ПЛАСТИЛИНОВЫЙ МИР СЕРГЕЯ РЕПКИ
В Липецком областном краеведческом музее увидел я удивительных всадников. Высотой - сантиметров тридцать. Немецкие "псы-рыцари", французские гусары и русские казаки. Все в полном вооружении, ощетинились копьями. Оказалось, что выполнены они из пластилина, причем с учетом исторических деталей и особенностей. А создал их бывший военный, майор запаса, председатель липецкой общественной организации офицеров-ветеранов войны и военной службы Сергей Борисович РЕПКА.
ДЕТСТВО
- Вырос я в семье офицера, - говорит он. - Отец, после окончания Сумского военного артиллерийского училища попал служить под Москву, в войска ПВО. Ракетные войска тогда только появлялись, это был пятьдесят седьмой год. Находился наш городок в лесу, в сорока километрах от Москвы. А в двадцати километрах, но уже в другую сторону, была школа. Естественно, ни детских садиков, ни кружков в нашем лесу, не было. Каждый день нас возили в школу за двадцать километров. Свободного времени было много и мы с ребятами занимались творчеством. Делали оружие из дерева, копии автоматов, мечи, сабли и так далее. Увлекались и пластилином. В основном лепили солдатиков. У меня это увлечение переросло во что-то более серьезное и осталось со мной на всю жизнь.
После того, как отца перевели в Липецк, я стал учиться в девятнадцатой школе. Здесь я проучился пять лет. В этой школе я впервые выставил свои работы на всеобщее обозрение. Перед выставкой времени было мало, я взял бутылку из-под шампанского, облепил ее пластилином и сделал небольшой аналог памятника "Родина - мать". Занял первое место, но на этом мое творчество на людях и закончилось. Это уже был десятый класс, и надо было выбирать, куда пойти учиться дальше.
В СВОБОДНОЕ ОТ РАБОТЫ ВРЕМЯ…
Я выбрал профессию военного. В семьдесят девятом году, также как и отец, я поехал поступать в Сумское высшее артиллерийское училище. Закончил его с отличием. А потом был направлен в Забайкальский военный округ. Надо сказать, что пока я учился, в руки не брал ни карандаш, ни пластилин, и другим ничем таким не занимался. А вот когда уже пришел в войска, там появилось много свободного времени.
Какое это было свободное время? Заступаешь на сутки на дежурство, а мы стояли в пяти километрах от Китая и в пяти до нашей погранзаставы. В сутки мне по закону разрешено спать четыре часа, но не раздеваясь. В остальное время я обходил посты, и после этого оставалось свободное время. И я брал пластилин и делал портреты наших солдат. Потом, когда меня перевели в столицу Республики Бурятии Улан-Удэ, я пошел на повышение. Будучи еще лейтенантом, был занесен в книгу почета части. Я был неплохой специалист в своем деле, и в соревнованиях среди артиллеристов, командиров батарей занимал первые места. А когда пришел новый командир дивизии, он начал благоустройство военного городка, жилой зоны и солдатских казарм. Меня старшим отправили в помощь нашим художникам. Делали из дерева детские городки, оформляли столовые, бассейны, сауны, занимались ландшафтным дизайном. В те времена у армии возможностей было много. Сейчас этот командир дивизии - начальник генерального штаба Вооруженных Сил, а зовут его Николай Егорович Макаров. Я его никогда не подводил и он мне давал возможность свободно творить.
ВСТРЕЧА С КОСМОНАВТКОЙ САВИЦКОЙ
Но дело уже шло к развалу и Армии и Советского Союза, это был конец восьмидесятых - начало девяностых годов. Знания стали не нужны, боевая подготовка тоже. И я уже больше занимался не службой, а творчеством. Работал топором, из дерева рубил большие скульптуры. Разница между работой с деревом и пластилином не такая уж и большая, единственное, что если в пластилине ты ошибся, можно что-то долепить, изменить, а с деревом если что-то отсек, то уже не приклеишь. Но и пластилином занимался попутно тоже. Делал портреты друзей, шаржи юмористические на ребят. В то время уже начал появляться новый материал - пластика. Привозили его из Прибалтики. Сейчас и Ленинградский есть. Материал очень интересный, лепится как пластилин, а потом проходит термическую обработку, или в духовку его можно поместить или на водяную баню, и он застывает.
Служба была интересная. Стрелял я, правда, только на полигонах, или на соревнованиях. Выполнял правительственные задания. А когда мы были в центральном Казахстане и когда спускаемый аппарат с космонавткой Савицкой прилетел на землю, одним из первых подбежал к нему.
Это было в восемьдесят втором году. По местному радио объявили, что ожидается прибытие спускаемого аппарата. Мы сначала не поверили. Сели в машину и поехали туда. Нашли поисковую группу, встали около них. А у них машины большие, тягачи. И когда сказали, что в небе появился парашют, рванули к месту его посадки. В метрах ста от нас он ударился о землю. Как мячик подпрыгнул, а потом завалился на бок. Форма у него цилиндрическая, смотрели фильм "Кин-дза-дза"? Вот, что-то похожее. Обшит специальными пластинами. Я кусок обшивки даже привез домой родителям.
Служить интересно было, всю страну объездил в командировках, от Львова до Дальнего Востока. А когда в военкомате двадцать лет потом служил, тут особенно и вспоминать нечего, потому что ни учений, ни боевых стрельб не было. Сейчас офицеров из военкоматов убирают, и я считаю это правильно, не дело боевому офицеру штаны протирать.
ЛОШАДЬ НА ОДНОЙ НОГЕ
Приехал в Липецк в девяносто первом году в день путча, перевелся сюда по семейным обстоятельствам. Работая в военкомате, в выходные дни продолжал заниматься своим увлечением. Квартиру снимали. Там у меня была мастерская, где я и работал.
- Много ли вы уже создали за это время работ?
- У меня накопилось их очень много, но я их не считал. В основном дарил ребятам, но с условием, что если они мне нужны будут, то я их возьму на время. Я все же надеялся, что когда-нибудь выставлюсь. Или в школе, или в музее.
- Что самое сложное в создании, например, такого вот средневекового рыцаря? И сколько времени уходит на создание фигуры?
- Самое сложное? Вот видите, лошадь стоит на одной ноге. Здесь дубовая основа, а внутри фигуры очень толстая проволока. Вот этого рыцаря можно и за хвост поднимать, видите, ничего с ним не происходит, сюда можно еще килограмм повесить. От того, как я сделаю скелет, зависит насколько будет устойчивой скульптура. Поэтому самое сложное - это сделать скелет скульптуры. И когда скелет уже есть, то за сутки я сделаю и все остальное.
- А почему именно из пластилина вы лепите своих героев?
- Пластилин самый дешевый и самый доступный материал. И чем он хорош? Работа может долго храниться. И если что-то не нравится, могу всегда к ней вернуться и довести до совершенства. А чем дольше пластилиновая скульптура стоит, тем больше он застывает. Если работа покрывается пылью, ставишь ее под воду, и она становиться как новая. Если она упадет, бывали такие случаи, ребята приносят ее ко мне, я ее восстанавливаю, и она опять стоит годами.
В принципе все скульпторы начинают работать в пластилине. Потом делают свои работы из воска, гипса, а затем уже изготавливают отливки на заводах. Я ничего нового не открываю, единственный мой секрет - я пластилин смешиваю с чистейшей белой глиной в определенных пропорциях. Пластилин растапливаю, он превращается практически в воду, добавляю туда жидкую глину, и получается интересный материал. Он лепится как пластилин, но застывает как глина.
БЕЗ ИСТОРИИ НИКУДА
- Вы создаете своих рыцарей на основе каких-то исторических материалов?
- Обязательно. Сейчас возможности не ограничены, есть книги, энциклопедии, много чего можно найти в Интернете. Вот посмотрите, здесь образцы шлемов, это фотографии из музеев, и не только Российской Федерации, но и зарубежных. Прежде чем что-то сделать, конечно, читаю. Кроме этого у меня много книг о лошадях. Есть литература и как упряжь делать. Поэтому все, что я мастерю, стараюсь основывать на исторических документах. Ведь специалистов очень много, и не хотелось бы, чтобы они посмотрели и сказали - здесь наврал, здесь наврал. У меня на каждую работу есть оправдательный материал.
- Сейчас ваша выставка проходит в областном краеведческом музее...
- Эта выставка состоялась благодаря моему товарищу, депутату областного собрания Василию Дмитриевичу Лелецкому, это он предложил сделать выставку. Я все как-то стеснялся, а потом он уговорил меня, отнес одну работу в музей. Через полгода музейщики позвонили и предложили создать выставку моих работ. Я собрал пятнадцать скульптур и все они сейчас в музее.
Скажу сразу, что денег я на этом не зарабатываю. Например, попросил меня как-то товарищ сделать скульптуру его деда, донского казака. Он погиб во времена Гражданской войны, но фотографии его остались. Я товарищу говорю: купи мне пластилин, тогда и заказ выполню. Он пластилин принес, я его деда вылепил верхом на лошади. На такую работу нужно несколько пачек, а у меня с пластилином напряженка. То есть ребята мне покупают пластилин, а остальное все бесплатно.
- Семья как относится к вашему творчеству?
- Семье это не мешает, все ж я работаю, а лепкой занимаюсь в свободное от работы время. Два моих сына, этим не занимаются. Но меня тоже никто не учил. Отец же не лепил. А вот дед у меня был художник. У меня по линии отца все украинцы, а по линии матери все русские. Что их объединяет? Это то, что мои предки в тридцать седьмом году лобзиком дрова пилили на Колыме. Один дед - как украинский националист, а второй дед, как русский кулак. Люди они были работящие, трудолюбивые, уважаемые. Отец мой тридцать три года в армии отслужил, подполковник, бывший комиссар Липецкого военного комиссариата.
- Последний вопрос, ваши творческие планы на будущее?
- Какие у меня планы? Мне уже за пятьдесят, возраст такой, что на работу уже нигде не берут. Вот подрабатываю грузчиком. А лепить буду продолжать. Например, в музее народного и декоративно-прикладного искусства в Липецке скоро откроется выставка под названием "От кольчуги до шинели". Где будет и моя работа. Многофигурная композиция. Я не даю названия своим работам, поэтому можно назвать ее будет, например, "Дмитрий Донской перед Куликовской битвой". Думаю, что зрителям она понравится...
Беседовал
Андрей МАРКОВ.
31.05.2011, 2760 просмотров.