Главная Архив 2010 год Андрей Марков ПО ХОПРУ КАК ПОПРУ...

ПО ХОПРУ КАК ПОПРУ...

Почему люди любят путешествовать? Тому причин много.

Одни просто не могут сидеть на одном месте: "А я еду, а я еду за туманом...". Другие - ради научных открытий. Третьи путешествуют в поисках новых впечатлений и знакомств. Четвертым нужно сменить место, чтобы не сойти с ума от повседневности.

А вообще-то, какова бы ни была причина, путешествовать всегда здорово. Мы встретились с председателем Липецкого областного краеведческого общества, членом Общественной палаты Липецкой области Александром Юрьевичем КЛОКОВЫМ, который поведал нам о недавнем походе по реке Хопер.

НАШ КРАЙ

- Липецкое областное краеведческое общество считает, что оно должно заниматься изучением краеведения не только в своем регионе. Административное деление меняется, а наш край - это нечто большее, чем только наша область. Мы сотрудничаем с краеведами из соседних областей и частенько пользуемся информацией, предоставленной ими. Ведь это же наша общая, российская история!

К тому же сейчас ведутся разговоры о развитии туристического бизнеса, и мы пытаемся включить в свои экскурсионные маршруты и достопримечательности наших соседей. Почему? Что лукавить, у нас культура находится в худшем положении по сравнению с соседями, и если говорить, например, о маршруте по старинным усадьбам, то у нас в области нет ни одной усадьбы в приличном состоянии. Хотя имеются уникальные строения. И приусадебную культуру приходиться показывать на примере соседей. То мы везем людей в Поленово, то в Спасское-Лутовиново, то в Тарханы, то в Ново-Животинное, а то и в Рамонь. Там местная администрация к памятникам архитектуры относится несколько иначе, чем у нас, и эти памятники не стыдно показать даже иностранцам.

И вот у нас сложилась традиция - каждую весну, каждый май, Липецкое областное краеведческое общество собирает людей, которые хотят что-то узнать, увидеть, активно отдохнуть, и каждый год мы идем на новую реку. Мы не едем на Север или на Кавказ, а путешествуем по близлежащему региону. Например, в предыдущие годы мы работали в бассейне реки Оки,  а в этом году вновь возвратились на Хопер.

ОТ ПЕНЗЫ ДО ВОЛГОГРАДА

Хопёр - это река, которая протекает и в Пензенской, и в Саратовской, и в Воронежской, и в Волгоградской областях России, крупнейший левый приток Дона. Согласно легенде, свое название река получила так. В этих местах жил старик Хопёр. Однажды он шёл степью и увидел, как из земли бьют 12 ключей. Старик взял лопату и соединил все эти ключи в один большой поток. На образовавшемся потоке старик Хопёр построил мельницу, на которой молол зерно для крестьян из окрестных деревень. А реке, впоследствии, дали имя ее создателя...

На мой взгляд, эта река несколько похуже, чем река Воронеж. Может быть, это субъективное мое мнение, но река грязноватая, заиленная. Пляжей почти нет, все берега поросли кустарником, и причалить практически некуда. Весной ведь идешь по высокой воде, и просто негде остановится, а лодки порой приходится затаскивать очень высоко на берег. Покупаться особенно негде, а когда нет хорошего пляжа, не очень-то и хочется лезть в холодную воду. А еще верхнее течение Хопра меня поразило тем, что там очень много змей. Столько я пока негде не видел. Змеи все традиционные, главную опасность представляет, конечно, гадюка. И были случаи, когда она плывет, увидит тебя, поднимается в стойку и готова даже кинуться на лодку.

Мы решили, что пройдем Хопер от города Балашова Саратовской области и вниз. Намечали длительный маршрут, который бы пролег через Хоперский заповедник до Ново-Хоперска в Воронежской области, это как минимум, а то и до Урюпинска в Волгоградской области. Но жизнь внесла свои коррективы.

НАПРАВО ПОЙДЕШЬ...

Тридцатого апреля до обеда мы уже были на воде. Было нас тринадцать человек, шесть катамаранов. На автобусе мы доехали до назначенного пункта, там спустили катамараны на воду. Вышли за город Балашов, а когда река разделилась, разделились и мы. Те, кто пошел по старому руслу, попали в более сложную ситуацию. Старое русло пропускает мало воды, основной поток идет по новому руслу, а старое русло забито плавуном, корягами, и хотя новое русло в два раза длиннее, нам удалось пройти его намного быстрее.

Протяженность маршрута первого дня оказалась километров сорок. Мы преодолели маршрут быстро, а вот вторая группа - нет. Им пришлось пилить бревна, растаскивать завалы, перетаскивать лодки, а в одном месте даже дерево упало на лодку и сломало весло. Очень сложный был день у ребят. Мы остановились на привал в пять часов вечера, а они лишь около десяти часов ночи. И только на следующее утро мы встретились.

- Спали в палатках?

- Конечно, если мы идем в водные походы, это палатки, какая-то экзотическая пища, костры. Обычно закупкой продуктов у нас занимается Александр Васильевич Назаров, но  хочется чего-то необычного. И, хотя у нас есть рыбаки, но рыбы от них не дождешься, и мы ловим ее по-другому. Мы закидываем «пол литра» (смеется), и рыбалка обычно бывает удачной. То есть за бутылку водки берем рыбу у местных рыбаков. И на уху рыба у нас всегда есть. А еще собирали щавель, делали щи из крапивы. Некоторым щи из крапивы были в диковинку, но наши предки всегда ели их по весне, и это вкусная вещь. Хотя я говорю, что чем больше тушенки вы туда положите, тем они станут вкуснее. Иногда встретишь охотников, дичь какая-то бывает, но это редко. И вот на второй день мы воссоединились и вместе поплыли дальше.

Река в этом году была очень интересная. У нас к этому времени разлив уже спадает, а там разлив был высокий, и вода стояла метра на два выше, чем обычно. Весна в этом году ранняя, и листва на деревьях уже распустилась. И представьте себе, вы плывете по реке, а кругом стоят затопленные, но уже зеленые деревья. Черемуха цветет, дуб распустился. Это было так необычно.

Еще очень много наблюдали живности. Мы видели и косулю, и лису, и норку, уток было много. Но очень трудно было их сфотографировать. Тем не менее, удалось сфотографировать белую цаплю - у нас-то они серые. Я, когда увидел белую цаплю, был поражен ее красотой. Нам удалось сфотографировать цаплю стоящую, сидящую на дереве, причем на фоне яркой зеленой листвы, цаплю взлетающую. Очень примечательное зрелище.

ПРИБРЕЖНАЯ ПУСТЫНЯ

Почти у каждого села, мы останавливались и выходили на берег. И старались посмотреть местную архитектуру. В основном, конечно, церкви. Усадьбы или какие-то интересные дома, мельницы, встречались редко. Здесь мы увидели очень много храмов. Особенно запомнилась оригинальная деревянная церковь, построенная в 1900 году. Жаль, что она разваливается. У нее прекрасно сохранилась даже колокольня. Что не говори, а наши предки строили на совесть.

Наряду с этим видишь, как умирает село. Происходит уничтожение села, уничтожение населения. Мы видели полностью разрушенные хозяйства, где нет молодежи, соответственно, нет и притока налогов в местный бюджет. Видели закрытые клубы, заброшенные добротные дома, в которых уже некому жить.

Во второй половине двадцатого века население в селах сократилось практически в пять раз, а сейчас, за последние двадцать лет, оно сократилось еще во столько же раз. Если в некоторых населенных пунктах жило по нескольку тысяч человек, то сейчас население уже не дотягивает и до тысячи, и в основном это пожилые люди. Село умирает. Смотреть на все это больно. Брошенные дома, заколоченные или выбитые окна, людей нет. "Пустыня велия" как писал Игнатий Смолянин, который сопровождал митрополита Пимена в 1389 году по Дону. Тогда селения вдоль реки были разорены татарами. Сейчас татар нет, а ситуация такая же...

- В вашей группе была молодежь?

- В основном люди моего возраста, но были и молодые ребята, и это обнадеживает. Раньше молодежь в походы ходила, туризм был популярен, а сейчас молодые или за компьютерами сидят, или пиво пьют. И порой думаешь, при таком образе жизни сколько они протянут? Ни на воздухе не бывают, не видят ничего, совершенно безразличны ко всему, и это обидно.

НА РОДИНЕ НЕДЕЛИНА

А шестого мая мы были уже в Липецке. За эти дни прошли по воде путь от Балашова до Борисоглебска. Побывали и в самом Борисоглебске. Было интересно посмотреть на местную архитектуру. А еще этот город связывает с Липецком два момента. Первый - в Борисоглебске была, как и у нас, летная школа. А второй момент, это то, что Борисоглебск - родина советского военачальника, главного маршала артиллерии, Героя Советского Союза Митрофана Ивановича Неделина. Там он родился. В Липецке в шестьдесят первой школе у нас существует его музей, а также есть улица, названная в честь него. Я давно собирался в Борисоглебск, чтобы сфотографировать места, где он некоторое время жил, и вот, наконец, это произошло. И теперь мы сделаем фотографии и разместим их в школьном музее. Они дополнят уже существующую там экспозицию. Кроме того, Неделин ведь еще учился в Липецком реальном училище. И нам удалось найти ведомость с его отметками. Был он не троечник, но и не отличник. Однако добился в жизни многого. Дослужился до маршала артиллерии. Был награжден пятью орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й степени, Кутузова 1-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени, Отечественной войны 1-й степени, «Знаком Почёта» и медалями, а также несколькими иностранными орденами и медалями.

ЖИТЬ ИНАЧЕ

- Александр Юрьевич, последний вопрос, если в следующем году читатели нашей газеты захотят пойти с вами, возьмете?

- Я жду пополнения людей приветливых, то есть с «приветом», в хорошем смысле этого слова, которые занимаются краеведением и готовы ходить с нами походы, ездить на экскурсии. Интересных людей в Липецке и области много, и хочется расширять круг общения и жить более интересно. Конечно, сейчас это делать тяжелее, потому что все озабочены, как бы побольше заработать денег, как-то выжить, но, тем не менее, надо давать себе отдохнуть, отключаться от работы и отдыхать на природе, узнавать свой край - это очень интересно. В нашей компании люди совершенно разные. И предприниматели, и юристы, и музейные работники, и краеведы, и работники медицинских служб. Люди, которые хотят жить несколько иначе, чем все, и это правильно...