Эх, лапти мои, лапти липовые!
С каждым поколением в мире исчезают десятки профессий, и на смену им приходят другие. Днем с огнем не сыскать в современной деревне умельца, способного сложить настоящую русскую печь. Почти канула в Лету и еще одна востребованная в прошлом профессия – плетухан (это человек, который профессионально занимается плетением лаптей). Мастеров по плетению лаптей еще называли лапотниками. К одному из таких «лапотников» я и напросилась в гости.
Владимир Юрьев человек в Липецке известный – он актер Липецкого государственного академического театра драмы имени Л.Н. Толстого и участник фольклорного ансамбля «Воскресение». Но, наверное, мало кто знает о других его увлечениях – Владимир Александрович знаток местных народных промыслов и традиций, а еще своими руками может изготовить дудочку-жалейку или гусли, соткать узорный пояс и сплести лапти.
Родом Владимир Юрьев из Барнаула, из далекого Алтайского края. Владимир Александрович окончил Алтайский государственный институт искусств и культуры по специальности актер драматического театра и кино. В Липецке живет и работает с 2009 года – прибыл вместе с женой (она тоже актриса) прямо к началу театрального сезона. А через некоторое время обстоятельства свели Владимира Юрьева с фольклорным ансамблем «Воскресение», участником которого он и стал. Тогда же и начались экспедиции по всем районам Липецкой области: за песнями, наигрышами, традициями и историями, которые обязательно нужно сохранить для потомков.
ГУСЛИ И ЖАЛЕЙКИ СМАСТЕРИТЬ СУМЕЙ-КА
- Поначалу я делал флейты, гусли и жалейки, много фантазируя на эту тему, - вспоминает Владимир. – Но постепенно пришел к мысли, что нужно делать традиционные инструменты, которые действительно бытовали на твоей земле. Они несут в себе память поколений, за ними вековая история.
На мой вопрос, на скольких инструментах он умеет играть, Владимир с улыбкой заметил, что всерьез ни на одном. Может подобрать популярную мелодию на слух или выучить произведение по нотам, но так, чтобы несколько лет посвятить оттачиванию мастерства конкретно на каком-либо инструменте, – такого в его жизни не было.
- Меня мама в детском возрасте не отдала в музыкальную школу, и слава Богу! Наверное, именно поэтому я с юных лет и люблю музыку, - смеется актер. – Впоследствии, в солидном возрасте, я все же отучился в музыкальной школе, чтобы знать нотную грамоту и сольфеджио. Помню ли я первый музыкальный инструмент, который изготовил своими руками? Конечно, как такое забудешь? Это была пан-флейта – одна из старейших разновидностей деревянных духовых инструментов. Представляет собой скрепленные полые трубочки разной длины, выполненные из дерева, тростника или бамбука. У меня ни камыша, ни бамбука в наличии не было – на дворе 90-е годы, какой там бамбук! Зато в запасе имелась огромная куча старых, отслуживших свой век фломастеров. Я их разрезал на трубочки нужной длины и соорудил собственную пан-флейту. Свистела исправно.
Будучи уже актером Липецкого академического театра драмы, Владимир Юрьев собственными руками изготовил гусли. Инструмент понадобился для спектакля «Сон смешного человека» по рассказу Федора Михайловича Достоевского.
- Пошел в театральную столярку, взял там сосновую доску и принялся за дело, - вспоминает собеседник, демонстрируя мне музыкальный инструмент. – Эти гусли я изготовил быстро, в течение месяца, поскольку с ними мне нужно было выходить на сцену. Но обычно я над инструментами долго и кропотливо работаю: изучаю их историю, разновидности, бытовавшие в тех или иных краях. Выбираю форму гуслей, струны, материал, из которого буду делать инструмент. Все это очень интересно, процесс увлекает и затягивает.
УРОКИ БАБУШКИ МАРИИ
А вот заняться плетением лаптей Владимир решил года три назад, а постигал азы плетения лаптей у жительницы села Преображеновка Добровского района Марии Суховой.
- Когда я узнал, что преображеновские лапти внесены в реестр нематериального культурного наследия, то решил лично познакомиться с удивительной женщиной, владеющей этим редким в наше время ремеслом, - рассказывает Владимир. – Мария Михайловна Сухова профессиональная лапотница, всю жизнь плела обувь на продажу. Эта бабушка - настоящее национальное достояние, благодаря ей древнее ремесло не исчезло и сохранилось до наших дней. К сожалению, сама Мария Михайловна ушла из жизни в конце прошлого лета, а в позапрошлом году она успела встретить свой девяностолетний юбилей.
Знакомство актера с лапотницей Марией Михайловной Суховой не обошлось без курьеза. По телефону Владимир Александрович договориться о встрече с мастерицей не смог – бабушка очень плохо слышала, и из беседы ничего путного не вышло, как говорится, была односторонняя связь. На свои вопросы фольклорист только и слышал в ответ: «А? Что?». Пришлось ему ехать в Преображеновку без предварительной договоренности.
- Подъехали к дому, а дверь никто не открывает, бабушки нет на месте, - с улыбкой вспоминает Владимир. – Мы разыскали дочь Марии Михайловны, но и она была не в курсе, где ее мама: «В лесу, наверное, ждите». Сидим, ждем. Вдруг, вижу: издалека приближается какая-то вязанка кольев. Ближе-ближе… оказалось, что это махонькая старушка, нагруженная кольями и с огромным топором в руке. Из разговора выяснилось, что Мария Михайловна ходила в лес за «деревяшками», чтобы помидоры в огороде подвязать. Такая вот незабываемая у меня была первая встреча с мастерицей.
Как рассказал мне собеседник, лапти в нашем регионе крестьяне носили вплоть до середины ХХ века. Простой народ, который зачастую не мог позволить себе купить сапоги, приобретал лапти, а некоторые для экономии учились плести обувь самостоятельно. В основном крестьяне делали лапти из липового лыка. Волокнистую часть коры собирали, высушивали и хранили, скатав в мотки. По мере надобности – распаривали или вымачивали лыко и изготавливали из него лапти.
-
Плетение лаптя начинается с пятки и напоминает «косичку», - делится секретами изготовления старинной обуви мастер. – После того как пятка готова, она утягивается по деревянной колодке в соответствии с размером ноги того, кому предназначается обувь. Затем делается подошва, бока, нос и верхний слой. Кстати, «косичкой» плетут лапти в России, а, например, в Чувашии и Белоруссии прямое плетение. На один лапоть требуется шесть лык, по полтора метра длиной каждое. Хотя в разных селениях существуют свои отличия: где плетут из четырех лык, где из пяти… Меня Мария Михайловна научила плести лапти из шести лык.
У самой Марии Суховой вся семья плела лапти, а она научилась ремеслу у своего деда. В тяжелые военные годы плетение лаптей спасло ее семью от голода. Мария Михайловна, тогда маленькая девочка, складывала лапти в узелок и ходила продавать. Чаще всего с ней расплачивались не деньгами, а просом или пшеном, из которых дома пекли хлеб.
- «Я, - говорила мне Мария Михайловна, - за всю жизнь сплела лаптей больше, чем волос на голове у меня и тебя вместе взятых», - с улыбкой вспоминает собеседник. – А мой мастер-класс у Марии Суховой начался не с плетения лаптей, а с похода в лес, где бабушка научила меня заготавливать лыко. Его, как правило, заготавливают весной, когда идет сок в деревьях. Есть и зимнее лыко, оно светлее, кстати, его так и называли – белое, снеговое. Оно шло на изготовление праздничных лаптей. Да, представьте, лапти были не только повседневные, но и праздничные! Для сельских модниц такую обувку даже украшали шелковыми лентами, что было довольно дорого.
ДЕНЬ ПЛЕТЕШЬ, НЕДЕЛЮ - НОСИШЬ
А еще, как рассказал мне Владимир Юрьев, лапти были мужские, женские и детские, а также зимние и летние. Зимние
изготавливались на несколько размеров больше, чтобы в морозы можно было утеплить ноги. Да и летом лыковую обувь на голую ногу никто не носил – стопу и голень оборачивали длинными полосками ткани, которые называются онучами. В летнее время обычно использовались льняные онучи, а зимой шерстяные.
- Мне лично трудно представить, как зимой в лаптях ходить, но все от привычки зависит, - смеется собеседник. – Я, например, пробовал в бане ходить в лаптях – скользко и неудобно. Да и на голую ногу они натирают сразу же, а носки в бане как-то не принято носить.
В среднем на изготовление одной пары лаптей у мастера уходит один день, а изнашиваются они за неделю или две. Владимир Александрович рассказал, что когда сплел первую пару лаптей, то Мария Михайловна Сухова его похвалила, но заметила, что он сильно стягивает лыко. Раз за разом работа у начинающего лапотника спорилась все лучше. Владимир понял, что «это дело ему приглянулось и оказалось по рукам».
- Это так увлекательно, когда из куска коры получается хорошая вещь, признается Владимир. – Я и в Интернете как-то похвастался тем, что научился лапти плести, в наше время не так уж и много нас, «лаптежников». И тут же посыпались просьбы: мне сплетите, и мне нужно… Кто-то заказывает лапти для фольклорного ансамбля, кто-то на сувениры. Парень из Москвы, он занимается историческими реконструкциями, заказал большую партию, как он сам выразился, – про запас. Женщина из Владивостока захотела подарить лапти своему отцу – он в деревне живет и решил ходить по траве в старинной народной обуви. Теперь мастер-классы для желающих провожу: в свое время Мария Михайловна Сухова со мной знаниями поделилась, вот и я стал с другими людьми делиться. Чем больше народа узнает, как плетутся лапти, тем лучше – старинное ремесло сохранится. А когда один знаешь секреты мастерства, какой от этого толк? Как говорится: теория без практики мертва.
ЛАПТЕЖНИКИ — ТОЖЕ ХУДОЖНИКИ
По словам мастера, это только на первый взгляд все лапти одинаковые, а на самом деле у каждого свое «лицо». И признается, что до сих пор осваивает тонкости старинного ремесла, поскольку в этой сфере еще много непознанного, и ему есть, куда расти. Правда времени на все катастрофически не хватает.
- Помимо моей основой работы в театре, есть масса интересных занятий, - признается Владимир. – Хочется и на рыбалку сходить, представьте себе, я заядлый рыбак, и за компьютером посидеть, и пояса сплести, и изготовлением новых музыкальных инструментов заняться. Дел много, а в сутках, к моему огромному сожалению, всего 24 часа!
Галина КОЛЕСНИЧЕНКО.
Фото автора.
11.03.2022, 581 просмотр.