Хранители традиций
Романовская игрушка – исконный народный промысел Липецкой области. И супруги Ильины из села Троицкое Липецкого района бережно хранят его традиции, передавая накопленный опыт своим детям. Для них это и работа, и главное увлечение жизни, хотя весомого дохода лепка романовской игрушки не приносит. Поэтому отрадно, что именно эту семью оценили на конкурсе лучших семей, который проводился управлением социальной защиты населения. Они заняли второе место среди творческих семей нашего региона и получили в подарок автомобиль.
Руководит семейной мастерской Ильиных народный мастер России Снежанна Владимировна. Она увлекается игрушкой еще с 1986 года. 8-летней девочкой она гуляла с подружкой, зашла к ней домой и увидела, как её дедушка лепил игрушку из глины. Это был Иван Федорович Гункин – потомственный гончар-игрушечник. А вскоре организовали кружок в школе в селе Троицком. И это стало увлечением на всю жизнь.
Сейчас романовской игрушкой занимается вся семья. Муж Алексей Павлович изначально был творческим человеком, но увлечение жены понял не сразу.
Однажды все-таки поехал с женой на фестиваль и впервые у какого-то мастера попробовал лепить на круге. «Почувствовал, как в твоих руках создается предмет, идет процесс созидания», – передает свои ощущения Алексей Павлович. И – затянуло. Теперь он обожает ездить на фестивали, смотреть, как работают именитые мастера, что они делают своими руками, как украшают дом, а потом всё это пробовать самим.
У Ильных обязанности распределены так, как это было заведено исстари в ремесленных семьях: на муже вся тяжелая работа и работа на гончарном круге. Он сам раскапывает глину, поднимает ее из лога наверх, привозит домой, замачивает, отстаивает, перемешивает, процеживает. Берут глину в Боринском – там находится жила, известная мастерам еще триста лет назад. А уже весь технологический процесс на Снежанне. Она признается, что супруг более лихо крутит посуду, чем она. А женщина занимается исключительно изготовлением игрушек.
Занятие для души
Алексей и Снежанна познакомились на свадьбе у друзей детства – оба были свидетелями у жениха и невесты. А через четыре месяца и сами выступили в этом статусе. Это было в 1996 году на Крещение. Свадьба совпала с днем рождения девушки, а накануне она еще и крестилась. Такой четверной праздник. В следующем году будут отмечать серебряный юбилей.
Через полтора года в семье родилась дочка Аня. Естественно, девочка постоянно видела, как мама корпит над игрушками. Ей всего пять лет было, как она и сама научилась лепить. «Долгое время она нигде не участвовала, не чувствовала в себе сил. А потом в 14 лет гран-при и призовые места пошли одно за другим», - гордится дочерью мать. В этом году Анна окончила Институт искусства Липецкого педагогического университета. Девушка участвует в конкурсах до сих пор: она обладательница золотых медалей на Семнадцатых молодежных Дельфийских игр России, Всероссийском смотре-конкурсе народных художественных промыслов России «Молодые дарования», Девятых молодежных Дельфийских играх Липецкой области, межрегиональных фестивалях и конкурсах.
Через десять лет после дочери у супругов родился сын Павел. И мальчик уже свободно владеет техникой изготовления романовской игрушки. Уже несколько лет подряд семья полным составом выезжает на разные мероприятия, где Паша проводит мастер-классы по лепке и росписи. Вместе с отцом он заготавливает глину, делает обжиги.
Снежанна Владимировна – все свое время посвящает лепке и просто жить без этого не может. Когда ей пришлось перенести хирургическую операцию и нельзя было сидеть в течение полугода, она лежа, опираясь на локоть, все равно лепила. А Алексею Павловичу хочется заниматься романовской игрушки для души, но времени остается совсем мало. Ему по-прежнему приходится работать. Встает глава семьи в полпятого утра, целый день на грузовике – обслуживает комбинат. Надо уделить внимание и детям. Сын сейчас в подростковом возрасте, так что самое время отцу наставлять его на путь истинный. Почти каждый день, когда секции еще не были закрыты из-за изоляции, отец возил его на дзюдо. А дома оказывались уже ближе к десяти вечера.
Алексей и сам в детстве увлекался спортом: ходил в секцию бокса рядом со школой. «Тогда же все бесплатно было. Мы много что посещали. С первого класса занимался авиамоделизмом. Ходил в городскую станцию юных техников. Хотелось всему научиться, все успеть», – объясняет мужчина.
Такой же росла и Снежанна. За ее плечами и хоровое пение, и вязание, и макраме, и волейбол. «Время такое было – куда хочешь, туда и ходи. И всё при школах», - вздыхает моя собеседница, ведь сейчас практически ничего нет. Например, сын занимается дзюдо бесплатно, да. Но чтобы принять участие в соревновании, надо заплатить тысячу рублей. Обязательно оформляется платная страховка, без нее просто не допустят. До места надо еще самостоятельно добраться - тоже деньги. Отзанимался юноша год – меняет кимоно, а это пять с половиной тысяч рублей. Но Ильины сейчас все силы вкладывают в детей. И видят результаты своих усилий. «Краснеть за них не приходилось.», - в один голос говорят родители. «Растим мастеров, знающих весь процесс от и до, который не преподается ни в каких учреждениях. Мы идем именно по традиционной линии, наверно, тем мы и славимся, потому что не поддаемся ни на китчи, ни на выгоду, получаемую штамповкой», - твердо объясняет свою позицию мастерица.
Я поинтересовалась, что для нее значит «традиция»? Для Снежанны – это, прежде всего, сохранение технологии, формы, цвета и сюжета – всех характеристик романовской игрушки. Она как свободный мастер все-таки вынуждена создавать мелочевку, потому что на ярмарках она продается лучше. А вот если бы была поддержка мастеров, то она могла бы выполнять более крупную работу или делала бы такие игрушки, которые сейчас не имеют ценности, но изначально являются традиционными. Это, например, огромные паровозы, тройки. Мастер такую игрушку может сделать размером до полуметра, но на ярмарке ее вряд ли кто купит.
Так, Снежанна сейчас работает над окаринами. Это не просто традиционные свистульки, это уже музыкальный инструмент, который надо настроить. И это – настоящее авторское произведение. Мастерица показала мне окарины, которые лежат в комнате. Они черного цвета. Оказывается, таков природный цвет глины, с которой работают Ильины. А после обжига она уже становится светло-кремового оттенка.
Традиционным для романовской игрушки является сюжет с семьей Николая II. Причем у императора должно быть портретное сходство.Я обратила внимание, что во всех статуэтках рядом с царскими особами находится собака. Оказывается, здесь сильная символика. Собака – символ верности, преданности. Считается, что отношения между Николаем Александровичем и Александрой Федоровной были именно такими. Вообще символика присутствует в каждой игрушке. Например, барашек, козел, корова символизируют достаток и плодородие, а петух – хозяин двора. В форме животных у Ильиных есть и посуда в доме, которой они пользуются. Я увидела красивую хлебницу в виде птицы и блюдо в виде барана. В комнате большой аквариум, и разные фигуры в нем Снежанна с сыном слепили сами.
За свой счет
Буквально за огородом Ильиных находится известный Центр романовской игрушки. Снежанна Владимировна была одной из тех, кто несколько лет назад открывал его и развивал. «Он открывался ради липецких ремесел и традиций», - вспоминает свои цели мастерица. Снежанна рассказала, что должны были проводить экспедиции, вести научную работу, и, предполагалось, что их будет поддерживать государство. Но оказалось, что хорошо может зарабатывать только туристическое направление. Поэтому Снежанна и ушла оттуда, так как зарабатывание денег на туристах стало основным направлением деятельности Центра, а для художников даже нет ни одной мастерской. Она вспоминает, как первое время работали по шестнадцать часов, чтобы поднять центр, и решила больше не тратить время на то, что идет в разрез с ее целями.
Женщина уже была уверена в своих силах и знаниях, и решила пойти в свободное плавание. Это было в 2014 году. Во дворе Ильиных была старая изба, которую вместе с мужем обустроили под мастерскую. Теперь все оплачивать надо самим. Оборудование, его ремонт – все стоит немаленьких денег. Так, для семейной мастерской в кредит за двести тысяч взяли печь. А ее еще нужно обслуживать. Двенадцать тысяч в год необходимо на замену спирали. На ремонт электроники – около двадцати-тридцати тысяч. Около десяти тысяч тратят на качественную пищевую глазурь для посуды. А еще Ильины – единственные в области, кто работает с горном. Пятнадцать лет стоял старый горн. От него даже в 2014 году зажигался паралимпийский огонь Липецкой области. Разожгли пламя аж на два метра! Теперь решили сложить новый. И семьдесят тысяч ушло только на кирпич. Хорошо, что Алексей Павлович рукастый – сам сделал кладку, сварил двери, выложил ступени.
Любому настоящему мастеру необходимо ездить на фестивали. И почти все такие поездки - за свой счет. «В последние четыре года это взято за тенденцию. Въезд и участие мастеров даже в простых фестивалях становятся платными. А надо окупить дорогу, оплату места», - говорит Снежанна Владимировна. Почему-то и с перекупщиков, и с мастеров часто берут одинаково. Какие-то организаторы соглашаются на бесплатное участие мастеров при условии, если они проведут мастер-класс. Уже шесть лет Ильины участвуют в фестивале «Татарский вал». Продаж там практически не было, но им приятно, что организаторы всегда их приглашали и сами старались найти для них транспорт. Семья оценила такое отношение и теперь стала не просто участником, а спонсором фестиваля: мастера отдают свои игрушки в детский призовой фонд, чтобы дети по итогам спортивных игр могли получить в подарок романовскую игрушку.
Прошлым летом у Ильиных на каждые выходные было по пять приглашений, и они могли выбирать, куда поехать, чтобы работа прошла плодотворно, чтобы можно было поучиться чему-то новому. Круг в багажник, глина для лепки, игрушки для росписи – и вперед на мастер-классы. В этом же году коронавирус создал трудности и для Ильиных, ведь все традиционные мероприятия отменены.
Сейчас из-за сложной ситуации для Ильиных наступили, как выражается Снежанна, тишина и забвение, единственный плюс дает наработанный авторитет – иногда к ним обращаются с частными заказами. «Но их очень мало, так как люди сейчас без денег, а глиняная посуда и игрушка – далеко не товар первой необходимости. Раньше у народа была возможность купить что-то для души, а сейчас нет», - считает Снежанна Владимировна.
Глава семьи часто говорит такую фразу: «Мы зарабатываем для того, чтобы работать дальше». Слова правдивы на сто процентов, ведь Ильины делают акцент на традиции и качестве. Хорошо, хоть в этом году, омраченном последствиями пандемии, семья выиграла машину. Благодаря этому, мастера смогли продать свой старый автомобиль и хотя бы полностью расплатиться с кредитом, взятом на покупку печи.
Юлия ПАЖИТНЫХ.
Фото из семейного архива Ильиных.
03.10.2020, 5423 просмотра.