Главное - подобрать нужный ракурс
Его можно увидеть с фотоаппаратом в руках на концертах, на выставках, на различных других мероприятиях. Липчанину Артуру Никитовичу Сальникову далеко за восемьдесят (родился в 1936 году), но он полон оптимизма и молод душой.
В детстве ему довелось пережить многие невзгоды Великой Отечественной войны. Недавно он рассказал мне, что их семья жила на станции Овчинниково в Алтайском крае. Тогда ему было около десяти лет. Война к тому времени уже завершилась, но когда ребятня приходила на железнодорожный вокзал, то там они видели инвалидов войны.
Кто-то был без руки, кто-то без ноги, кто-то без обеих ног и передвигались они на колясках. У кого-то для рук были сделаны специальные толкатели. Кто-то шел на протезах, кто-то на костылях, а были еще и такие, у которых не было ни рук, не ног. Их еще называли «самоварами». Через несколько дней ребята вновь пришли на станцию, но инвалидов уже не было. Куда они исчезли, для многих людей оставалось загадкой до самого последнего времени. Артур Никитович говорит, что прочитал об этом в одном журнале. В статье говорилось, что одиноких инвалидов, которым некуда было идти, вывезли на острова в монастырь, где они коротали свою тоскливую жизнь. Однако многих инвалидов забрали к себе женщины, оставшиеся без погибших мужей, преданно ухаживали за ними, рожали детей.
ЭХО ПРОШЕДШЕЙ ВОЙНЫ
Артур Никитович родом из Тамбовской области. Когда началась война, их эвакуировали. Вначале в Саратовскую область, потом на Алтай. По пути однажды попали под бомбежку, станцию, где стоял состав, в котором они ехали, бомбили. Вспоминает, что все вокруг горело, небо было черное, куда бежать, было не ясно. Вокруг крики, плач, а когда немецкие самолеты начинали атаку, то звуки были и вовсе жуткие.
До войны семья жила бедно. Была еще сестра Людмила, она родилась в 1939 году. Она и сейчас жива. Отец - Никита Ефимович был учителем и обучал сына различным премудростям сам. Бывало, что приучал его к «мужским обязанностям», например, снег чистить. А сам в это время наблюдал в окно за тем, как сын это делает. Как только паренек начинал халтурить, то сразу стучал в окно. Во время войны отец был военным фельдшером на военном аэродроме.
А еще был случай уже после войны. Тогда боеприпасы валялись во многих местах, и вот Артур как-то нашел патроны, взял да и положил их в печку. Что двигало им тогда, он уже и не помнит. Хорошо, что мама это заметила, вытащила патроны и выбросила, а то могло бы произойти непоправимое.
Папе, поскольку он был учителем, после войны выделили дом, топливо, хорошее содержание. Однако помнит Артур Никитович и голод. Помогло то, что было лето. Ели «пышечки» (подорожник), камыш, крапиву. Иногда удавалось поймать сусликов. Самым большим деликатесом были оладьи из прошлогодней картошки. Артур Никитович говорит, что была у них в семье швейная машинка «Зингер», пришлось ее променять на мешок ржи. Еще один эпизод из военного детства вспоминает мой собеседник. Как-то его отправили со взрослым мужчиной на водяную мельницу. Лет ему было тогда мало. Приехали они туда, а там местные меняли кружку яблок на кружку ржи. Артуру Никитовичу захотелось скушать яблоко. Ему до сих пор стыдно, что он совершил такой обмен из семейного мешка. «Ведь это была настоящая обираловка!». Вкусные ли были яблоки, уже и не помнит, но эпизод засел в памяти навсегда.
Рассказывает, что после войны учился в школе. Один раз учительница в четвертом классе ему даже ударила по рукам за его шалости, вот такая была тогда строгость. Говорит, что вместе с ним учился будущий космонавт Герман Титов. Правда, он был старше на год, но они дружили. Вместе посещали шахматный и авиационный кружки, участвовали в творческой самодеятельности. Кстати, отец Германа был учителем немецкого в этой же школе.
После окончания седьмого класса можно было идти на фабрично-заводское обучение (ФЗО), в ремесленное училище, либо окончить десять классов, но Артур Никитович поступил в Осинниковский горный техникум в Кузбассе, в Кемеровской области (ныне это Осинниковский горнотехнический колледж) по специальности «Разведочное бурение скважин».
.
ГЛАВНЫЙ ФОТОГРАФ ГОРОДА
А еще вспоминает, что на севере было много лагерей и ему довелось пообщаться с одной девушкой-заключенной, которую осудили только за то, что она на несколько минут опоздала на работу. Дали ей два года, а получается, что сломали всю жизнь.
Приходилось видеть лагерную жизнь, конвои, заключенных. После техникума по распределению Артур Никитович попал в Караганду, но и там было много лагерей. Все это наложило свой отпечаток на его жизнь. Потом была служба в армии. Артур Никитович говорит, что дедовщины тогда не было, она появилась после того, как Хрущев «удивился тому, что бывшие заключенные не служат в армии».
Два года Артур Никитович служил в артиллерийской разведке в Новосибирске, а потом еще год на Кольском полуострове в Кандалакше. Вспоминает, что когда их привезли в часть, то там их поприветствовал начальник части в чине генерала. В ответ они так гаркнули «Здравия желаю!», что все птицы вокруг взмыли в небо. Год он дослуживал в саперах.
Артур Никитович говорит, что ему в память запали рассказы двух участников войны. Один из них рассказал о том, как воевал в Сталинградском сражении. Было это страшно. В траншеях лежали трупы, которые никто не убирал. Иногда окоп переходил из рук в руки и там накапливались тела то наших солдат, то немецких, а в итоге лежало несколько слоев из людских тел. Хорошо, что была зима, стояли лютые морозы, а поэтому трупы не разлагались.
А второй ветеран рассказывал, что воевал в Ленинграде в Мазурских болотах. Там был и холод, и голод, но никто из солдат и офицеров не заболел, а вот после войны многие из них скончались от той или иной болезни – как будто разжалась невидимая глазу пружина, державшая их готовыми воевать, драться за нашу землю до полной победы.
После армии Артур Никитович перебрался в Липецк вслед за родителями. Работал в геологической партии, но ему эта работа не понравилась. Как-то раз на глаза попалось объявление, что требуется фотограф в городскую архитектуру. Он с детства занимался фотографией. Пытался рисовать, но не получилось. Устроился туда. Помимо фотографии занимался еще и печатанием на ротационной печатной машине «Эра». Ксероксов тогда не было, а этот агрегат использовался именно для этого.
КАЖДОМУ НЕ ДАНО
Через некоторое время Артур Никитович стал известным фотографом. Снимал много чего и кого, некоторые негативы, снимки сохранились до сих пор. Но менялась жизнь, менялось и оборудование. Например, первый фотоаппарат «Любитель» ему на одиннадцатилетние подарил отец. Тогда в деревне ничего подобного ни у кого не было. После была «Смена», «Зоркий», «Зенит», «Киев», «Кристалл», «Практика». Об отдельных фотоаппаратах можно писать историю. Стоили они тогда не мало, некоторые камеры можно было купить только по «блату». Учился фотоделу Артур Никитович самостоятельно. Мастер-классов тогда не было. Покупал иностранные, советские журналы, откуда и черпал премудрости.
Еще в его судьбе есть веха, когда он на Станции юных техников учил ребят фотографии. Это было интересно и увлекательно, хотелось передать свой опыт молодежи. Потом трудился в Липецком областном доме культуры профсоюзов, а ныне Областном центре культуры, народного творчества и кино. Вел кружок, рассказывал как о фотографии, так и о кино. Он создал фильм, рассказывающий о нашем регионе, картина была показана на областной партийной конференции, и там услышал возглас: «Маня, это же ты!», то есть кто-то из зрителей кого-то узнал на экране, что даже порадовало автора.
Потом работал на заводе «Свободный Сокол» фотографом. Посещал городской фотоклуб «Метаморфозы». Но вот уже много лет он на пенсии. Сейчас фотографирует больше для себя, некоторые работы размещает в Интернете. Однако больше всего ему нравятся те черно-белые снимки, которые по-настоящему передают человеческую сущность. Его любимые темы: природа и женщины. А как без них? Каждая женщина по-своему прекрасна, главное, подобрать нужный ракурс. В прошлом году прошли две его выставки «Женщина моей мечты». Еще он любит пейзажи, и другая его выставка называлась «Пейзажи Липецкой области».
К электронным фото он относится не очень хорошо, предпочитает их видеть в распечатанном виде. Ведь только так можно рассмотреть все недостатки фотографии. Говорит, что современные фотографы, блогеры, дизайнеры грешат тем, что, не зная азов, не понимая, что такое выдержка, диафрагма, композиция, пытаются выразить себя через какие-то необычные подходы или сюжеты. Сегодня любой человек, у которого есть смартфон, чувствует себя фотографом, но фотография – это искусство. Увидеть то, что другие не замечают, и запечатлеть это с помощью фотоаппарата не всем дано.
Андрей МАРКОВ.
12.08.2021, 2163 просмотра.