Главная Архив 2010 год Любовь Дорофеева Рогатая валюта

Рогатая валюта

Можно только удивляться, что в реке Олым, на крутом берегу которой раскинулась долгоруковская деревня Веселая, течет вода, а не молоко. Полгода герои этой истории вынуждены были практически все надои выливать на землю.

 

КОРОВЫ ТЕЛЕВИЗОР НЕ СМОТРЯТ

 

Оптимизма Раисе Федоровне Филатовой не занимать. Но и у нее руки порой опускаются. Потому что кажется: напрасно она рвет жилы. Никакой радости от такого труда. А ведь вставать ежедневно приходится почти в три утра. У нее сейчас шесть дойных коров. Да еще три вот-вот отелятся. Тогда всех девятерых надо будет доить. Вручную. Это сказать легко, а тот, кто пробовал сам, только и поймет. Но подоить – это не все дела. Стадо у них с Николаем Яковлевичем – аж тридцать голов. И телята. И бычки. И дойные коровы. Всех накормить-напоить надо. За всеми убрать.

Буренкам что? Они телевизор не смотрят, газет не читают. Откуда им знать о финансовых проблемах ОАО «Молзавод «Долгоруковский», о смене собственника на предприятии? О том, что с самого декабря молоко завод не принимает? Буренки исправно дают молоко. Зимой, конечно, меньше. Но по 25 – 30 литров Раиса Федоровна ежедневно надаивала. И что? Куда девать? Прокисало. Ну птице хозяйка нальет простокваши. Соседям, у кого поросята, раздаст. А оставшееся молочко выливала на землю. Натуральное. Домашнее. Жалко до слез.

Мы идем по зеленому лугу на берегу Олыма. Коровы приветливо мычат, завидев хозяйку. Как она помнит их клички? Звездочка, Ромашка, Красавка, Золотой… Сегодня Раиса Федоровна повеселела. Впервые в нынешнем году приехал заводской молоковоз за ее продукцией. При нас хозяева сдали 60 литров. Заводская сборщица уверяла, что молзавод начал работать и молоко теперь будут забирать регулярно каждый день. После полугодовых мучений Раиса Федоровна и Николай Яковлевич недоверчиво относятся к этим обещаниям. Но как бы хорошо было! Иначе куда девать такую страсть? Пробовал хозяин возить молоко в село Круглое Орловской области, что в семи километрах от них. Невыгодно. Заплати за бензин – и какая цена тому молоку?

В первый день завод принимал молоко по восемь рублей за литр. Представительница «Долгоруковского» говорила, что «деньги завод будет выплачивать два раза в месяц». Николай Яковлевич на это только рукой махнул:

- Долги бы отдали!

 

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА

 

Современный российский анекдот утверждает: «Как мы живем – государственная тайна. На что живем – коммерческая». Чтобы понять как живет Раиса Федоровна Филатова, не надо узнавать никакую тайну. Достаточно взглянуть на приземистый домик с деревянным рассохшимся крылечком. На что живет? – Тоже не тайна: есть огород, коровы, куры, гуси, индюки да в Олыме полно карасей и раков. Раиса Федоровна вздыхает:

- Думали дом ремонтировать, но с молзавода никак деньги не получим.

Задолжал молзавод нашей героине 98 тыс. рублей. Уж Раиса Федоровна и к мировым судьям обращалась. А толку? Она беспомощно перечитывает  второй пункт постановления суда от 2.04.2010 года: «Установить должнику срок со дня получения настоящего постановления 5 дней для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе».

Женщина недоумевает:

- И где же те пять дней? Сегодня уже 18 мая!

Поскольку в ОАО «Молочный завод «Долгоруковский» сменился собственник, возникает опасение, что новые хозяева предприятия не то чтобы «простят всем, кому должны», но и особенно спешить с выплатой не будут.

На это исполняющий обязанности генерального директора молзавода Роман Витальевич Бахарев решительно заявляет:

- Проблем с выплатами долгов не будет. Погашать задолженность начнем в ближайшее время.

Тайной для Раисы Федоровны остается время «х», когда ей отдадут деньги за молоко. Она ждет.

Интересно, чего ждут те, кто обязан контролировать исполнения постановления суда?

 

ОДНА ГОЛОВА – НЕ БЕДА, ТРИДЦАТЬ – ТЯЖКО

 

Около семи лет Раиса Федоровна держит стадо. Коровы у нее были и прежде. Но когда преподаватель русского языка и литературы вышла на пенсию, рогатой живности у нее в хозяйстве прибавилось.

Вы, читатель, спросите, зачем учительнице-пенсионерке такие хлопоты? Так ведь на одну пенсию жить трудно.

В стародавние времена корова в селе была своего рода валютой.

Коровами рассчитывались за землю, за хороший дом. Вообще корова на подворье всегда считалась залогом благополучия семьи: со своим молоком с голоду не помрешь. Излишки продать можно. Это семейному бюджету прибавка.

Для российского крестьянина буренка – кормилица, спасительница, надежда. В эпоху ельцинских реформ и развала русская деревня выстояла благодаря Зорькам да Пеструшкам. У кого была буренка, у того дети были сыты и одеты. Сельский бизнес в России начинался с коров. Дело это трудное, но верное.

Спрашиваю у Раисы Федоровны и Николая Яковлевича, как зарегистрировано их хозяйство? Крестьянско-фермерским? Оказывается, вообще никак. Просто они держат коров. Типа личного подворья. И ни в каких программах не участвуют. Слышали, что такие существуют, но ничего о них не знают. Откуда?

Не могу не поинтересоваться, легко ли им в одиночку решать все возникающие проблемы? Требуется ли поддержка? Николай Яковлевич аж подскакивает:

- Еще как требуется! Кого наши проблемы волнуют? Никого.

По его мнению, помощь нужна с кормами. Они для своих коров закупают солому, комбикорма. Одного жома берут по шесть машин. Везут его из Ливен Орловской области. Вот если бы их, пусть на определенных условиях, обеспечивала какая-нибудь районная организация. Николай Яковлевич вспоминает, как нынешней зимой им не хватило соломы: морозы были большие, кормить приходилось буренок обильнее, сытнее. Хорошо, у односельчан нашлись излишки и можно было прикупить. А куда еще обращаться? Прокормить тридцать голов непросто. И как хочешь! Как будто для себя одного стараешься. Нужна поддержка. Обязательно.

И снова разговор переходит на реализацию продукции. Поскольку молоко – товар скоропортящийся, вопрос со сбытом стоит очень остро. Николай Яковлевич вполне резонно недоумевает:

- Свое молоко, и я должен искать, кому и как продать? Зачем мне гонять свою машину? Во сколько мне обойдется это молоко? И стоит ли, как говорится, овчинка выделки?

 

«ЭТО И КОРОЛЕВ ГОВОРИТ»

 

На территории Веселовского сельского поселения шесть населенных пунктов, в которых всего осталось 88 коров. Фермерские хозяйства, конечно, есть. Пять. Но они растениеводческие. Животноводческих нет. Пожалуй, самое большое стадо у Раисы Федоровны Филатовой. У кого-то из сельчан по 5 – 6 буренок, у кого-то одна. С одной-двумя проблем у хозяев, конечно, нет. А молоко от пяти уже надо куда-то сбывать. И когда молзавод «Долгоруковский» прекратил прием молока, сложностей возникло много. Глава сельской администрации Алексей Митрофанович Копылов считает, что неплохо бы иметь на своей территории мини-завод по переработке молока. Но тут же признает, что местная власть ничего в этом направлении сделать не может. Для создания такого малого завода необходимы, в первую очередь,  проект, оборудование. А бюджет поселения дотационный, в нем лишь около 30 процентов собственных средств. Поэтому сельская администрация не в состоянии развивать какие-то программы самостоятельно. Инвесторы же к ним не торопятся.

Картина известная. Рассуждения об отсутствии инвесторов не новы. Но как не вспомнить замечание главы правительства В. В. Путина, что сегодня сельскому главе мало быть хорошим администратором. Надо еще быть хорошим менеджером.

Заместитель главы администрации Долгоруковского района по сельскому хозяйству Владимир Витальевич Лёвкин убежден, что вопросы мелких предприятий надо решать на местах, в поселениях, и искать «доморощенных предпринимателей».

- Со стороны в село вряд ли пойдут.

Трудно с этим не согласиться. А что, по мнению В. В. Лёвкина, необходимо сделать, чтобы фермеры и крестьяне района без проблем могли реализовывать свою продукцию?

Владимир Витальевич откровенно признает:

- Нужны кооперативы по закупке продукции у населения. Это и Королев говорит практически на всех совещаниях.

В районе уже созданы три закупочных предприятия, которые спрофилированы на закупку овощей и мяса у населения. Но с молоком в районе не торопились. Почему?

Странно, но все, что касается молока, в районе связано только с ОАО «Молочный завод «Долгоруковский». Он основной сборщик молока  у населения. Правильно ли это? Полгода завод не принимал молоко. Люди доили коров и все выливали на землю. Можно ли так обижать крестьянина, нашего кормильца?

В Долгоруковском районе опасаются создать конкуренцию молдазводу в сборе молока. Почему в Чаплыгинском районе не боятся конкуренции и создают новые и новые кооперативы и предприятия по переработке продукции?

О проблемах животноводов деревни Веселая мы говорили и с начальником отдела по работе с малыми формами хозяйствования управления сельского хозяйства администрации Липецкой области Галиной Вячеславовной Сысоевой. По ее мнению, животноводам поселения есть смысл создать свой кооператив, выбрать председателя и решать свои злободневные вопросы. Вообще на сегодня одна из наиболее перспективных сельскохозяйственных программ в области «Программа развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов». Сегодня в этой программе предусмотрены пять видов поддержки, в том числе финансирование на приобретение оборудования и спецтранспорта. Причем 80 процентов затрат возмещается из средств областной администрации.

Таким образом, пути решения проблемы сбора и переработки произведенной крестьянами продукции есть. Но, наверное, надо местной, в том числе и районной, власти больше работать с каждым конкретным человеком. И если у Раисы Федоровны Филатовой в тридцать голов стадо, вряд ли эту хозяйку можно оставлять вне поля зрения. И без какой-либо помощи.

Любовь ДОРОФЕЕВА.

31.05.2011, 1383 просмотра.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool