Главная Архив 2010 год Другие авторы ПОРАБОТАТЬ – НЕ НАПАСТЬ, ЛИШЬ БЫ ТОЛЬКО НЕ ПРОПАСТЬ

ПОРАБОТАТЬ – НЕ НАПАСТЬ, ЛИШЬ БЫ ТОЛЬКО НЕ ПРОПАСТЬ


Быть иль не быть в России 60-часовой рабочей неделе? Долларовый миллиардер Михаил Прохоров, скандально прославившийся Куршавельским отдыхом с дамами, который возглавляет группу «ОНЕКСИМ» (куда входит и липецкое ОАО «Квадра» - бывшая ТГК -4), владелец 54,8% акций «Норильского никеля» и 51% крупнейшей золотодобывающей компании «Полюс Золото» считает - быть.
Недавно возглавляемый им комитет по рынку труда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) разработал проект поправок к Трудовому кодексу. Этот документ «профсоюз олигархов» вынес на рассмотрение Государственной Думы.
В частности, РСПП предложил законодательно закрепить возможность введения 60-часовой рабочей недели. Правда, там пока фигурирует оговорка «с согласия работника». (В настоящее время в соответствии с ТК нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю). Кроме этого комитет предлагает разрешить работодателю увольнять работника, в том числе и "по причинам экономического характера", а также сократить с нынешних двух до одного месяца срок обязательного предупреждения работника об увольнении. Впрочем, большая часть поправок РСПП посвящена дополнительным основаниям для заключения с работниками срочного трудового договора. Помимо этого, РСПП предлагает предоставлять оплачиваемые отпуска для сдачи экзаменов только тем работникам, которых  сами работодатели направляют на обучение, лишая, таким образом, социальной защищенности большинство студентов-заочников.
Сегодня мы коснемся только предложенной поправки о 60-часовой рабочей неделе. Прокомментировать предложение РСПП «Липецкие известия» попросили независимого профсоюзного лидера, председателя местного комитета профсоюзной организации работников ЗАО завода холодильников «Стинол», технического инспектора труда Валерия Кулакова.
- Я согласен с тем, что ныне действующий трудовой кодекс несовершенен, так как содержит в себе массу противоречивых норм. И он парадоксальным образом не устраивает сейчас ни работодателей, ни самих работников, ни профсоюзы. Однако такие поправки в нем не нужны. Категорически против них возражает и Федерация независимых профсоюзов (ФНПР). Идеи Прохорова – это пробный шар, попытка вновь загнать рабочий класс в средневековье, от которого мы ушли благодаря февральской революции 1917 года. На мой взгляд, основным здесь является желание крупного бизнеса сэкономить на сверхурочной работе. Но, если человек за деньги готов сломать себе голову, это не означает, что ему надо это позволить. С введением этих поправок тех, кто не захочет добровольно подписать контракт с оговоренной 60-часовой неделей труда, будут просто увольнять. А что касается увеличения производительности труда и экономического роста, то это спорный вопрос. Действительно, за рабочий день российский рабочий производит продукции втрое меньше, чем рабочий в США. Но это по науке, а по жизни американец не имеет права получать меньше семи с четвертью долларов в час. В пересчете на наши деньги это получается 37 тысяч рублей, что почти в девять раз больше Российского МРОТ. Таким образом, производительность труда российского труженика выше американского. Так что у генератора идей из РСПП есть обширное поле приложения усилий к росту зарплаты россиян как источнику роста производительности труда, а заодно и покупательского спроса, как стимула к производству товаров в нашем отечестве. И не стоит забывать об условиях труда «здесь» и «там». На Западе работодатель никогда не позволит себе заставить людей трудиться в 40-градусную жару. Там заменят систему вентиляции, поставят кондиционеры и прочее, прочее, прочее. У нас же работодатель скажет: «мне проще вас разогнать и нанять гастарбайтеров, чем тратить на эту вентиляцию два миллиона». Поэтому последствия нововведений РСПП станут катастрофическими. Они приведут к злоупотреблениям со стороны руководителей предприятий, массовым смертям и травматизму на производстве, и еще большему развитию профзаболеваний.
Выслушав мнение профсоюзного лидера, мы отправились «в народ», чтобы выслушать и его точку зрения на сей счет. Ведь сослался же Михаил Прохоров на некие 8 миллионов совместителей, якобы благодаря которым он и разработал поправки к ныне действующему трудовому законодательству.
Первым делом представитель «Липецких известий» отправился к проходным НЛМК. Мы предложили каждому респонденту, озвучить собственное мнение: стоит или нет закрепить норму 60-часовой рабочей недели в Трудовом Кодексе? Готовы  ли липчане работать всю пятидневку по 12 часов в день? И что даст такой ударный труд России, принесет ли увеличение продолжительности рабочего времени ожидаемый экономический рост?
Эх, напрасно мы расположились у проходных. Людям, отработавшим смену, оказалось все «до фонаря». Человеческое море бурлило  и неслось вперед стремительным потоком. И только один рабочий, затравленно взглянув на красную редакционную «корочку», буркнул: не согласны мы – народ их пошлет, - потом зло сплюнул и ускорил шаг. Но, тем не менее, ретировавшись от проходных, нам все же удалось отыскать пятерых смелых, любезно согласившихся побеседовать на тему: «труда и капитала».
Анатолий Давыдов, 46 лет.
- У кого есть заинтересованность, тот и при существующем трудовом законодательстве найдет возможность работать столько, сколько ему нужно. Поэтому лично я не вижу ни экономической, ни политической, ни моральной нужды в этих новшествах. Как собственник своего бизнеса я готов вкалывать 24 часа в сутки, но своих людей работать по 12 часов я не заставлю. Экономического роста, как я сказал выше, это не принесет. Скорее, наоборот. А если взглянуть на это с медицинской точки зрения, то для нормальной физиологической работы организма необходимо время для самовосстановления. Восьмичасовой рабочий день это оптимальный вариант.    
Игорь Шульгин, 48 лет.
- Да, думаю, стоит. Если человек будет больше работать - увеличится производительность труда. Но стоит предусмотреть грамотное распределение нагрузки, так как работа работе рознь. К примеру, грузчик или шахтер физически не смогут работать по 60 часов в неделю. Я соглашусь, если буду знать наверняка, что смогу больше зарабатывать. В свое время я 10 лет работал по 12 часов – почти жил на работе. Но думаю, что России в целом это ничего не даст. А вообще Прохорова надо отправить поработать двенадцать часов на литейном дворе у доменной печи.
Анастасия Попова, 23 года.
- Ни в коем случае нельзя этого делать. Это абсолютно не подходит работающим женщинам. А многим и по восемь часов в день работать тяжело, к примеру, водителям. Нет, я физически не смогла бы работать по 12 часов каждый день. Да и вряд ли кто-то станет за это доплачивать. На мой взгляд, никакого экономического роста поправки не принесут. Наоборот общество станет существовать по закону выживаемости: кто слабее – тот умрет.
Дмитрий Арнаутов, 34 года.
- Я постоянно сталкиваюсь с проблемой, когда работаю по 12 часов, но мне за это не доплачивают, так как переработка незаконна. Поэтому считаю, что такая поправка в кодекс нужна. Но людей, занятых на опасных и вредных производствах, она касаться не должна. А формулировку «работать по собственному желанию» я вообще ставлю под большое сомнение. Но прежде чем что-либо принимать - нужно все хорошо продумать. Эх, только бы не получилось у нас в очередной раз по принципу: «хотели как лучше – вышло как всегда».
Вадим Прусенков, 42 года.
-Вводить эти новшества нельзя хотя бы потому, что у людей кроме работы существуют еще дети, дом и семья. А детей должны воспитывать родители, а не улица, что станет неизбежным с принятием таких поправок. Работать по 12 часов подряд пять дней в неделю я не готов. Одно дело сидеть в офисе с кондиционером, перебирая бумажки, и совсем другое трудиться в металлургии. Там каторжный  труд. Конечно, можно выжать из нас все соки и пригласить китайцев… Вообще-то продолжительность рабочего времени и экономический рост никак между собой не связаны. Поясню: для экономического роста необходимо внедрение в производство новейших технологий и оборудования, наличие высококвалифицированного персонала и стимул качественно работать. У нас же повсеместно первой составляющей нет, второго мало, а третье и вовсе отсутствует. Ведь платят, как правило, всем одинаково. Вот и сидит народ на своих, так называемых, жоп-часах и не шевелится.  
А теперь разрешите и автору этого материала поделиться своим мнением: если РСППеровцы все же протащат в трудовое законодательство свои предложения - мы превратимся в отработанный и выкинутый за ненадобностью человеческий шлак. Ведь не зря медики предупреждают, что существует прямая зависимость между продолжительностью рабочей недели и риском развития гипертонии. У тех, кто занят на работе 40 часов в неделю, он возрастает на 14%, от 41 до 50 часов этот показатель увеличивается на 17% и при рабочей нагрузке свыше 51часа в неделю он составляет уже 29%.
Не случайно в Японии, где уходить с работы вовремя - дурной тон, медики иногда фиксируют смерть от усталости. Там официальная продолжительность рабочего времени - 39,2 часа. Так стоит ли нам в этом плане быть «впереди планеты всей?»
P. S. Кстати, во Франции продолжительность рабочей недели составляет всего 35 часов. В Бельгии - 37, в Великобритании - 37,2; в Норвегии - 37,5; в Восточных землях ФРГ - 38,3; в Австрии и Испании - 38,4; в Ирландии - 39; в Португалии - 39,3; в США, Греции, Люксембурге, Италии, Финляндии у населения 40 -четырех часовая неделя. Чуть длиннее она в Швейцарии. Там люди трудятся 40,5 часов. А вот рабочей недели продолжительностью в 60 часов нет нигде в мире. (Источником данных является: бюллетень иностранной коммерческой информации).

01.06.2011, 1093 просмотра.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool