Я пишу о том, что меня волнует…
Поэтесса, прозаик, публицист Александра Ивановна Тамбовская отметила юбилей. Она публиковалась во многих центральных, областных журналах и альманахах, автор более десятка книг. Член Союза писателей России, награждена премиями в области литературы. Окончила Лебедянское педагогическое училище, Воронежский государственный университет. Трудилась на поприще образования, в журналистике. Руководила литературным объединением. Для ее творчества характерны автобиографичность тем и философские образные подтексты.
- Александра Ивановна, в ваших стихах неоднократно воспет город Лебедянь. Это ваша родина?
- В Лебедяни я училась и работала в юности. А родилась я в селе Ярлуково Грязинского района. Мама моя была направлена туда после окончания педучилища, она была учительницей. У нее не было там ни родни, ни жилья. И вот, когда я родилась, то через три дня ей надо было выходить на работу. Время было послевоенное, мама замужем не была, а мое рождение произошло в сельском роддоме. И когда она пришла в сельский Совет, чтобы меня зарегистрировать, ей предложили записать этот факт на десять дней позже, чтобы она смогла за эти дни найти няньку. Конечно, она согласилась. Так что по документам юбилей у меня 28 февраля, а фактически я его уже отметила 18 февраля.
- В свое время вы руководили литературной студией молодых липецких поэтов «Взлетная полоса», действующей при Липецкой организации Союза писателей. На ваш взгляд, нужны такие объединения?
- Я сама занималась в студии лебедянских поэтов, она работала при редакции районной газеты. Туда меня буквально за руку привела моя классный руководитель заслуженный учитель Мария Петровна Смольянинова. Мы, студенты педучилища, все писали, кто про любовь, кто про что-то другое, все сочиняли, но потом бросали, а я не могла бросить, ведь я не могла не оправдать надежды Марии Петровны. А студии, безусловно, нужны и даже необходимы.
Мне приходилось, когда я работала в разных редакциях газет, вести литературные студии. Также при писательской организации вела пятнадцать лет подряд эту студию. Сейчас эти студийцы уже сами стали настоящими поэтами, членами писательских организаций. Например, это Алла Линева, Андрей Фролов и другие.
Потом я несколько лет была руководителем Липецкого отделения Союза писателей России. В две тысячи одиннадцатом году у нас вышел сборник «Муза малой родины», там представлено творчество пятидесяти двух авторов. Часть их из Липецка, а часть из районных центров. Между прочим, получился великолепный коллективный сборник. Есть в районах такие поэты, которым я белой завистью завидую. Например, Игорь Терехов, учитель начальных классов Спасской школы Воловского района. У него изумительные стихи, но, к сожалению, он мало пишет.
- Что вы думаете о том, куда движется сегодня поэзия, или это сложно определить?
- Мне кажется, что сейчас у нас существует две литературы в стране. Одна реальная, которая служит продолжением классической пушкинской традиции, и она ближе к жизни, к реальности. А другая – это литература искусственная, абстрактная. Это так называемый постмодернизм или поставангард, который кроме эпатажа ничего не преследует. Все это очень заметно, но я не знаю, что перевешивает.
В то же время я не сомневаюсь, что в каждой области есть хорошие поэты. Их, конечно, надо вовремя поддерживать, потому что, если растение вовремя не поливать, оно зачахнет. А поддерживать, кто будет?
Если брать литературные журналы, то они все находятся в крупных городах, а значит, там преобладает урбанистическая поэзия, воспевающая город, а не деревню и естественно, первыми в них публикуют постмодернисты. С одной стороны очень трудно стать нормальным поэтом и достигнуть определенного художественного уровня, если ты никогда не жил в деревне, не связан с природой, далек от земли. А с другой стороны очень трудно стать им же, если ты потом не уехал из деревни.
Нужна не только основа и дух, но и интеллект, необходимая атмосфера. Я знаю, например, что у каждого города есть своя энергетика, у каждой деревни своя. Но влияет на это не только то, с кем ты общаешься, но и общая атмосфера, видимо, поэтому люди, которые остаются в райцентрах или селах, не получают там должного развития.
Я помню, что когда я работала в Данковской редакции, а я отработала в редакциях различных газет двадцать восемь лет, к нам приходила семиклассница, которая писала потрясающие стихи. Однако она никуда не уехала, осталась в райцентре, работала в милиции, окончила соответствующий вуз, и она остановилась на одном уровне. Тот всплеск природного таланта, который мы наблюдали у нее, сдерживался какими-то рамками. В целом и окружение вокруг писателя тоже вносит свою лепту в его развитие и творчество.
- Вы лауреат нескольких премий, а какая-то из них самая важная для вас?
- Премий у меня не так и много, их можно по пальцам пересчитать. Это премия имени Евгения Замятина Липецкого областного отделения Литературного Фонда России, премия журнала «Петровский мост», в этом году мне вручили городскую литературную премию имени Алексея Липецкого. А самая запомнившаяся была мне вручена в десятом году. Это поощрительная премия Второго международного литературного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее произведение для подростков.
- Вы продолжаете писать стихи?
- Последняя моя книга вышла в две тысячи семнадцатом году, а сейчас у меня еще четыре книги готовы к изданию. Это сказки, новая книга стихов, литературоведческие работы. Я получаю творческую стипендию и думаю, что как только накоплю определенную сумму, то опубликую их. У меня была книга «Незабываемые лица», где рассказывается о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Булгакове. Я когда писала эти статьи, то не пользовалась чужой литературой, как это делают, когда пишут диссертации.
Я, конечно, знакомилась с публицистикой других авторов, но мне был интересен свой взгляд. Мне казалось, что еще не все сказано о Лермонтове, о Гоголе, о Пушкине. В новой книге я расскажу о репрессированных поэтах, их творчество очень интересное, хотя прожили они мало. Алексей Ганин, например. Он был другом Сергея Есенина. Прожил всего тридцать один год, был расстрелян в двадцать пятом году по обвинению в принадлежности к «Ордену русских фашистов». У него замечательные стихи.
Кстати, творческая стипендия, появилась благодаря и моим стараниям. Наша писательская организация не раз ходатайствовала об её учреждении перед областной администрации, и в итоге она в двенадцатом году ее учредила. С той поры она и действует, но это всего лишь десять стипендий в год, на десять человек. И не только на нашу организацию, но и на другие писательские объединения в регионе. Стипендия выдается по конкурсу на один год, потом опять надо собирать документы. Выплачиваться она может три года подряд, а потом необходим перерыв в один год. А сумма ее шестьдесят тысяч рублей в год. Если эту сумму не тратить, то на издание книги может хватить.
- Где можно почитать ваши книги?
- Книги мои можно найти в библиотеках, в том числе и в райцентрах. Есть они даже в некоторых селах. У меня издана книга «Аллеи Троекуровского парка». Одиннадцать лет моей жизни связано с Лебедянью и селом Троекурово, где я работала семь лет в пионерском лагере. И вот мы в тринадцатом году приехали с писателями туда на встречу селянами, смотрю, а там стоят на выставке почти все мои книжки. Меня это удивило, поскольку на села книг просто не хватает.
Конечно, в свое родное село Ярлуково, в котором я прожила девятнадцать лет, я вожу свои книги, но и только. А троекуровцы говорят, что им их дает Лебедянская библиотека.
- Как вы думаете, поэзия будет жить и дальше? На какие темы вы пишете?
- Я думаю, что при любой власти, при любой формации поэзия была, есть и будет. Во все времена были люди, которым интересна поэзия, и те, кто пишет стихи. Но есть люди, которые увлечены, например, математикой, а есть те, которые в ней ничего не смыслят, но значит ли это, что математика не должна существовать? Литература никуда не денется. Она тоже необходима людям. Да, сейчас молодым поэтам и прозаикам сложно, но я думаю, пройдет какое-то время, и литература вновь будет популярна и востребована.
А темы актуальны для каждого поэта свои. У меня есть стихи о Великой Отечественной войне, о Чеченской, Афганской войне. Есть цикл стихов о любви, гражданская лирика. В книге «Аллеи Троекуровского парка» опубликованы две моих пьесы на современные темы, а еще были переводы стихов Экзюпери и Лорки.
Стихи Экзюпери вообще раньше не издавались, но я нашла в его книге прозаические переводы его стихов. Часть материалов взяла из его прозы и сделала поэтические интерпретации. Получились тридцать четыре стихотворения. Оба эти поэта погибли во время Второй мировой войны. Экзюпери был летчиком и, вероятно, был сбит немцами над Средиземным морем, а Федерико Гарсия Лорка был убит франкистами в Испании. В отличие от Экзюпери, Лорка переведен на многие языки мира, но многие переводы прозаические, без рифмы, без ритма. Они слишком громоздкие, а я перевела ряд его стихов, сделав их рифмованными и слегка сократив, так, как я его понимала. Я считаю, что получилось неплохо.
- Ваши любимые писатели? Как у вас рождаются стихи?
- Мои любимые зарубежные авторы только что названы, а из наших – Блок, Лермонтов, Рубцов и Есенин. Уважаю Вознесенского. У него большой энергетический напор в стихах, строки звучит искренне, убедительно и актуально, близко к жизни. Нравится Ахматова, хотя любовная ее лирика мне не очень импонирует. А стихи у меня рождаются на рассвете. Когда ты только просыпаешься, то в голове может мелькнуть поэтическая строка, с которой можно начаться целое стихотворение. Но это приходит откуда-то извне, из всеобщего информационного пространства, Вернадский называл его ноосферой, кто-то зовет астралом, кто-то эфиром.
Оттуда можно черпать все что угодно. Приходит фраза, а от нее уже рождается что-то большее. Такие стихи самые интересные, однако, большинство стихотворений заранее планируются. Но я никогда не пишу на выдуманные темы, пишу о том, о чем мне хочется высказаться, о чем хочется рассказать. Если, например, это мое родное село, то я рассказываю о нем, но целью моего стихотворения является не рассказа о том, каким было село, а я хочу передать свои эмоции, впечатления, состояние души. Что меня волнует, о том я и пишу.
- Александра Ивановна, спасибо за интервью, мы поздравляем вас с юбилеем, желаем здоровья и творческих успехов!
Андрей МАРКОВ.
01.03.2019, 893 просмотра.