Каким должно быть ЖКХ?
Великий царь Пётр, видно, неслучайно посылал своих людей за опытом в Голландию. У этой эффективной страны и сегодня есть чему поучиться. Генеральный директор ЛГЭК Александр Парий убедился в этом, когда по Президентской программе изучал опыт транспортировки газа в компании «Газюни» в Гронингене, обучался в Ниенродском бизнес-университете, а в октябре 2011 года в рамках встречи российских выпускников нидерландских вузов (NANR) общался с премьер-министром Голландии Марком Рютте, который лично пообещал ему поддержку в совместных энергоэффективных проектах. Именно контакты, установленные с голландскими коллегами, позволили ему организовать результативную поездку трёх специалистов ЛГЭК в эту страну. В их числе был заместитель директора комплекса водоснабжения Павел Кудинов. Наша беседа началась с первых его впечатлений о Голландии.
- Еще на подлете, глядя из иллюминаторов самолета на голландскую землю, мы были поражены, как испещрена она каналами, проложенными почти к каждому полю. И тогда понятней стало, почему эта страна, которая в 430 раз меньше России, является вторым в мире экспортёром сельскохозяйственной продукции, хотя климат здесь не субтропический.
- Что вас удивило в профессиональном плане?
- Многое. Мы посетили компанию, которая снабжает питьевой водой город Гронинген и его провинцию – это порядка 500 тысяч жителей. Для них ежегодно из подземных источников поднимают 45 млн. кубических метров воды, а мы в Липецке для тех же 500 тысяч населения поставляем воды почти в два раза больше.
А всё дело в том, что на Западе в последние годы успешно занимаются формированием традиций экономии. Например, в России один человек потребляет в сутки 350 литров воды, в Америке – 200, в Европе – 130 - 140 литров, а непосредственно в Голландии, где мы были, потребление составляет – 116 литров (это холодная плюс горячая вода). У нас же в Липецке норматив потребления холодной воды составляет 190 литров, горячей – 130, и в итоге на человека в сутки в среднем приходится 320 литров.
Даже ночью, когда люди спят, наши насосы перекачивают канализационные стоки. В квартирах текут краны, бачки унитазов, потоки воды льются, не останавливаясь. В Гронингене потери воды составляют 4 процента, а в Липецке – 32 процента.
- Может, в Европе экономят воду потому, что она дорого стоит?
- Средняя цена холодной воды в Нидерландах в переводе на наши деньги – 60 рублей за куб, а в Липецке для жителей частного сектора 1 куб стоит 16 рублей. Да, голландцы ежегодно платят за воду по 300 евро (12 тысяч рублей). Но, простите, средняя зарплата в этой стране около 2500 евро (100 тысяч рублей).
На мой взгляд, всё заключается в культуре потребления. В сознании наших людей нет ещё понимания, что воду надо экономить. Притчей во языцех стала история о липецкой бабушке, которая засыпает только под шум воды, льющейся из крана в ванной.
- У нас в Липецке небалансы по холодной и горячей воде составляют свыше 400 миллионов рублей. А у них?
- В Голландии нет понятия «небалансы». У них всё, что потребляется, обязательно оплачивается. В частных домах это делается в соответствии с индивидуальными счётчиками, а в многоквартирных – общедомовые показания расписывают управляющие товарищества. При этом нет единой методики, товарищества сами решают, кто из жильцов и сколько должен заплатить за места общего пользования. Даже если к кому-то приезжают гости, их пребывание в квартире может также учитываться.
- А магнитики на счётчики там ставят?
- Голландским энергетикам можно позавидовать - они не знают, что такое воровство энергоресурсов. Это мы у себя, например, в электроснабжении вынуждены внедрять дорогостоящую дистанционную систему, чтобы в режиме он-лайн снимать правильные показания электросчётчиков. Мера вынужденная. В Липецке только за прошлый год украдено электроэнергии на 25 млн. рублей. Но в Голландии внедрение таких систем, в частности, по воде, газу, считается дорогим и ненужным удовольствием.
Там веками складывался другой менталитетет. Вечером, прогуливаясь по Гронингену, мы удивились, что в домах на окнах нет штор. Видно - семья обедает, смотрит телевизор, принимает гостей. Оказывается, это повелось с давних времён, когда сборщики налогов ходили и заглядывали в окна: что у тебя на столе, каков достаток в семье, все ли налоги платишь. В Гронингене нет роскошных вилл, помпезных зданий, всё очень скромно и просто. А по утрам на улицах множество румяных, стройных велосипедистов, которые направляются на работу.
В отличие от нас обслуживающий персонал компании, которую мы посетили, никогда не работает после 5 часов вечера и тем более в выходные, праздничные дни. У всех специалистов пейджеры, что дешевле сотовой связи, а организация работ такова: приходит сигнал ответственному работнику, он открывает ноутбук или планшетник, оценивает картину на объекте, принимает решение. Если нужно, выезжает. Возле его дома стоит шикарный микроавтобус марки «Мерседес», в котором есть всё: от сапог и спецовки до запасных частей, насосов и необходимого инструмента. Есть джипиэс-навигатор, в ноутбуке все схемы сетей. Он приезжает, делает переключение или отключение и едет дальше. А утром устраняется авария. К слову сказать, у них на 285 человек, работающих в компании, приходится 550 компьютеров. Есть станции, где люди не всегда присутствуют, но компьютер стоит. Работа всех технологических агрегатов полностью автоматизирована.
- То есть на водозаборах, подкачивающих станциях нет людей, а лишь охрана?
- Я не уверен, что в ночное время там есть охрана. Они закрывают скважину, опечатывают и считают, что этого достаточно. Мы побывали на одном из водозаборов. Никакого бетонного ограждения, проволоки-егозы, никаких охранников, как у нас, с автоматами, у них нет. Дежуривший днём мужичок выдал нам каски, калоши с металлическими носами, а потом, раздвинув решётку, выпустил через дыру в заборе, который легко можно преодолеть.
- Ну, хоть долги-то за воду у них есть?
- 91 процент голландского населения оплачивает счета своевременно, 8 процентов - после почтового напоминания и 1 процент - после того, как отключат воду за неуплату. Здесь не практикуют предупреждать должников по телефону, с ними работают государственные коллекторы. В Голландии, как по всей Европе, со стороны государства присутствует тотальный надзор.
- Какова схема оплаты за воду?
- За базисную берётся ваша оплата за прошлый год и, исходя из неё, вам делают начисления сначала за первый квартал, потом за второй и так далее. Но в конце года обязательно производится перерасчёт согласно приборам учёта. И тогда вы либо доплачиваете, либо вам тут же возвращают переплаченное.
В Голландии широко практикуется безакцептное списание денежных средств. При заключении договора житель указывает номер своего счёта (банковского, пенсионного, рабочего) и даёт добро на списание денег без его распоряжения. В конце года, после перерасчёта по показаниям индивидуального прибора учёта, на ваш счёт либо переводятся, либо, наоборот, снимаются с него деньги. В Гронингене такой услугой пользуются 66 процентов потребителей воды, 17 процентов оплачивают воду по Интернету, остальные – как им удобнее.
- А кто собственник водной компании, которую вы посетили? Всё в частных руках?
- Отнюдь. Частного капитала в организации питьевого водоснабжения в Голландии нет. Это принципиально и закреплено действующим законодательством. В этой стране сейчас 10 водоснабжающих организаций, которые поделили между собой весь рынок. Что же касается Гронингена, где мы были, то его водная компания на 50 процентов принадлежит муниципалитету города и на 50 - муниципалитетам его провинций. Тарифы на воду устанавливают муниципалитеты.
- Съездили, посмотрели, сравнили не в нашу пользу, а дальше?
- А дальше не надо изобретать велосипеда. Мы четыре года бьёмся, пытаемся определить своё место, сравнить ЛГЭК с другими родственными предприятиями. Ничего не получается. А вот в Голландии широко развит процесс оценивания и сопоставления. Открываешь компьютер и видишь данные по всем водоснабжающим организациям: кто по каким позициям впереди, кто отстаёт. Поезжай и учись, перенимай новое. Ничего подобного в нашей стране пока нет. Этот проект голландцев мы попытаемся реализовать совместно с Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения, которая представляет собой 70 процентов централизованного водоснабжения России. К слову, в Гронингене открыто и доброжелательно ответили на все наши вопросы, показали всё, что мы хотели увидеть, за это мы очень благодарны нашим голландским коллегам.
- Простите, но Голландия – это другие условия, другие возможности, другой менталитет...
- Да, там какую насосную станцию не возьми – состояние труб идеальное. Используются самые качественные материалы: нержавейка, медь, латунь. Уровень монтажа очень высокий. У нас другая нормативная база, нет таких денег. Но те технические задачи, которые ставятся и решаются в ЛГЭК, они идут в одном направления с опытом голландского водоканала, где мы были.
Конечно, мы не можем сейчас позволить себе сократить многочисленную охрану на наших 14 водозаборах, содержание которой заложено в тарифах для населения. Но мы должны понять, почему у них 5 тысяч километров сетей обслуживают 285 человек, а у нас в комплексе водоснабжения на 1000 километров сетей – около 500 работников? Как удаётся их компании эффективно заниматься эксплуатацией водного хозяйства, если нет в собственности ни одного экскаватора, подъёмного крана, а в штате нет своего программиста, даже сварщика?
- Как же они аварии устраняют? Зовут подрядчиков?
- У них широко развит аутсорсинг - это когда по договору выполнение определённых процессов они передают другим организациям. Выходит, им это выгодно. В нашем же понимании – быстрее сделаешь сам, чем кого-то дозовёшься, и ещё неизвестно, как они сделают. Но, может, есть смысл в том, чтобы изучить этот голландский опыт? Хочу заметить, что по результатам зарубежной командировки мы наметили ряд мероприятий, которые намерены выполнить.
- Вы не сказали о качестве воды в Гронингене. Как она по сравнению с липецкой, которой мы гордимся?
- Вода у них хорошая, вкусная, но в отличие от нас они не только гордятся, но и всячески рекламируют, продвигают её. На всех встречах подают в фирменных бутылках, а в муниципалитетах и в других организациях стоят кулеры с водой, взятой из-под крана.
Но нас больше заинтересовала их лаборатория контроля качества вод. У нас в ЛГЭК тоже хорошая лаборатория, пожалуй, лучшая в Центральном Черноземье. Но то, что мы увидели в Голландии, нас сильно удивило. Днём сотрудники отбирают пробы воды, а ночью роботы делают анализы. По некоторым позициям они имеют чуть ли не единственные приборы в Европе. Экспресс-анализ по микробиологии делают за 4 часа, в пять раз быстрее, чем мы. Токсичность воды определяют по траекториям движений водяных блох.
Следующий, 2013 год, будет годом российско-голландских отношений и сотрудничества. И мы планируем совместный проект с целью применения в работе нашей лаборатории европейских методик исследования качества воды.
14.05.2012, 1172 просмотра.