Настоящий кукольник.
Народный артист России, режиссер и основатель Липецкого государственного театра кукол Вадим Васильевич Жуков отметил недавно 80-ти летний юбилей.
Артисты театра подарили ему в этот день спектакль «Колечко злато-волшебное», а зрители целое море цветов. Не смогли не присоединиться к поздравлениям в его адрес и мы. А накануне торжества наш корреспондент пообщался с работниками и артистами театра, и вот, что они рассказали о мэтре кукольного мира.
«ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ ВАРИАНТ»
- Новый сезон 2014 – 2015 года будет для нашего театра юбилейным - пятидесятым, - говорит заведующая музыкальной частью и актерской труппой заслуженная артистка России Елена Юрьевна Савинич. - Создавший этот театр Вадим Васильевич Жуков до сих пор работает в нем и дарит свое мастерство людям. Он восстанавливает свои спектакли и пытается дать им новую жизнь. Я считаю, что он, как говорила Людмила Марковна Гурченко, эксклюзивный вариант.
Вадим Васильевич стопроцентно доверяет нынешнему руководителю нашего театра заслуженному артисту России Олегу Витальевичу Пономареву. Постановку последнего своего спектакля Вадим Васильевич тоже доверил ему, и это свидетельствует о его корректности, глубокой порядочности. Он получил прекрасную школу у Сергея Владимировича Образцова. И сегодня он учит молодых специалистов азам культуры театра, азам эстетики и этики театра, и мы счастливы, что он жив, здрав, на ногах и в силе творить.
Он обладает величайшей силой воли, собранностью и умением концентрации собственных сил только на творчестве, а не на посторонних каких-то вещах, что дает ему возможность шагать в ногу с сегодняшним днем. Вы знаете, он никогда не был на пенсии, хотя и является пенсионером, ему некогда отдыхать.
- А есть ли у Жукова какая-то тайна?
- Мне как женщине приятна одна его великая тайна. Всю свою жизнь он любил и любит только одну женщину, которая является и его музой – это Галина Николаевна Жукова. Она помогала ему всегда, поддерживала в трудную минуту. Она тоже является актрисой нашего театра.
И они никогда не забывали о важном достоинстве в таком союзе – чувстве субординации. Только при таком понятии можно прослужить искусству много лет и остаться преданными и искусству, и этике поведения, и профессии и дальнейшим перспективами. Это, пожалуй, самая большая тайна Вадима Васильевича, потому что редко кому удается подобное в мире искусства.
К КУКЛАМ ОН ОТНОСИТСЯ СЕРЬЕЗНО
Заведующая постановочной частью театра Надежда Ивановна Манаенкова работает в театре двадцать пять лет, художник-бутафор Татьяна Васильевна Берникова более тридцати пяти лет.
- Все, кто приходят к нам, уже отсюда не уходят, - говорят они, - это целый волшебный мир, в который влюбляешься навсегда. А с Вадимом Васильевичем нам работается легко. Он очень вежливый, спокойный, добрый человек. Интеллигентный, умный, мы понимаем друг друга с полуслова.
Он – настоящий классический кукольник, мастер своего дела. Переживаем, не хотим его отпускать. Нам без него скучно, плохо. Он приходит на работу, обходит все цеха, всех поцелует, спросит, как дела. Это редкость сейчас.
Художник-постановщик Светлана Викторовна Рыжкова работает в театре почти шестнадцать лет.
- Сложно ли вам воплощать идеи Жукова в жизнь?
- Он такой человек, который легко идет на контакт, имеет большой опыт, и с ним свободно работается. Он очень интеллигентный и тактичный, с ним невозможно ссорится. Актеры для него – это его дети.
Был случай много лет назад. Он прочитал пьесу, потом мне дал прочитать. Я пришла из отпуска с решением, что спектакль будет без ширмы. Вадим Васильевич говорит, а я увидел, что он будет на ширме. Потом посмотрел макетик, подвигал и согласился со мной. Если бы он настаивал, я бы перестроилась, но мы пришли к компромиссу, и от этого пьеса только выиграла.
По механике кукол можем с ним иногда поспорить. Он хочет сделать ее более насыщенной, а я не вижу в этом смысла. Да и актеру будет сложнее с ней работать. Но это такая творческая кухня, где нет агрессии. Все решается спокойно, обо все можно договориться. У него живые люди, куклы, а мы создаем весь этот мир. Все зависит от того материала, с которым мы работаем.
- А картины вам не хочется писать?
- Бывает иногда. Мое творчество выплескивается и во что-то другое, но в основном моя любовь – это моя работа. Уходишь в отпуск и думаешь, как и что нужно сделать, даже на отдыхе. Я пришла сюда впервые просто как зритель. Я была в декретном отпуске и привела на спектакль своего ребенка. А потом я увидела доброго волшебника, похожего на Сергея Владимировича Образцова, и подумала, а как бы мне сюда устроиться работать.
А через какое-то время пришла сюда, меня приняли, и я стала трудиться в театре. Сначала подменяла художника, который болел, а потом Вадим Васильевич мне сказал: оставайся. Это, наверное, судьба. Режиссер и художник – это папа и мама спектакля. Отношения между ними должны быть доверительные. Важно, чтобы я поняла, что он хотел сказать, и наоборот. Это должен быть такой творческий тандем, который бы всегда был в гармонии.
Зритель у нас такой, которого нельзя обмануть. Если они слушают и смотрят заинтересованно и что-то даже кричат, подсказывая актерам, то значит, у нас все получилось. Они соврать не дадут. Поэтому все хочется сделать честно, правдиво, а когда режиссер открытый, честный, добрый, интеллигентный, имеющий детей, внуков и правнуков, то это вдвойне эффективнее происходит. Он поверил в меня. Я же не сразу стала художником-постановщиком театра, это дорого стоит.
ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН
- Я пришел в театр в 1969 году, - говорит заслуженный артист России Анатолий Викторович Заворуев, - тогда Вадим Васильевич был молодой, с пышной шевелюрой. Он человек добрый по натуре, бесконфликтный и как режиссер, и как человек. Я думаю, он еще будет работать в театре, хотя в кукольном мире людей в таком возрасте уже нет. Он «последний из могикан». На всем постсоветском пространстве он остался самым старым кукольником.
Он – целая эпоха кукольного мира. Начинал он свою работу актером в Симферополе, в Крыму. Сейчас Крым вернулся в Россию, для него это важно. За все эти годы Вадим Васильевич создал более двухсот спектаклей. Он воспитал таких актеров, как Нина Лаптева, Люда Теплякова, Галя Левина и многих других. Мы пришли сюда девочками и мальчиками, а сейчас мы уже седые дедушки и бабушки.
Многие из его воспитанников стали заслуженными артистами, многие, по тем или иным причинам, работают в других городах России. Но мы все рады, что он продолжает трудиться, и я думаю, что мы не раз еще увидим его творчество на сцене театра кукол.
Я всегда считал, что наш театр имеет свой мир. Кукольники всей планеты поддерживают друг друга, помогают в сложных ситуациях, готовы придти на помощь. Вадим Васильевич один из них. Он много лет живет в Липецке, у него здесь родились дети, внуки, а теперь и правнуки. Он своими корнями связан с этим городом. В театральном мире Липецка он почитаем. Столько лет быть художественным руководителем театра, не каждому дано.
Работая с детьми, надо быть острожными, что он и делает. В наших спектаклях нет грубости на сцене, жестокости, хамства, «чернухи». Я очень рад, что жизнь и судьба меня связала с этим человеком, я многому у него научился. Хотелось бы пожелать ему здоровья, творческих успехов и новых спектаклей.
Мы присоединяемся к поздравлениям коллег и друзей Вадима Васильевича и надеемся, что он нас порадует своим творчеством еще не раз.
Андрей МАРКОВ.
29.07.2014, 1311 просмотров.