Елена Смолеевская: «Сказка ложь, да в ней намек»…
Ей говорят: и когда же вы наиграетесь? Как можно лепить 20 лет кряду игрушки?
На это она, улыбаясь, отвечает: «Вот именно сейчас и нужно их дальше лепить, когда пришло понимание формы, особая раскованность и свобода. А как же?»
БАЙКАЛ, ОЗЕРО САМОПОЗНАНИЯ
«Отрыв» в понимании профессии, своего предназначения, а главное – понимание глиняной формы случилось сразу после знакомства с Байкалом в 2012 году. После того, как она прошла по острову Ольхон 65 км с восьмикилограммовым рюкзаком за плечами - вначале легко и радостно перенося тяготы пути, а затем - упрямо стиснув зубы. Припадая к великому колдовскому озеру, ощущала «вкус его свежести и арбузный запах», и вернулась назад, в город Липецк, удивив этим поступком всех своих друзей и знакомых, не ожидавших от «кукольной барышни» такой прыти.
Свою первую глиняную игрушку она слепила в мастерской Ивана Фёдоровича Гункина, будучи студенткой ЛГПИ. Тогда ещё был выбор: поехать в Доброе, к тамошнему мастеру И.К.Пустовалову, где игрушки «вытянутые и изящные», и жить там комфортно в гостинице или отправиться к Гункину, в село Пады – на привольную непредсказуемую жизнь во времянке или во дворе мастера, в спальном мешке или на полу на матрасе - это уже как придётся. По словам Елены, она, будучи ребёнком, «выращенном на асфальте», каждое лето тосковала по природе. И потому, по наитию, предпочла в тот год «натуральную, Гункинскую жизнь» - сад и стол со скамейками во дворе под яблонями, и никогда не потужила о своём выборе.
Их, учеников Гункина из ЛГПИ, были десятки, но, возможно, только она, Елена Смолеевская, поняла свою ответственность перед мастером за его ремесло, поняла и приняла его дар и всю жизнь, как могла, старалась его отработать. Лепила, выставлялась на выставках и конкурсах, снова лепила.
ЗВУЧАЩИЕ ВЫСТАВКИ
«Реконструкция по мотивам археологических находок» - в витрине одновременно выложены осколки глиняных игрушек, найденных на территории Липецка (предоставлены Госдирекцией по охране культурного наследия Липецкой области ) и новые, авторские. Елена по-своему реконструировала, додумала архаичные образы и стилизовала свои игрушки в соответствии с пропорциями и пластикой «стареньких» образцов.
«Победителю прилично великодушие» - цитатой полководца Суворова художница определила подачу темы Отечественной войны 1812 года. В центре композиции Кутузов и Наполеон разыгрывают, сидя за одним барабаном, шахматную партию.
«Липецкий курорт». «Мне хотелось показать прекрасную жизнь, которая плавно проистекает между читальней, липецким бюветом и фотосалоном Цаплина», - рассказывает художница. Готовясь к сюжету, Елена изучала атмосферу старинного Липецкого курорта и прочитала пьесу Александра Шаховского «Урок кокеткам или Липецкие воды». В итоге композиция получилась воздушная, лёгкая. С ненавязчивым юмором.
«Библейский сюжеты». Эта композиция состоит из двух частей. Первая - «Рождественская мистерия» - Вертеп со святым семейством, поклонение волхвов и пастухов, рядом Благовещенье и бегство в Египет. Композиция участвовала в фестивале вертепов этнографического музея Санкт-Петербурга. К слову сказать, первоначально существовали две «рождественских версии»: глиняная и пряничная. Пряничная, конечно же, всех порадовала на фестивале, но её тут же съели.
Далее - «Рождественские колядки». Фигурки «одеты» в зимние шапки и платки, будто занесены снегом, ведь вылеплены из белой глины, они нараспев славят Христа, желают добра и хорошего урожая хозяевам.
«400 лет дому Романовых». Представлена семья последнего царя из Дома Романовых. В отличие от многих других композиций, изготовленных из чёрной глины, которая при обжиге даёт кремовый цвет, фигуры представителей Дома Романовых вылеплены из белой глины. По белому фону глазури выглядят особенно ярко и значительно.
По словам художницы, она не могла пройти мимо «царской» темы. Ведь село Романово, откуда вышла наша игрушка, было вотчиной дяди первого царя. Круг, своего рода, замкнулся…
«Здесь каждый день, как 41-й» - словами липецкого поэта Исаака Розенфельда художница определила свою «Тему победы в Великой Отечественной войне 1941 года», 70-летний юбилей которой мы празднуем. Помимо классических и авторских тем: юный солдат с собачкой под мышкой, «Семья фронтовика» – солдат без ноги, поддерживаемый женой и сыном, его инвалидность видна только с определённого ракурса… художник поставила перед собой «техническую задачу» и благополучно её разрешила. В серии к 70-летию Победы Елена Смолеевская поставила перед собой цель опробовать на своих работах «свинцовую поливу», которой пользовались Иван Гункин и предшествующие ему мастера.
- Разные сорта глин по-разному ведут себя в этой технологии, - рассказывает художница. – Оксид свинца, или так называемый свинцовый глёт при нанесении на необожженную глину даёт стекловидное покрытие зелёновато-коричневых оттенков. Старые гончары в совершенстве владели таким способом обработки глиняного черепка. Цвет, который у меня получился – это не цвет глазури, а цвет химической реакции на происходящее в печи. На красной глине у меня получилось серовато-зеленое покрытие, почти цвет хаки. Прекрасное выразительное средство для раскрытия темы войны и 70-летия Победы!
«ЖИВИТЕ, И ЖИТЬ БУДЕТЕ.
Свои жизненные принципы художница формулирует фразой: «Живите здесь и сейчас, и жить будете». В творческом плане, по её словам, главное – это движение вперёд.
«У Ивана Фёдоровича Гункина все его глиняные фигурки крутобокие, толстенькие, но с гордой осанкой и устремлённые вперёд, - рассказывает Елена. - Потихоньку я начала вживаться, осваивать форму, характер игрушек, а затем и всё остальное. Если работаешь с мастером и в ауре мастера, то для начала надо почувствовать эту энергию творческой игры в процессе изготовления игрушки, затем это настроение поможет делать хорошие копии, такие, что и не отличишь, а потом уже придёт и всё остальное, главное, не растерять первое впечатление.
И ЧТО ЗДЕСЬ САМОЕ ГЛАВНОЕ?
- В детстве я читала сказы Бажова об уральском цветке, там была очень сильная местная подоплёка, «волшебность». Мне хотелось бы, в высшем полёте, сделать что-то близкое по сути – объединить наш богатый местный материал в художественной сказочной форме. Надеюсь, что когда-нибудь это придёт и получится, надо дождаться благоприятного момента. В моей жизни всё так и складывалось. «Лежала», как Емеля на печи, и незаметно стала народным мастером, потом пригласили вступить в Союз художников РФ… Не люблю, что называется, «упираться рогом» в свои идеи, форсировать события. Пусть само всё придёт, плод должен созреть и упасть к ногам… Во всех наших деяниях и поступках должны быть «волна» и сопутствие… Всё в нашей жизни происходит более естественно на попутной волне.
ПРЕОДОЛЕНИЕ – ЭТО НОВАЯ ПЛАНКА
«Это были 10 прекрасных дней в Сибири – Ольхон, Аршан… - тайга, откуда некуда деться, - рассказывает Елена. - Но именно после этого преодоления себя неизвестно во имя чего начался мой взлёт и мои лучшие выставки. На Байкале всё сильно, мощно и грандиозно, - продолжает художница. - Дойти до Хобоя - в определённом смысле - взять высоту, поднять планку своего существа. Завтракали овсянкой, шли по 15 километров тропами и дорогой, пили воду, набранную из озера. И так - до следующего длительного привала с ужином (он же обед) и ночлегом. Последний переход - 20 километров по дороге, где часто обгоняют "буханки" с туристами, обдают пылью. Пеших - раз, два и обчёлся. Подводя мысленно итог первого дня пути, решила вносить свои коррективы. Последующие дни по моему настойчивому предложению были «украшены» привалами с купаниями и загораниями. А ещё - омрачены провокациями проводника типа: "Устала? Может, не пойдем дальше?" И я поняла, что очень нервная, начинаю заводиться с пол-оборота. Разве усталость - повод сойти с намеченного маршрута? Как истинная женщина, должна была улыбнуться и пропеть: "Как скажешь, Аурелио!". Я так и сделала…»
«ТОЛЦЫТЕ И ОТКРОЕТСЯ»…
Признаться, я очень удивилась, когда узнала, что извечная библейская фраза: «Толцыте и откроется», как я подразумевала, «стучите и откроется», означает вовсе другое. Как мне рассказали в одном из православных монастырей, «толцыте» на церковно-славянском - означает «делать что-то руками». Недаром наши предки любили заниматься домашним хозяйством, прясть, ткать и тому подобное. Когда человек что-то производит руками, физическим трудом, голова у него «разгружается», и, возможно, решения приходят сами.
Елена Смолеевская, преподаватель педагогического института, чего только не умеет! Это и «глинные истории», и работы в технике сухого и мокрого валяния, и куклы в аутентичных костюмах наших мест, и разнообразные бисерные украшения. Особое направление – вышивка. Не только тамбуром по полотну и тюлю, но и сложная белым по белому ажурная мураевенская вышивка, перенятая у последних мастериц. Потому что талантливый человек талантлив во всём.
Татьяна ЩЕГЛОВА.
22.09.2015, 993 просмотра.