Страсти по ОСАГО-2
Итоги прошлого года говорят о том, что в Липецкой области не все просто на рынке автострахования. Недавно представители средств массовой информации встретились с начальником Управления контроля и надзора за деятельностью субъектов страхового дела Государственного учреждения Банк России по Центральному федеральному округу Кириллом Евгеньевичем Табаковым, который постарался ответить на актуальные вопросы.
- До сих пор некоторые автовладельцы для того, чтобы получить заветный полис, занимают очередь с ночи. Сегодня появилась возможность оформить полис обязательного автомобильного страхования через Интернет, однако это под силу не каждому, потому что происходят какие-то сбои, отсылки на другие сайты и другие казусы. Если оформлять полис в офисе, то людям предлагают оформить дополнительные продукты страхования, но это – навязанная услуга. Как же быть в этой ситуации?
- Действительно, определенные трудности при заключении договоров ОСАГО еще остаются. Но если так или иначе технические проблемы страховые компании решают, то другие вопросы остаются. Многие страховые компании уменьшают свой «портфель» по ОСАГО. Яркий тому пример – компания «Росгосстрах». Ее офисы перестали работать во многих районах Липецкой области и в городе Липецке. Сборы по ОСАГО в этом году в Липецкой области снизились на двадцать один процент.
Вместе с тем, в регион пришли другие страховые компании, которые заполняют образовавшийся вакуум. А для того чтобы обеспечить доступность гарантированного получения электронного полиса ОСАГО на сайте страховой компании или на сайте РСА, сегодня разрабатывается механизм так называемой переадресации на сайт другого страховщика, который может предложить автовладельцу соответствующую услугу.
- Сколько же всего в Липецкой области было продано электронных полисов ОСАГО?
- По итогам восьми месяцев в регионе оформлено сто одиннадцать тысяч двести тридцать шесть электронных полисов ОСАГО. Это порядка четырнадцати процентов от всего количества проданных полисов ОСАГО.
- Липецкая область в списке страховых компаний входит в десятку самых убыточных регионов. С чем это связано? Возможно, в регионе хорошо работают автоюристы, либо в области живут слишком «хитрые» автовладельцы, а может быть, есть иные какие-то причины?
- По нашим данным, Липецкая область по выплате страховых премий по ОСАГО находится на одном из лидирующих мест. Однако этот показатель не сильно отличается от среднероссийского. Но существует достаточно большое различие по уровню выплат страховой премии. Общероссийский средний показатель по одному страховому случаю составляет семьдесят восемь тысяч рублей, а в вашем регионе – это сто двадцать тысяч. Мы предполагаем, что эта сумма зависит от действий автоюристов и от выплат, присуждаемых судами в Липецкой области.
- В Интернете полно жалоб на то, что страховые компании выплачивают страховые премии по ОСАГО не очень охотно. В Липецкой области такой проблемы практически нет, почему?
- В вашем регионе хорошо работают автоюристы, в некоторых других областях они трудятся менее эффективно. Но есть и иные причины, например, недобросовестные действия при квалификации страхового случая, а также иные основания. Эти действия так или иначе нарушают существующее законодательство и являются неправомерными. Но во всех этих ситуациях Банк России должен разобраться и предпринять соответствующие шаги. Пока эта проблема наличествует, и ее надо разбирать.
- Страховая компания называет одну сумму, автоюристы – другую, суд – третью. Почему возникает такая разница? Значит, страховая компания обманывает людей?
- Давайте разграничим эту тему. Как правило, есть действия, связанные с судебными выплатами, а есть действия, связанные с автоюристами. Иногда страховая компания лишь на стадии судебного производства узнает о том, что ей предъявляются убытки по данному случаю. Но получается, что в суде выступает не сам потерпевший, а некие третьи лица, которые предъявляют требования к страховщику. То есть автоюристы.
Как правило, это юридические лица. С ними решать те или иные проблемы сложнее, поскольку они требуют за свою работу определенный процент. Возникает спор не между физическим и юридическим лицом, а между двумя хозяйствующими субъектами, а это уже другой уровень. В некоторых случаях этот вопрос эффективен, в других – нет. Однако проблемы урегулирования конфликтов иногда все-таки остаются. Их может решить только суд.
- Бывают случаи, что автовладелец хочет перейти из одной страховой компании в другую. Но при оформлении договора КБМ (коэффициент бонус-малус, скидка за безаварийную езду) может быть утерян. Соответственно, полис ОСАГО обходится тогда дороже. Как быть в такой ситуации?
- Чтобы сохранить бонусы, следует обратиться к своему прежнему страховщику и получить у него справку о КБМ. Если страховой компании, в которой ранее страховался автовладелец, уже не существует и у нее отозвана лицензия, то эти данные можно запросить в Российском Союзе Автостраховщиков. К сожалению, некоторым автовладельцам все-таки приходится начинать свой путь с нуля при переходе из одной компании в другую.
Однако существует механизм проверки и отработки жалоб данного вида, и служба защиты прав потребителей работает с этим вопросом достаточно эффективно. Но рекомендовать автовладельцу ждать, пока этот вопрос разрешится, было бы неправильным. Этот вопрос решается уже после заключения нового полиса ОСАГО. Процедура перерасчета обычно укладывается в тридцать дней, с возможностью продления еще на тридцать дней.
- Допустим, у автовладельца такая машина, которую можно отремонтировать только на тех станциях технического обслуживания, которые назначаются страховой компанией, но находятся они в другом городе. Автовладельцу ехать туда далеко, как быть в этом случае?
- Изменения в закон об ОСАГО вступили в силу с двадцать девятого апреля этого года, поэтому по всем договорам, заключенным после этой даты, отдается приоритет натуральному возмещению ущерба. Для тех автовладельцев, которые заключили договора раньше этого срока, существует выбор автосервиса из списка, представленного страховщиком. Как правило, адреса автосервисов указывались сразу при заключении договора.
Обычно автосервисы находятся в ближайшей доступности для страхователя. Для новых автомобилей, находящихся на гарантии, предусмотрена возможность их ремонта у автодилеров. Поскольку прошло все-таки не так много времени с момента вступления в силу этих инноваций, говорить об итогах натурального возмещения ущерба после ДТП пока сложно. Но мы полагаем, что этот способ все-таки более эффективный и автовладельцы, заключившие договора ранее двадцать девятого апреля этого года, тоже воспользуются им. Следовательно, проблем с удаленностью автосервиса у них не возникает.
- По словам председателя Липецкого арбитражного суда, в судах сейчас находится большое число исков, поданных аварийными комиссарами. Речь о том, что страховые компании сознательно занижают страховые выплаты по ОСАГО. Банк России как-то отслеживает эту ситуацию?
- Безусловно, да. По этим фактам проводятся проверки, страховые фирмы получают соответствующие предписания, и так далее. Но тут нужно говорить еще о недостаточном контроле над действиями экспертов, оценивающих последствия ДТП. За этим надзирают другие ведомства. Отчасти этим может быть объяснен такой вал административных дел. Надзор за оценщиками, безусловно, должен осуществляться, как с той, так и с другой стороны, но пока эта проблема существует и разрешается лишь в судебном порядке.
- С недавних пор сократилось число сотрудников ГИБДД, поэтому их приезда, если случилось ДТП, приходится очень долго ждать. Почему страховые компании не обзаведутся своими аварийными комиссарами? Возможно, тогда такой проблемы бы не было.
- Как правило, если у автовладельца есть полис ОСАГО и полис КАСКО, то ждать сотрудников ГИБДД ему не надо. На место ДТП приезжают аварийные комиссары. Но ни сотрудники ГИБДД, ни аварийные комиссары не занимаются оценкой ущерба при ДТП, они лишь фиксируют повреждения транспортного средства. А страховые компании считают, что им накладно иметь такую службу.
Чтобы ускорить дело, предусмотрен Европротокол. В нем есть два ограничения – это количество участников ДТП и сумма, в которую оцениваются повреждения транспортного средства. По инициативе Центрального Банка России рассматриваются поправки к закону об ОСАГО, касающиеся Европротокола. Сумма увеличится с пятидесяти до ста тысяч, увеличится и число участников ДТП. Кроме того, не будет требоваться и согласие всех участников аварии. Но повторюсь, что автокомиссары не касаются вопросов о возмещении ущерба, это происходит на последующей стадии.
- Если вам вместе с полисом ОСАГО навязывают дополнительные виды страхования, что делать в этом случае?
- Надо жаловаться в организацию по защите прав потребителей, в Банк России. Кроме того, сегодня существует так называемый «период охлаждения». Он длится пять дней. В этот период страхователь, заключивший договор со страховой компанией, имеет право отказаться от него, если ему что-то не понравится. Страховая компания обязана вернуть деньги. Когда это стало происходить, то процесс навязывания дополнительных услуг пошел на спад.
- Сегодня в Липецке, да и не только в Липецке, можно купить поддельные или недействительные полисы ОСАГО. В очереди за ними стоять не надо, стоимость их дешевле. Как быть, если автовладелец с таким полисом врезался в твою машину?
- Если полис виновника ДТП недействителен или поддельный, то в выплате возмещения ущерба вам откажут. В этом случае надо обращаться в суд, и этот вопрос будет решаться в административно-правовом поле. Если же вы сомневаетесь в том, какой полис ОСАГО вы покупаете, то его можно проверить на сайте страховой компании или на сайте РСА. На сайте Центрального Банка указаны страховые компании, которые функционируют сегодня в России, есть там и сведения о том, у каких компаний были отозваны лицензии.
Если же вы приобрели полис ОСАГО у компании, которая ранее существовала, а потом у нее была отозвана лицензия, то в этом случае работает механизм переадресации. Требования по возмещению ущерба при ДТП в этом случае следует предъявлять в Российский Союз Автостраховщиков, где вам определят другую страховую компанию, которая и выплатит деньги.
Андрей МАРКОВ.
06.11.2017, 699 просмотров.