизионного творческого объединения «Монолит» Евгением Петровичем Давыдовым, который был лично знаком с Тихоном Николаевичем, не раз бывал у него в гостях и сохранил для всех нас память о нем, запечатленном на кинопленку.
В апреле этого года Евгений Петрович был награжден памятной медалью посвященной 100-летнему юбилею Тихона Николаевича Хренникова. Он является лауреатом премии имени Тихона Николаевича Хренникова, дважды лауреатом премии имени Александра Александровича Вермишева.
- Сам я родом из Долгоруковского района, - рассказывает он, - мой отец был партийным работником, его переводили из района в район, последним местом жительства для него стал Усманский район. Там же, в Усманском районе я окончил школу. Потом двенадцать лет я прожил в Риге. Там работал в государственном театре юного зрителя Латвийской ССР имени Ленинского комсомола, потом - в рижском театре Русской драмы, оттуда попал на рижскую киностудию к Алоизу Бренчу. Он был режиссером-постановщиком таких фильмов, как «Долгая дорога в дюнах», «Двойной капкан», «Мираж».
Мне довелось с ним работать на фильме по роману Виллиса Лациса «Сын рыбака». Это был заказ Гостелерадио СССР. Фильм был многосерийный и назывался «Семья Зитаров». Тогда я еще не понимал, что встреча с этим человеком станет для меня судьбоносной. Пообщавшись с ним и узнав, как он работает, я многое понял. Я благодарю судьбу за то, что встретил этого человека.
Потом я работал с ним на фильме «Депрессия», он снимался для кинотеатров и был двухсерийным. А в девяносто первом году, когда Советский Союз рухнул, многие в Риге мне посоветовали вернуться назад в Россию, что я и сделал. Мама жила тогда в Грязях, и я приехал к ней. Немного поработал в Грязинской районной администрации. Но душа у меня к казенной работе не лежала, и я устроился на работу администратором в Липецкую филармонию.
Еще трудился почти два года на Рязанском телевидении на субботнем канале с Валерием Майоровым. Хороший канал был, я делал материалы о Липецкой и Тамбовской области. Ездил в Рязань на электричке, порой не спал по ночам, но это было интересно, и я не уставал. Потом родился проект «Монолит». Можно сказать, телевидение тогда только зарождалось. Хотелось попробовать себя в этом новом деле. Я познакомился с оператором Анатолием Бабайцевым в Мичуринске случайно, но, как показывают последние события, ничего случайного не происходит. И мы работаем вместе с ним и сейчас.
- Недавно вас наградили медалью посвященной 100-летнему юбилею Тихона Николаевича Хренникова «за помощь, поддержку и участие в мероприятиях юбилейного 2013 года», как все это происходило?
- Почетно быть награжденным в числе таких деятелей, как Иосиф Давидович Кобзон, Валерий Абисалович Гергиев, министр культуры Мединский. Всего было награждено этой медалью двадцать человек. В Москве в Плотниковом переулке на доме, где жил Тихон Николаевич, была открыта мемориальная доска. В этом доме он жил двадцать шесть лет, там работал и умер. В этом доме он написал прекрасные балеты, это и «Наполеон Бонапарт», и «Капитанская дочка».
- Вы встречались и со многими видными актерами, композиторами, космонавтами. Кто из них произвел на вас яркое впечатление?
- Благодаря ныне покойному Виктору Михайловичу Минакову, тогда он был депутатом Государственной Думы, я познакомился со вторым космонавтом Советского Союза Германом Титовым. А произошло это так. У нас была запланирована съемка, мы тогда делали передачу «О чем думает Дума».
В зал заседаний имеют право заходить только депутаты, поэтому нас туда не пустили. И вот подходит к нам в сопровождении Минакова невысокий, приятной внешности, располагающий к себе мужчина. Минаков говорит: знакомьтесь, Герой Советского Союза Герман Степанович Титов. Я, конечно, подумать раньше не мог, что буду стоять рядом с этим человеком-легендой. Потом у нас с ним завязалась небольшая дружба, мы с ним записали не одну передачу.
- Интересно, как вы с ними договаривались, они же люди занятые?
- Как говорится, журналиста ноги кормят. Сейчас у нас уже налажены серьезные связи, помогает и Интернет. Например, не так давно мы снимали Людмилу Алексеевну Лядову. Ей исполнилось в марте девяносто лет, и мы были приглашены на ее юбилей в Москву. Концерт ее состоялся на сцене «Крокус Сити Холла», зал рассчитан на пять тысяч зрителей. Там выступал и Иосиф Давидович Кобзон.
Когда я подошел к нему с просьбой дать небольшое интервью и сказать несколько слов о Людмиле Алексеевне, поздравить ветеранов с предстоящим Днем Победы, он мне сказал, что никаких интервью давать не будет. Мы остались на концерте. Кобзон спел, поздравил юбиляршу с днем рождения, сказал несколько слов о ней.
Мы стоим за кулисами с оператором. Он подходит и говорит, пойдем, поговорим, какие у тебя вопросы ко мне?
До этого мы снимали Кобзона в Липецке, это был девяносто седьмой год, и он делал «прощальный тур». Все на это клюнули. И вот через семнадцать лет мы вновь с ним встретились. Несмотря на свою занятость, доброжелательные люди идут на контакт.
От общения с композиторами, например, я получаю удовольствие. Как-то так получается, что друзья Тихона Николаевича становятся и моими хорошими знакомыми. Например, прежний председатель Союза композиторов России, царствие ему небесное, Владислав Игоревич Казенин был моим другом. Мы поздравляли друг друга с праздниками, общались, для меня это была большая честь. Дорожу дружбой с Александром Борисовичем Градским. Он очень простой, общительный человек. Много раз бывал дома у Евгения Дмитриевича Доги.
А с Людмилой Алексеевной Лядовой мы общаемся еще чаще. Она - уникальный человек, написавший более одной тысячи музыкальных произведений. На своем юбилейном концерте вышла на сцену на шпильках. И сама играла на рояле более двух часов и исполняла свои произведения, а еще и пела. Это не каждому молодому дано, а ей исполнилось девяносто! Но сейчас многие певцы стараются петь вживую. Это становится популярно, и это правильно.
Недавно мы записали интервью с исполнительницей Радой Рай. На самом деле ее зовут Елена Грибкова, ей тридцать шесть лет, а исполняет она песни на радиостанции «Шансон». У меня появилась возможность и желание записать с ней передачу, которая получилась интересной. Рада Рай оказалась очень простой в общении, интересной и талантливой. Живое исполнение действительно ценится, зритель начинает понимать, что не зря платит деньги, что его не обманывают.
- В девяностые годы многие баловались выступлениями под ранее сделанную запись, наверное, и Кобзон…
- Могу точно сказать, что Иосиф Давыдович никогда под фонограмму не пел. Нигде не слышал, не видел и не читал, чтобы он грешил этим. Видел, как это делают другие, так называемые «звезды». Но это скорее звездная пыль, которая быстро оседает. Продюсеры их «зажигали», деньги осваиваются, а потом, когда проект перестает быть рентабельным, его закрывают. Сколько уже «звезд» во вторых эшелонах, а есть и те, о которых вообще никто уже не помнит. А вспомните Марка Бернеса, Высоцкого, их слушают до сих пор. Иной раз смотришь на сегодняшних «звезд», они все словно на одно лицо.
- С ветеранами Великой Отечественной войны вы тоже общались?
- Конечно, общался. Я, например, сделал передачу про Ивана Степановича Одарченко - ветерана Великой Отечественной войны, десантника, который стал прообразом памятника Воину-освободителю. Этот памятник и по сей день стоит в Берлине в Трептов-парке. Впервые мы его снимали в девяносто пятом году, а потом сделали вторую передачу, но уже через десять лет. Он, к сожалению, уже умер, но память о нем осталась.
- Ваш проект будет продолжаться?
- Насколько хватит у нас сил, наших жизней, мы будем приносить еще какую-то пользу, мы будем делать то, что делаем, но на все воля Божья. Однако наш проект пользуется интересом. Более двадцати лет назад мы сняли ролик с Софией Ротару в Липецке. И этот ролик был просмотрен более двухсот тысяч раз. Меня это удивляет, интервью небольшое, но оно интересно людям, значит, мы не зря работали над ним.
Но с некоторыми людьми мне и самому не хочется общаться. Однажды я хотел записать передачу с Михаилом Сергеевичем Горбачевым. Он говорит, мне сейчас тяжело ходить, давай позже. Он рекомендовал мне обратиться сначала в фонд, потом еще куда-то. Когда нужно преодолевать столько шлагбаумов, то появляется мысль, а нужно ли это? Позже желание встретиться с ним пропало у меня. Мне кажется, чем человек талантливее, тем он проще, доступнее. Если у него есть талант, ему не надо напрягаться и что-то доказывать.
Мне запомнилось, как в девяносто шестом году мы снимали интервью с Ольгой Остроумовой и Валентином Гафтом. Поезд с ними приходил в Грязи, и мы их там встречали. Гафт бурчал на меня. Это было утро, он был небритый, помятый. Только, говорит, приехали, и вы здесь. Побурчал, побурчал, но, тем не менее, дал хорошее интервью. Ольга Остроумова – это совсем другой человек. Она с удовольствием общалась с нами, была милой, интересной.
Получилось хорошее интервью со Спартаком Васильевичем Мишулиным. Снимали мы его в Мичуринске в девяносто шестом году. Он рассказал нам даже анекдот на тему «Белого солнца пустыни», где играл Саида. Он был простой человек, доступный, лишенный какой-то звездности, общаться с ним было интересно. Снимали мы тогда же и Бориса Хмельницкого, Панкратова-Черного. Интересно, что мама Бориса Алексеевича Хмельницкого, оказывается, была родом из Мичуринска, а ее фамилия была в девичестве - Мичурина. Мы с ним записали большую и интересную передачу.
Я благодарен судьбе за то, что моя жизнь сложилась именно так. Я многое повидал, познакомился со многими хорошими и интересными людьми. Мне есть что вспомнить. Жизнь скоротечна, изменить ее мы не можем, поэтому надо радоваться тому, что у нас есть сейчас, а я прожил жизнь достойно.
Андрей МАРКОВ.
13.06.2015, 902 просмотра.