ПЕЛИКАНЫ Алексея Овчинникова
Итак, свершилось. Победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2011» стал учитель из Липецкой области. 5 октября в День Учителя Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев вручил главный приз конкурса - хрустального пеликана - нашему земляку, учителю биологии из средней общеобразовательной школы села Теплое Данковского района Алексею Васильевичу ОВЧИННИКОВУ. Он – представитель педагогической династии, общий стаж которой перешагнул за сто лет.
ЭТО ОБЩАЯ ПОБЕДА
И вот мы в Теплом. Вчера вечером тридцатипятилетний Алексей Васильевич только вернулся из Москвы, а сегодня его уже радостно поздравили в родной школе коллеги- учителя и его ученики. На торжественной линейке прозвучало много хороших и теплых слов, но об этом позднее, а пока же слово самому победителю:
- Это не мой личный результат, - говорит он, - а итог работы всей школы. Я родился и вырос в этом селе, учился здесь, и после окончания Елецкого государственного педагогического института пришел работать в нашу школу. Наверное, я впитал все то, что дали мне мои учителя, которые сначала меня учили, а потом я вместе с ними уже работал как их коллега. Та атмосфера, которая в школе создана, тот уровень знаний, который здесь существует, и легли в основу моей победы.
- Но этот «пеликан» у вас уже не первый?
- За победу в конкурсе «Учитель года России – 2011» мне вручили главный приз – хрустального пеликана, я получил его из рук Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева. Я добавлю его к тому пеликану, которого получил за победу в областном конкурсе педагогов, который проходил также в этом году. А еще у меня есть пеликан, которого подарили мне мои ученики, выпускники этого года, так что у меня дома теперь целая семья пеликанов.
- Для вас решение жюри стало неожиданностью?
- Честно говоря, для меня это было сюрпризом, в нашей финальной «пятерке» любой был достоин победы. Я думал, что победителем будет назван учитель из Москвы, мне казалось, что он достоин этого. Поэтому я немного растерялся, когда назвали мою фамилию.
В нашей финальной «пятерке» были представители разных дисциплин, это был учитель физкультуры Алексей Осипов из Тольятти, два историка - Татьяна Усова из Саратова и Антон Молев из Москвы, учитель физики из Грозного Хеди Солсанова. Но, по большому счету, я был единственным учителем из сельской школы, причем малокомплектной. Все остальные участники конкурса, а это семьдесят четыре человека – были из лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов.
- Везде прозвучало, что вы учитель из школы села Баловнево, почему?
- К сожалению, наша школа два года назад потеряла статус самостоятельного учебного заведения, и мы являемся филиалом Баловневской средней школы. Хотя в чем причина этого, мне не совсем понятно. Ведь мы даем неплохое качество знаний, наши ученики ежегодно становятся победителями районных олимпиад, причем по разным предметам – по физике, математике, биологии, физкультуре. Защищают честь района на областном уровне, соревнуясь с городскими гимназиями и лицеями. Уровень учителей тоже говорит за себя. Моя победа во Всероссийском конкурсе - это тоже показатель, но я скажу так, что среди своих коллег в нашей школе я не самый лучший, я считаю, что у нас есть более сильные учителя. Я здесь учился и знаю, с кем себя сравнить. Мы все за то, чтобы дети имели возможность получать приличное образование у себя в селе.
ЗАПРОС ВРЕМЕНИ
- Как вы относитесь к переходу на новые образовательные стандарты?
- Я считаю, что переход к новым образовательным стандартам оправдан. Потому что они соответствуют запросам времени, в них много моментов, которых не было в старых стандартах. Это усиление акцента на воспитательную работу, это ориентация на предметный подход к школьному обучению, когда мы даем ученикам не просто какую-то сумму знаний, которые зачастую лежат у них потом мертвым грузом, а которые формируют мировоззрение, умение учиться. И ученик, окончив школу, способен дальше продолжать свое образование в течение всей жизни. Именно на это ориентированы новые образовательные стандарты. Современный мир меняется очень быстро, и те знания, которые актуальны сейчас, через несколько лет могут стать невостребованными, поэтому надо научить детей учиться, чтобы они могли получать новые знания в течение всей жизни.
- Вокруг единых государственных экзаменов постоянно ведутся споры, на ваш взгляд, эта форма оценки знаний приемлема для наших школьников?
- Для нашей и других сельских школ ЕГЭ стали тем социальным лифтом, о котором говорили при их введении. Наши выпускники успешно сдают единые государственные экзамены, и мы не боимся переаттестаций, уровень нашей школы и уровень учителей, качество знаний, позволяют ребятам успешно сдавать ЕГЭ и поступать в ведущие вузы Москвы, Воронежа, Липецка. Как раз для наших ребят это является средством для продолжения обучения. Сегодня выпускники нашей школы учатся в МГТУ имени Баумана в Москве, в Московском архитектурно-строительном институте, в Российском государственном аграрном университете – МСХА имени Тимирязева, в липецких педагогическом и техническом университетах, то есть, в принципе, кто куда хочет, тот туда и поступает.
- Сельские школы сейчас малокомплектные, с одной стороны здесь возможен индивидуальный подход к каждому ребенку, но есть в этом и обратная сторона…
- Конечно, когда в школе больше учеников, интересно и самим детям, и учителям, выше конкуренция между детьми, они тянутся друг за другом, и интересней проходят праздники, школьные мероприятия. Но и в малокомплектной школе можно создать условия для того, чтобы школьная жизнь была интересна и разнообразна. Все зависит от желания учителей и детей. Я учитель биологии и сторонник эволюционного пути, а не революционного. Когда школа умирает сама, это становится понятно всем: и детям, и учителям, и родителям. У нас есть школы в районе, которые закрывают себя сами, и никто не возмущается, потому что все понимают, это объективная реальность. А когда школу стараются насильно закрыть, разрушить сложившийся коллектив, здесь, конечно, становится очень обидно.
- Что за ноу-хау вы продемонстрировали жюри, в чем секрет вашей победы?
- Это вопрос больше к жюри. Я ничего такого революционного не показал в своей работе, наоборот, старался быть более естественным, показать то, как я веду свои уроки, как общаюсь с детьми, то есть представить свою работу, методику, которая выработалась у меня в процессе преподавания, возможно, это и стало причиной моей победы. Нас отбирали по определенным критериям, которые были у жюри в оценочных листах. Видимо, я попал в эти критерии очень удачно…
ВСЕ СЕЛО …
А потом началась торжественная линейка. Выступали коллеги Алексея Васильевича, учащиеся школы и просто односельчане, которые знают обладателя хрустального пеликана с детства. На одном из плакатов было начертано: «Все село за вас болело, у экранов телевизора сидело». Пожалуй, это действительно было так.
Поздравляя Алексея Васильевича с заслуженной победой в этом конкурсе, директор МОУ СОШ села Баловнево Людмила Васильевна Чернышова сказала: - На протяжении всего конкурса мы переживали за вас, радовались каждому вашему шагу, мы гордимся, что именно учитель нашей школы не только продолжил славные традиции липецкого учительства, но и преумножил их. Этот конкурс проводится на протяжении двадцати лет, и лишь дважды липецким учителям удавалось дойти до финала, но победить не удавалось никому. Нам говорят, что сельские учителя неконкурентноспособны, но вы еще раз доказали, что именно с сельского учителя начинается педагогика. Мы, сельские учителя, можем не только составлять конкуренцию городским, но и превосходить их. Пусть вам всегда и во всем везет, удачи вам и всего самого наилучшего!
Счастлива за свой коллектив, воспитавший абсолютного победителя конкурса, и Марина Николаевна Лычагина, директор филиала школы в селе Теплое:
- Жизнь в селе в последнее время не очень-то радует, и вдруг как гром среди ясного неба, в среду на прошлой неделе такое радостное событие. Я думаю, вы прославили не только наше село, но и наш район и область. Звонки с поздравлениями шли со всех уголков нашей страны. Звонили в школу, вам домой. Все вас поздравляют. Мы как педагоги и ваши коллеги думаем, что мы на верном пути, правильно учили вас, и теперь вы - учитель учителей. Когда вам вручали хрустального пеликана, вы сказали, что завидуете тем, у кого эта вершина еще впереди. Мы хотим, чтобы у вас было больше таких вершин! Здоровья вам и счастья.
Во время линейки пошел дождь, и мы зашли в саму школу. Самую обычную, сельскую школу, которая еще раз доказала, что главное в образовательном учреждении - не стены и не сверхоборудование, которым оснащены классы, а ее педагоги. Мы также поздравляем Алексея Васильевича с его заслуженной наградой и думаем, что это не последняя его победа на педагогическом поприще.
Из села Теплое
Андрей МАРКОВ.
фото: Алексей Хвалин
Наши сельские учителя не впервые демонстрируют педагогический талант и профессиональное мастерство на высоком общероссийском уровне. Учительница начальных классов из Долгоруковского лицея Татьяна Сараева стала одним из победителей Всероссийского конкурса «Учитель года — 2005», она получила из рук министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко малый «Хрустальный пеликан» и премию – 100 тысяч рублей. Большое жюри конкурса возглавлял ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий.
19.10.2011, 1370 просмотров.