«Продлись, продлись, очарованье…»
Как бы что ни говорили с высоких трибун власти, от нас в конечном счете остаются не следы политических интриг, не экономические кризисы, ни войны и злодейства. А сохраняется от любой эпохи только культурный слой. Остаются пирамиды, книги, полотна художников, дворянские усадьбы… Не будь этого, кто и как вспомнит о нас, что мы сами станем думать о себе, как будем ощущать свою принадлежность ко времени, культуре, да вообще к человечеству?.. Липецкий краевед Александр Юрьевич КЛОКОВ со своими коллегами и единомышленниками задумали сохранить сначала на бумаге, собрав сведения, поработав в архивах, картину земли Липецкой, некогда богатой усадьбами людей, знаменитых на всю Россию. Продлить очарование дворянской усадьбе – задача не просто душевная, эстетическая, но и национальная, воспитательная и политическая – если шире смотреть. Душевными и профессиональными стараниями краеведов всей Липецкой области вышла книга «Усадьбы Липецкого края. Новые исследования», при поддержке президентского гранта. Книга не могла не вызвать интерес и со стороны и общественников, и работников культуры и образования, и рядовых читателей – людей, понимающих, что без корней нет государства Российского. Этой публикацией хотелось бы начать некий проект, условно назовем его «Черные пятна: люди, события, артефакты». Спросите, для чего нам это нужно? А это нужно именно нам всем, чтобы высветлить как можно больше черных пятен в нашей истории, культуре, жизни вообще. Чтобы самим не превратиться в черные пятна – неизвестные, ненужные, забытые.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
А начнем мы, как уже упомянули, с книги о дворянских усадьбах нашей области. В настоящее время существует два тома «Усадеб Липецкого края», но краеведы планируют и издание третьего фолианта. Творческое, а особенно научно-творческое дело – это всегда авантюрная езда в незнаемое. Вот и авторский коллектив поначалу долго работал в архивах, собирал материал, расшифровывал древние рукописи, думая, что все это составит одну книгу. Так и вышло поначалу. Но материалы этого коллективного труда были настолько редкими – это же не легкое чтиво, а серьезные архивные материалы – и такими, которые никто и никогда бы не прочел сам, потому что нужно время, нужны навыки работы с архивными документами, требуется образование (попробуйте прочитать тексты 17-18 веков!), необходимы, наконец, и средства для таких изысканий. В силу этого небольшой книжный тираж распространился очень быстро. И тогда сотрудники Липецкого отделения общества «Знание» предложили книгу переиздать. Но все понимали, что денег на такое предприятие нет, а материалы, еще не охваченные первым томом, к слову сказать, остались. Поэтому общество «Знание» приняло на себя труд по написанию гранта, и со второй попытки его удалось получить.
ТРИ УСАДЬБЫ ПУШКИНЫХ
И краеведы начали «лопатить» архивы вновь: первый том был целостной книгой, и авторов – в три раза больше. Но в работе над вторым томом небольшим авторским коллективом во главе с преданным своему делу Александром Юрьевичем Клоковым удалось многое: собрать и углубить неизданные материалы, удалить черные пятна на краеведческой карте нашей области. Так, например, второй том «Усадеб Липецкого края» начинается с усадьбы Пушкиных. Александр Клоков рассказывает так о своих архивных «раскопках»: «Усадьбу Пушкиных искали и не находили и Липецкий областной краеведческий музей, и Областное Управление культуры, и Педуниверситет, и Технический университет… Под это выделялись средства, но искали не там и не то. Нам удалось определить место, где стояла усадьба, найти описание трех периодов ее бытования, проследить, кому после Алексея Федоровича Пушкина, прадеда поэта, достались земли: какие ушли по женской линии, какие были проданы. Выяснилось, что у Пушкиных была не одна усадьба в Кореневщино, как принято считать, а три. В селе Пушкино Добринского района – отсюда и название – Алексей Федорович также имел усадьбу, а еще ему принадлежали земли у реки Кузьминка, в селе Большая Кузьминка, где стоял большой винокуренный завод, дававший доход барину».
Бывал ли сам Александр Сергеевич на Липецкой земле? На этот вопрос Александр Клоков ответил так: «Документальных подтверждений пока нет. Возможно, со временем что-то прояснится. Легенда бытует, что был поэт проездом, гостил у Замятиных, где крестьяне назвали его «франтовым барином». Но это все на уровне преданий. А вот что интересно: когда я проезжаю мимо села Тюшевка, то вспоминаю, что второе его название – Кистенева Дубрава. И сразу ассоциация возникает – «Кисетневка», «Дубровский». Да, сюжет родился здесь: конфликт между двумя офицерами начался на Лебедянской ярмарке, а закончился на Липецком курорте. Этому мы нашли документальное подтверждение».
О РУССКОЙ УСАДЬБЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО...
Горько, что Липецкая область, пожалуй, единственная, где нет ни одной восстановленной и музеефицированной усадьбы. Опустим вопрос о Рязанке Семенова–Тян–Шанского, где экспонаты покрываются плесенью, по словам краеведов, и где по истечении 5 лет все попросту сгниет, так как снизу отсутствует гидроизоляция. (Мы еще вернемся к судьбе одной из самых интересных усадеб нашей области. – ред.) Болью отзывается Полибино с его великолепными дворцами, равными по архитектурному размаху разве что столичным постройкам. Именно в Полибино нужно делать полноценный музей, ведь там был организован первый в истории России музей Куликовкой битвы. Появлению мемориала мы обязаны владельцам усадьбы – дворянам Нечаевым. А у них в гостях бывали и Репин, и Толстой…
«Русская усадьба – это явление не только национальной культуры, но и мирового масштаба, – говорит Александр Клоков о понимании культурного феномена. – Усадебная культура – это великая и уникальная культура России. Да, это были центры землевладения, но люди приезжали сюда из столиц летом, привозя с собой не старые диваны, а тот неповторимый быт, дворянскую культуру (коллекции картин, скульптуру, мебель). Здесь строили храмы, угождая Богу и соревнуясь с соседями, кто больше Господу порадел. Дворяне двигали науку, культуру, и все это оставалась здесь, на наших землях. Даже как передовую экономическую единицу можно рассматривать дворянские усадьбы. В 19 веке был внедрен и применялся в земельных владениях 9-10-полосный севооборот – у нас и сейчас такого нет».
победит ли идея идеологию?
Книгой А.Ю. Клокова и его коллег-краеведов интересуются в школах, библиотеках. «Принято говорить, что молодежь сейчас плохая. Нет, это наша недоработка – что заложили, то и имеем, – резюмирует Александр Юрьевич. – Откуда возьмется патриотизм у детей, культура вырастет из какого корня, если ребенок не знает историю своей родины, не видит этой истории? Он чаще бывает в Турции с родителями, чем в наших древних городах – Ельце, Лебедяни, Данкове. У нас в школах области нет даже предмета «Краеведение», который преподается в Москве и Петербурге. Есть краеведческие кружки – и то в редчайших случаях и уровня развивающихся – вот они и интересуются подобными книгами».
Александр Юрьевич и его единомышленники полагают, что идея победит идеологию. Нужно идти, что называется, объединяя ряды: краеведов, прессы, просто неравнодушных людей. Много лет боролись краеведы со сносом общественных туалетов на месте Вознесенской церкви на Театральной площади… Туалеты ликвидировали. Но ведь мало кто знает, что их строили как политический заказ. Клоков поясняет: «Все демонстрации в городе заканчивались именно здесь. Люди целый день стояли, ждали, пока пройдут по площади, а затем спускались вниз на Театральную облегчиться. Это кощунство, причем целенаправленно спланированное. За проектирование авторы получили две премии: одну на 23 февраля и 8 марта, а вторую – за ввод объекта. Сейчас мы предложили на этом месте поставить часовенку с фигурой ангела, где на постаменте будет надпись: «Здесь стояла Вознесенская церковь, и указать дату». Но пока нашу идею пока никто не поддержал. Это отношение к памяти и собственной духовной культуре».
О таком же странном небрежении и даже варварстве рассказывает А.Ю. Клоков, упоминая Троицкий монастырь в Лебедяни, где сохранилась единственная в регионе крепостная стена 17 века с бойницами: «Настоятельница монастыря на фасаде пробила в стене две дыры и с улицы, с фасада, пристроила 2 сарая на высоту стены для кур и для коз. Снесла половину северной стены и угол восточной стены, наняла работников, которые сделали в этих местах ей забор из кирпича. Сбила росписи, которые сохранялись в соборе, спилила уникальный кованый купол 17 века, поставив на его место новый – блестящий, снесла здание кузницы, перестроила каретный сарай, поставила в центре монастыря гараж из силикатного кирпича. Чтобы мусор не вывозить, завезла чернозема под огород. Насыпала дорожек со щебнем и песком выше уровня основного грунта. Троицкий и Успенский храм оказались в яме, в них вода сливается. Мы обратились в Управление культуры – молчание было нам ответом. Апеллировали к патриарху. Ее пожурили, но после она перестала пускать нас в монастырь, хотя он не ее собственность. Таким образом нарушается конституция, так как мы имеем право доступа к культурным ценностям.
Поэтому хотя бы в книгах нам сохранить, то, что было. Чтобы люди знали, что предки наши «не лаптем щи хлебали», что уездный Липецк оставил современному культуру».
Замыслили ученые-краеведы и третий том книги «Усадьбы Липецкого края. Новые исследования», а также поставили цель – «пробить» учебник «Краеведение» для школ Липецкой области. И еще много чего «пробить». Если не сейчас, то когда же?
Светлана ЧЕБОТАРЕВА
Фото автора.
12.09.2019, 1783 просмотра.