Главная Архив 2010 год Андрей Марков ПЛАСТИЛИНОВЫЙ МИР СЕРГЕЯ РЕПКИ

ПЛАСТИЛИНОВЫЙ МИР СЕРГЕЯ РЕПКИ

В Липецком областном краеведческом музее увидел я удивительных всадников. Высотой - сантиметров тридцать. Немецкие "псы-рыцари", французские гусары и русские казаки. Все в полном вооружении, ощетинились копьями. Оказалось, что выполнены они из пластилина, причем с учетом исторических деталей и особенностей. А создал их бывший военный, майор запаса, председатель липецкой общественной организации офицеров-ветеранов войны и военной службы Сергей Борисович РЕПКА.

 

ДЕТСТВО

 

- Вырос я в семье офицера, - говорит он. - Отец, после окончания Сумского военного артиллерийского училища попал служить под Москву, в войска ПВО. Ракетные войска тогда только появлялись, это был пятьдесят седьмой год. Находился наш городок в лесу, в сорока километрах от Москвы. А в двадцати километрах, но уже в другую сторону, была школа. Естественно, ни детских садиков, ни кружков в нашем лесу, не было. Каждый день нас возили в школу за двадцать километров. Свободного времени было много и мы с ребятами занимались творчеством. Делали оружие из дерева, копии автоматов, мечи, сабли и так далее. Увлекались и пластилином. В основном лепили солдатиков. У меня это увлечение переросло во что-то более серьезное и осталось со мной на  всю жизнь.

 

После того, как отца перевели в Липецк, я стал учиться в девятнадцатой школе. Здесь я проучился пять лет. В этой школе я впервые выставил свои работы на всеобщее обозрение. Перед выставкой времени было мало, я взял бутылку из-под шампанского, облепил ее пластилином и сделал небольшой аналог памятника "Родина - мать". Занял первое место, но на этом мое творчество на людях и закончилось. Это уже был десятый класс, и надо было выбирать, куда пойти учиться дальше.

 

В СВОБОДНОЕ ОТ РАБОТЫ ВРЕМЯ…

 

Я выбрал профессию военного. В семьдесят девятом году, также как и отец, я поехал поступать в Сумское высшее артиллерийское училище. Закончил его с отличием. А потом был направлен в Забайкальский военный округ. Надо сказать, что пока я учился, в руки не брал ни карандаш, ни пластилин, и другим ничем таким не занимался. А вот когда уже пришел в войска, там появилось много свободного времени.

 

Какое это было свободное время? Заступаешь на сутки на дежурство, а мы стояли в пяти километрах от Китая и в пяти до нашей погранзаставы. В сутки мне по закону разрешено спать четыре часа, но не раздеваясь. В остальное время я обходил посты, и после этого оставалось свободное время. И я брал пластилин и делал портреты наших солдат. Потом, когда меня перевели в столицу Республики Бурятии Улан-Удэ, я пошел на повышение. Будучи еще лейтенантом, был занесен в книгу почета части. Я был неплохой специалист в своем деле, и в соревнованиях среди артиллеристов, командиров батарей занимал первые места. А когда пришел новый командир дивизии, он начал благоустройство военного городка, жилой зоны и солдатских казарм. Меня старшим отправили в помощь нашим художникам. Делали из дерева детские городки, оформляли столовые, бассейны, сауны, занимались ландшафтным дизайном. В те времена у армии возможностей было много. Сейчас этот командир дивизии - начальник генерального штаба Вооруженных Сил, а зовут его Николай Егорович Макаров. Я его никогда не подводил и он мне давал возможность свободно творить.

 

ВСТРЕЧА С КОСМОНАВТКОЙ САВИЦКОЙ

 

Но дело уже шло к развалу и Армии и Советского Союза, это был конец восьмидесятых - начало девяностых годов. Знания стали не нужны, боевая подготовка тоже. И я уже больше занимался не службой, а творчеством. Работал топором, из дерева рубил большие скульптуры. Разница между работой с деревом и пластилином не такая уж и большая, единственное, что если в пластилине ты ошибся, можно что-то долепить, изменить, а с деревом если что-то отсек, то уже не приклеишь. Но и пластилином занимался попутно тоже. Делал портреты друзей, шаржи юмористические на ребят. В то время уже начал появляться новый материал - пластика. Привозили его из Прибалтики. Сейчас и Ленинградский есть. Материал очень интересный, лепится как пластилин, а потом проходит термическую обработку, или в духовку его можно поместить или на водяную баню, и он застывает.

 

Служба была интересная. Стрелял я, правда, только на полигонах, или на соревнованиях. Выполнял правительственные задания. А когда мы были в центральном Казахстане и когда спускаемый аппарат с космонавткой Савицкой прилетел на землю, одним из первых подбежал к нему.

 

Это было в восемьдесят втором году. По местному радио объявили, что ожидается прибытие спускаемого аппарата. Мы сначала не поверили. Сели в машину и поехали туда. Нашли поисковую группу, встали около них. А у них машины большие, тягачи. И когда сказали, что в небе появился парашют, рванули к месту его посадки. В метрах ста от нас он ударился о землю. Как мячик подпрыгнул, а потом завалился на бок. Форма у него цилиндрическая, смотрели фильм "Кин-дза-дза"? Вот, что-то похожее. Обшит специальными пластинами. Я кусок обшивки даже привез домой родителям.

 

Служить интересно было, всю страну объездил в командировках, от Львова до Дальнего Востока. А когда в военкомате двадцать лет потом служил, тут особенно и вспоминать нечего, потому что ни учений, ни боевых стрельб не было. Сейчас офицеров  из военкоматов убирают, и я считаю это правильно, не дело боевому офицеру штаны протирать.

 

ЛОШАДЬ НА ОДНОЙ НОГЕ

 

Приехал в Липецк в девяносто первом году в день путча, перевелся сюда по семейным обстоятельствам. Работая в военкомате, в выходные дни продолжал заниматься своим увлечением. Квартиру снимали. Там у меня была мастерская, где я и работал.

 

- Много ли вы уже создали за это время работ?

 

- У меня накопилось их очень много, но я их не считал. В основном дарил ребятам, но с условием, что если они мне  нужны будут, то я их возьму на время. Я все же надеялся, что когда-нибудь выставлюсь. Или в школе, или в музее.

 

- Что самое сложное в создании, например, такого вот средневекового рыцаря? И сколько времени уходит на создание фигуры?

 

- Самое сложное? Вот видите, лошадь стоит на одной ноге. Здесь дубовая основа, а внутри фигуры очень толстая проволока.  Вот этого рыцаря можно и за хвост поднимать, видите, ничего с ним не происходит, сюда можно еще килограмм повесить. От того, как я сделаю скелет, зависит насколько будет устойчивой скульптура. Поэтому самое сложное - это сделать скелет скульптуры. И когда скелет уже есть, то за сутки я сделаю и все остальное.

 

- А почему именно из пластилина вы лепите своих героев?

 

- Пластилин самый дешевый и самый доступный материал. И чем он хорош? Работа может долго храниться. И если что-то не нравится, могу всегда к ней вернуться и довести до совершенства. А чем дольше пластилиновая скульптура стоит, тем больше он застывает.  Если работа покрывается пылью, ставишь ее под воду, и она становиться как новая. Если она упадет, бывали такие случаи, ребята приносят ее ко мне, я ее восстанавливаю, и она опять стоит годами.

 

В принципе все скульпторы начинают работать в пластилине. Потом делают свои работы из воска, гипса, а затем уже изготавливают отливки на заводах. Я ничего нового не открываю, единственный  мой секрет - я пластилин смешиваю с чистейшей белой глиной в определенных пропорциях. Пластилин растапливаю, он превращается  практически в воду, добавляю туда жидкую глину, и получается интересный материал. Он лепится как пластилин, но застывает как глина.

 

БЕЗ ИСТОРИИ НИКУДА

 

- Вы создаете своих рыцарей на основе каких-то исторических материалов?

 

- Обязательно. Сейчас возможности не ограничены, есть книги, энциклопедии, много чего можно найти в Интернете. Вот посмотрите, здесь образцы шлемов, это фотографии из музеев, и не только Российской Федерации, но и зарубежных. Прежде чем что-то сделать, конечно, читаю. Кроме этого у меня много книг о лошадях. Есть литература и как упряжь делать. Поэтому все, что я мастерю, стараюсь основывать на исторических документах. Ведь специалистов очень много, и не хотелось бы, чтобы они посмотрели и сказали - здесь наврал, здесь наврал. У меня на каждую работу есть оправдательный материал.

 

- Сейчас ваша выставка проходит в областном краеведческом музее...

 

- Эта выставка состоялась благодаря моему товарищу, депутату областного собрания Василию Дмитриевичу Лелецкому, это он предложил сделать выставку. Я все как-то стеснялся, а потом он  уговорил меня, отнес одну работу в музей. Через полгода музейщики позвонили и предложили создать выставку моих работ. Я собрал пятнадцать скульптур и все они сейчас в музее.

 

Скажу сразу, что денег я на этом не зарабатываю. Например, попросил меня как-то товарищ сделать скульптуру его деда, донского казака. Он погиб во времена Гражданской войны, но фотографии его остались. Я товарищу говорю: купи мне пластилин, тогда и заказ выполню. Он пластилин принес, я его деда вылепил верхом на лошади.  На такую работу нужно несколько пачек, а у меня с пластилином напряженка. То есть ребята мне покупают пластилин,  а остальное все бесплатно.

 

- Семья как относится к вашему творчеству?

 

- Семье это не мешает, все ж я работаю, а лепкой занимаюсь в свободное от работы время. Два моих сына, этим не занимаются. Но меня тоже никто не учил. Отец же не лепил. А вот дед у меня был художник. У меня по линии отца все украинцы, а по линии матери все русские. Что их объединяет? Это то, что мои предки в тридцать седьмом году лобзиком дрова пилили на Колыме. Один дед - как украинский националист, а второй дед, как русский кулак. Люди они были работящие, трудолюбивые, уважаемые. Отец мой тридцать три года в армии отслужил, подполковник, бывший комиссар Липецкого военного комиссариата.

 

- Последний вопрос, ваши творческие планы на будущее?

 

- Какие у меня планы? Мне уже за пятьдесят, возраст такой, что на работу уже нигде не берут. Вот подрабатываю грузчиком. А лепить буду продолжать. Например, в музее народного и декоративно-прикладного искусства в Липецке скоро откроется выставка под названием "От кольчуги до шинели". Где будет и моя работа. Многофигурная композиция. Я не даю названия своим работам, поэтому можно назвать ее будет, например,  "Дмитрий Донской перед Куликовской битвой". Думаю, что зрителям она понравится...

 

Беседовал

Андрей МАРКОВ.

31.05.2011, 2760 просмотров.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool