«У нас все хорошо»
В селе Хутор-Березовка Тульского сельского поселения Тербунского района живет многодетная семья Болговых. Они воспитывают четверых детей. Глава семьи - Сергей Николаевич — командир отделения 26-ой пожарно-спасательной части, которая базируется в Тербунах. Его фотография некоторое время висела на Доске почета. Супруга - Татьяна Ивановна. Их дом на улице Луговой найти можно легко. Располагается он на холме, выкрашен в зеленый цвет.
В этом году Болговы отметят двадцатилетний юбилей совестной жизни. Недавно и мы побывали в этом селе и пообщались с этими замечательными людьми. Правда, Татьяна Ивановна вначале приняла меня настороженно, но когда узнала, что мы из газеты, пригласила в дом. Кстати, недалеко от их подворья находится храм имени Святителя Тихона Задонского. Его восстанавливали всем селом.
СЕЛО НАШЕ ДРЕВНЕЕ
Но прежде чем попасть к Болговым в гости, мы пообщались с местными жителями, а еще поговорили с продавщицей местного магазина и с воспитательницей из детского сада «Березка», которые есть в селе. Мне поведали, что этот населенный пункт был основан переселенцами из соседнего села Бурдино в середине восемнадцатого века. Поскольку жила там, в основном беднота, то назвали деревню не вполне лицеприятным словом – Голопузовка.
Лишь в 1879 году была построена церковь, а до этого люди ходили молиться в село Тульское. Но удивительно то, что в Тульском жило людей меньше, чем в Голопузовке. Свое нынешнее название Хутор-Березовка получил в том же году. Название это было дано священником из села Солдатского, который хлопотал перед высшими церковными чинами о том, чтобы в Голопузовке построили церковь. Вышло это случайно. Батюшка постеснялся назвать прежнее название населенного пункта и почему-то представил его как «Хутор Березовский».
С тех пор так и повелось. Но березы в некотором отдалении от села действительно растут и даже сегодня. Некоторую часть их вырубили, но что-то все-таки осталось. Условно населенный пункт делится на четыре части - Баринов Бок, Чибисовка, Угол и Нахаловка. Но куда бы мы ни приехали, везде на домах было написано: «Улица Луговая». По территории села протекает река Изубриевка, правда, местные жители говорят, что она уже заросла и купаться в ней нельзя. Домов в селе было когда-то много, жило здесь более четырехсот человек.
Но только в советское время здесь появились первые в районе дома под железными крышами. Правда, тогда же и был разрушен храм. При советской власти здесь существовало хозяйство, выращивали скотину, занимались земледелием, сеяли зерновые и другие культуры. Сегодня недалеко от села можно увидеть развалины ферм. Дороги в селе, прямо скажем не очень хорошие, люди говорят, что и с уличным освещением есть проблемы. Зато функционирует медицинский пункт, магазин, клуб, детский сад. Раньше была начальная школа. Но восемь лет назад ее закрыли. Открыли в том здании клуб. Есть библиотека. Продавщица из магазина рассказала мне, что храм в селе действующий, там даже можно было взять недавно благодатный огонь. А еще она поведала, что сама живет в селе Тульском. Там есть женский монастырь, была барская усадьба. Монастырь восстанавливается.
ЖИВЕМ КАК ВСЕ
- Как же вам удается жить в таких сложных условиях, да еще и воспитывать четверых детей? – интересуюсь я у Татьяны Ивановны.
- Почему сложных, - удивляется она. - У нас все хорошо. Держим скотину, сажаем картофель. У нас несколько гектаров земли. Потом картофель продаем, покупают у нас его довольно охотно, на эти средства и живем. Но мы не фермеры, мы просто семья. Старший сын Антон учится в Задонском техникуме, скоро уже получит диплом. В августе этого года ему будет девятнадцать лет. Вторая девочка – Катюша, заканчивает девятый класс. А двойняшки – Паша и Даша учатся в пятом классе.
Школы в нашем селе нет, возим их в Тульское. Ходят слухи, что и там скоро школу закроют, а сделают ее филиалом школы Вторые Тербуны. Что из этого получится, увидим, но, конечно, не хотелось бы. В нашем селе была когда-то своя начальная школа. Антон еще ходил в нее, потом Катя начала туда ходить, но там обучали лишь до пятого класса, а дальше все равно приходилось возить ребят в Тульское. Некоторое время и я работала в детском садике, потом в силу семейных обстоятельств ушла оттуда.
- В нашем селе есть несколько семей, где много детей. У нас тут живут баптисты, а в их семьях есть по семь – тринадцать детей. Нас их вероисповедание не очень интересует, главное, чтобы люди были хорошие, а они – хорошие. Мы с ними общаемся, живем дружно. Но если сравнивать наши времена и те, что были лет сорок назад, то тогда многодетных семей на селе было больше. А еще многие жители села были рождены после войны. Сегодня войны нет, а рождаемость почему-то падает.
В нашем селе фамилия Болговы очень распространена, а еще есть Лихих и Савины. Много и приезжих. А я попала сюда больше двадцати лет назад. По направлению приехала на работу фельдшером. Вышла замуж, так тут и осталась. Сейчас в селе есть медпункт, он работает, но я там уже не тружусь. Я, если можно так сказать, домохозяйка. Вначале мы держали коров, быки были, свиньи. Сейчас коров не держим, остались одни поросята, но еще есть куры, утки, гуси. Их выращиваем, в основном, для себя.
Интересуюсь, а что ждет ребят, когда они вырастут, ведь работы в селе нет, куда они пойдут потом?
- Все зависит от того, как и на кого они будут учиться. Раньше нам говорили, что если не будешь учиться, то будешь овец пасти, а сегодня и такое сказать нельзя. Овец нет, пасти некого, колхозы и совхозы развалились, а те предприятия, что существуют, животноводством практически не занимаются. Но мы с мужем делаем все, чтобы наши дети получили хорошее образование. Дома у нас есть компьютер, подключен Интернет, создаем для них все условия. Хотелось бы, чтобы они нашли что-то по душе. В селе им, наверное, будет сложно реализоваться свои мечты, возможно, они найдут себя в городе.
Но, слава богу, мы не бедствуем. Семья у нас хорошая. Есть свой трактор, Газель, картофель очень хорошо выручает. Есть уже люди, которые его покупают. Существуют, конечно, и определенные трудности, но мы их успешно преодолеваем. Мы думаем, что если не заниматься хозяйством на селе, то будет сложно. Пенсионерам, конечно, проще, они хоть какой-то доход имеют, а что делать людям, которые и хотели бы трудиться, а негде?
Замечаю, что в их селе много домов из красного кирпича, которые были построены еще много лет назад, а современного жилья практически нет. Сюда можно было бы возить туристов и показывать им то, как жил русский крестьянин в 19 – 20 веке. Татьяна Ивановна говорит, что дома здесь уже давно не строились и даже то строение, в котором они живут, было возведено достаточно давно. Свой дом они практически каждый год обновляют и облагораживают. Еще в селе есть дома на двух хозяев. Их селяне почему-то называют «квартирами».
Я интересуюсь, оказывается ли им какая-то помощь от государственных органов?
- Мы получаем на пятьдесят рублей больше «детских» как многодетная семья, - говорит она, - у нашего меньшего сына со здоровьем проблемы и нам тоже оказывается государственная помощь. За коммунальные услуги платим пятьдесят процентов. Мы пытались принять участие в программе по улучшения жилищных условий, отстояли в очереди почти девять лет, но ничего не получилось. Когда мы подавали документы на улучшение жилищных условий, нам сказали, что нужно перейти в другую программу, а потом в другую, так все и закончилось.
Сегодня мы уже не подаем документы на улучшение жилищных условий. Документы надо подавать через каждые два года. Нам, например, нужно представить документы, которые бы говорили о том, что кто-то из нас трудится в сельском хозяйстве и при этом мы взяли ипотеку, и только тогда нам что-то выделят. Но мужу до пенсии осталось пять лет, в ипотеку мы не вступали и решили больше документы не подавать.
СЧАСТЬЕ И ЛЮБОВЬ
Татьяна Ивановна показывает мне альбом с фотографиями. Там запечатлены все основные семейные события, правда, до определенного времени. Например, я вижу их свадьбу, дальше - рождение близнецов, но и многое другое.
- Сейчас фотографии мы стали уже редко печатать, - говорит она, - все хранится в компьютере, на дисках или флешках. Развитие технологий повлекло за собой развитие многого другого. Правда, несколько фотографий из компьютера у нас исчезли, поскольку мы не успели их вовремя сбросить на носители. Все-таки старые альбомы с фотографиями были надежнее, да и интереснее, чем эти цифровые снимки.
А еще Татьяна Ивановна рассказала мне о существующих в их семье традициях. Каждый год, например, они отмечают День семьи. Восьмого июля в День святых Петра и Февроньи, бросают все свои дела и едут вместе с детьми в Сафари-парк под Задонском или куда-то еще. Праздники стараются проводить все вместе. Общаются, беседуют, обсуждают те или иные проблемы или успехи. Дети подсказывают какие-то решения.
- Жизнь, конечно, меняется, - говорит Татьяна Ивановна, - и не всегда в лучшую сторону. Цены растут, а зарплата как была на одном уровне, так и остается. В селе работы нет. У нас есть несколько фермеров, и кто-то работает у них, но в основном все ездят в Тербуны, Елец или Липецк. Но как бы там ни было, мы живем. Мы тоже участвуем в восстановлении храма, радостно, что сегодня он действует. Я не жалею, что вышла замуж за Сергея. Все бывает в семейной жизни, не без этого, но стараемся друг другу помогать, где-то уступать.
Много внимания требуют дети. Им тоже надо уделить время, вникнуть в их проблемы. Они растут, у них формируется свой взгляд на мир, и мы учим их добру, уважению, любви. Приучаем и к домашнему труду, а как без этого? Мы же тоже не железные, устаем, а они нам помогают. Я думаю, что семья – это счастье и любовь и они в нашем доме есть. Конечно, дети вырастут, у них появятся свои семьи, но мы надеемся, что о своих родителях они не забудут. Ведь для этого семья и нужна, разве не так?
Андрей МАРКОВ.
10.05.2018, 677 просмотров.