Главная Архив 2010 год Другие авторы Ученье как леченье

Ученье как леченье


Нужны ли в наших школах единые государственные экзамены в форме тестирования? Означает ли успешно пройденное тестирование хорошее знание предмета? В период выпускных экзаменов - это самые обсуждаемые в прессе вопросы. И пока сторонники, и противники ЕГЭ спорят на этот счет, российские школы охвачены  экзаменационной лихорадкой, которая докатилась и до нашей глубинки.
Не успели еще утихнуть пересуды, связанные со сдачей пресловутого единого государственного экзамена, как в редакции «Липецких известий» раздался телефонный звонок.
- Приезжайте, у нас тут такое творится... - Взволнованный, но полный решимости голос поведал, что в Усманском противотуберкулезном санатории якобы не только помогают детям избежать ЕГЭ, но и наказывают рублем педагогов, которые не хотят ставить девятиклассникам «липовые» тройки.
- Я попала в число неугодных потому, что не хочу лоботрясам ставить «три». За это у меня отобрали дополнительные часы, но почему я должна поставить средний балл ребенку, который в одном слове делает несколько ошибок? О нашем санатории по всему району слава идет, что здесь запросто оценку не ниже средней получить. Я уверена, что дети сюда приезжают не лечиться, а сдавать экзамены, поэтому у нас сейчас так много девятиклассников. А наш главврач закрывает на все глаза. Для него главное, чтобы все койко-места были заняты, - в голосе собеседницы с каждым словом нарастает возмущение.
Скандал с ЕГЭ и оценками в российской глубинке - что-то новенькое. И поскольку звонок в редакцию не был анонимным, корреспонденты отправились в командировку. Признаюсь, на радушный прием мы не рассчитывали, поэтому были весьма удивлены доброжелательностью персонала. Узнав о цели визита, руководство санатория буквально за несколько минут срочно организовало педсовет, пригласив в кабинет главного врача всех преподавателей.
В ходе разговора стало понятно, что все прозвучавшее в телефонной беседе нельзя назвать всего лишь измышлениями обиженного педагога. Вопросы Антонина Ивакина обозначила достаточно острые: успеваемость, обеспечение учебниками, благоустройство территории санатория, отсутствие в этом лечебном учреждении психиатра и другое. Однако на поверку оказалось, что многие из обвинений, высказанных в адрес главврача Александра Губина, оказались несколько преувеличены. Да и охарактеризованная ситуация не так однозначна, как может показаться на первый взгляд. Мы попробовали разобраться в ней объективно и непредвзято. А теперь обо всем по порядку.
Начнем с ЕГЭ и троек. По словам преподавателей старшеклассников в этом году к ним поступило, действительно много. Учитывая, что в санатории всего 125 коек, а в Усмани лечатся дети с первого по девятый класс, то двадцать восемь человек для девятого класса, действительно, многовато. Но разве можно только лишь по количеству учеников утверждать, что дети ложатся сюда исключительно ради того чтобы избежать сдачи ЕГЭ? Во всяком случае, для меня это осталось недоказуемым предположением. Хотя… всякое возможно.
По поводу троек ситуация тоже достаточно неоднозначна. Конечно, проблемы с успеваемостью у ребят есть. Об этом свидетельствует тот факт, что из этих 28 человек всего четверо получили оценку - хорошо. Остальные 24 - удовлетворительно. Но в ходе дискуссии о двойках и тройках неожиданно встала одна из преподавательниц.
- Я принципиально отказываюсь ставить неуспевающим ученикам два, - заявила она. - Двойка это не просто плохая отметка – это «волчий билет» и перечеркнутая судьба.
- Пусть эти ребята слабы в учебе, но ведь они могут стать неплохими рабочими, - поддержала ее другая. Остальные при этих словах в знак согласия закивали головами. И так выяснилось, что большинство учителей принципиальной позиции Антонины Ивакиной не разделяют.  
Да и справедливости ради стоит отметить, что за три месяца (таков здесь минимальный курс лечения) Лобачевскими этих ребят, увы, никто уже не сделает. Их тройки - показатель тех знаний, какие они получили от педагогов в своих школах по месту жительства. И с этим уже ничего не поделаешь. К чему лукавить, к сожалению, преподавателей с большой буквы, которые  умеют найти подход к самому хулиганистому ребенку и заинтересовать его своим предметом, в наших школах единицы. Согласитесь, что, окончив школу, многие из нас добрым словом вспоминают всего двух или трех из всех своих учителей
Не последнюю роль в успеваемости этих подростков играет и то, что в Усманском санатории подавляющее большинство – это дети из неблагополучных семей, коррекционных школ, детских домов. Иногда сюда поступают на профилактическое лечение туберкулеза и ребята из психоневрологического диспансера. (Наверное, детям с расстройством психики нужен профильный специалист. Но коль до сих пор за все годы он там не появился, то, видимо, уже и не появится, хотя, по совести сказать, он бы этому санаторию не помешал).  
Теперь, что касается «отнятых» дополнительных часов: как стало известно из разговора, состоявшегося на педсовете - часы срезали у всех без исключения, а не только у Антонины Васильевны, предположившей, что наказали за  «за несговорчивость». Причем у нее их оказалось не меньше, чем у других. Поэтому слова о том, что она в опале, не нашли своего подтверждения. А вот в том, что руководство лечебного учреждения стремится  заполнить все имеющиеся койко-места, она оказалась полностью права. Ведь своей заинтересованности в выполнении плана по койко-дням главврач Александр Александрович Губин не скрывает.
- Если санаторий не пустует – значит, востребован и его персонал, - говорит он. - Есть план по койко-дням, значит, нет в учреждении сокращений. А это рабочие места и, в частности, для Антонины Ивакиной тоже. А стабильная зарплата (по усманским меркам она не самая маленькая – в среднем сотрудники противотуберкулезного санатория получают около семи тысяч рублей) многое значит в наши дни, учитывая то, что в Усмани с работой особо не разгуляешься. Здесь всего - то несколько предприятий: швейная фабрика, табачная фабрика и завод литейного оборудования, не считая магазинов и мелких палаток. Неужели преподавателям и медикам идти в продавцы?
Также в этом вопросе не стоит сбрасывать со счетов и такой аспект: если по какой-либо причине в санатории за ненадобностью сократят количество коек, то персонал может столкнуться с более серьезной проблемой, чем сокращение штатных единиц. Когда детям понадобятся места, их просто не будет. И куда тогда их класть - в коридор на раскладушки?
В общем, выслушав мнения противоположных сторон и пройдя по территории санатория, можно сказать, что безоговорочно согласиться с Антониной Васильевной стоит только в одном: двор санатория надо благоустраивать, а здание подремонтировать. Ведь оно еще довоенной постройки. В сороковые годы в нем размещался госпиталь. А что касается диалога на педсовете, то он состоялся. Но, выслушав мнения сторон, хотелось подытожить фразой кота Леопольда из любимого мной мультика: «Ребята, давайте жить дружно!»

01.06.2011, 1212 просмотров.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool