ЕГЭ на все сто
Помните слова песенки: «Где это видано, где это слыхано: папа решает, а Вася сдает?»? 25 марта паритет был восстановлен: теперь не только Вася сдает экзамен, а еще и родители. В 64-й гимназии Липецка они написали ЕГЭ по русскому языку, их поддержали в экзаменационном порыве представители областной администрации. Присутствующие на мероприятии мои коллеги предложение проверить свою подготовку отклонили, а ваша покорная слуга, напротив, в ЕГЭ поучаствовала.
Школьные коридоры встречали лозунгами, придающими бодрость: «Мы любим нашу работу», «Мы делаем ее на 100 баллов», «Приветствуем участников ЕГЭ для родителей». Проходя мимо этих растяжек, я невольно подумала: «И я на сто баллов напишу, не иначе». Трепета перед экзаменом не имею, за плечами – школа, оконченная с честной золотой медалью, вуз и аспирантура по специальности «русский язык» и как основа – любовь к русскому языку, что, на мой взгляд, главное. Но прочувствовать весь драматизм экзамена хотелось.
Увидев свою фамилию на стенде с посылом в нужную аудиторию, я отправилась к организатору, ожидавшему нас с металлоискателем в руках. Всё это испытывают на себе дети на реальном ЕГЭ. Провели по мне детектором спереди и сзади, ничего не обнаружили и пустили в аудиторию. Я уселась на указанное организатором место и осмотрелась. За столами сидели взрослые, в основном родители, которые так же, как и я, ждали начала экзамена. Нас проинструктировал организатор ЕГЭ, как заполнять КИМы (экзаменационные листочки), рассказал, что нам можно, что нельзя (разговаривать, передвигаться по классу, держать на столах любую технику). И дальше началось, на мой взгляд, самое томительное.
Да, напрягают не рамки металлодетектора, не сложные экзаменационные задания, а печать КИМов. Нам показали диск для убеждения, что задания только что прислали и сейчас при нас их распечатают по количеству присутствующих: всем хватит, и никто не уйдет обиженным. Печатали тесты двадцать минут. Мои мысли плавно полетели за окно, где солнышко, весна… какой уж тут экзамен, от первоначальной сосредоточенности и готовности к работе не осталось и следа. А теперь представим детей, умирающих от ожидания, учителей, которые борются с техникой (принтер в нашей аудитории запустился раза с шестого). Лето, жара, стресс. Я против распечатки КИМов в классах, как бы это не оправдывали конфиденциальностью. Это явное издевательство над всеми участниками ЕГЭ: и учителями, и, конечно, выпускниками.
После того как варианты были распечатаны, организатор сообщил, что потерянное время не входит в экзаменационное, так что можно не волноваться, у нас есть 30 минут на весь экзамен. Я удивилась такому минимализму, потому что первоначально говорилось о полуторачасовом экзамене. А дети сдают русский язык и вовсе в течение 3 часов 55 минут. Что же предлагалось сделать за несчастные 30 минут родителям, дабы ощутить на своем опыте все полноту экзамена? От 26 тестовых вопросов реального ЕГЭ оставили только два, на которые я потратила 10 минут из разрешенных 30-ти. Надо было прочитать текст, ответить на смысловые вопросы и найти омонимы. Осталось заветных двадцать минут на сочинение. Разумеется, ни о каких черновиках и переписываниях набело речи быть не могло. Замечу, что даже А.С. Пушкину не удавалось писать без черновика, но гений бы вряд ли сдал хорошо ЕГЭ по русскому, даже если бы ему предоставили все четыре часа: слишком стандартизированным должен быть мозг.
Напомню, что сочинение представляет собой будто бы анкету. Чтобы получить вожделенное количество баллов, выпускник должен, прочитав текст, выделить и записать проблему, которую поднимает автор. Прокомментировать ее, выбрав два примера из предложенного текста и непременно связав их между собою. Меня всегда умиляет фраза «эти два примера подтверждают друг друга» или «эти два примера противопоставлены друг другу», как будто надпись в зоопарке читаю «если на клетке с медведем написано «се лев», не верь глазам своим». После связанных комментариев выпускник должен сформулировать авторскую позицию, затем обозначить свою и в конце сделать вывод. По каждому из этих «пунктов» экзаменуемому начисляются баллы, если говорить совсем огрубленно. Также баллы даются за грамотность, умение выражаться без речевых ошибок, фактическую точность и отсутствие этических перегибов.
Можно много говорить о ЕГЭ критического или патетического – ситуации это не изменит. Но меня всегда удивляет тот пафос, с которым оглашают количество стобалльников по русскому языку в регионе. Такому мизерному количеству нельзя радоваться, ведь оно означает только то, что грамотных у нас в лучшем случае около 10 процентов. А также то, что школа не в состоянии подготовить ребенка к экзамену по языку, который является не то только родным, но и государственным. Почему не готовит школа – это вопрос риторический на протяжении лет двадцати точно. Но даже на маленьком примере сочинения ЕГЭ можно увидеть все огрехи недоподготовки.
Вряд ли найдутся люди даже среди взрослых, которые не сделают ни одной речевой ошибки. Насколько же серьезной должна стать подготовка в школе, чтобы эти ошибки купировать? Но помимо объективных причин есть и потайные камни. Кто из учителей готовит детей писать сочинение так, как будет это проверять эксперт ЕГЭ, то есть глядя на сочинения глазами экзаменатора? Есть, к примеру, критерий «логика», за который эксперт может поставить либо максимальный балл, либо ноль. И речь идет не просто о логически выверенном изложении материала, а о том, что ученик должен исхитриться и соотнести собственную позицию с аргументами, с одной стороны, а с другой – авторскую позицию с проблемой. Похоже на шараду, не так ли? И таких подводных рифов некоторое число наберется.
Сочинение я написала-таки за двадцать оставшихся минут, резюмировав его куцым выводом в одно предложение. Многие родители не успели и вовсе дописать так называемую творческую работу, на которую почему-то организаторам мероприятия стало жаль времени.
Своими впечатлениями о ЕГЭ поделился сдававший экзамен в соседней аудитории вице-губернатор Анатолий Якутин: «Скучный текст достался, размышления писателя о том, как прекрасна природа и как человек замечает ее красоту в обстановке тревожности войны. Я, как вы знаете, вообще не большой сторонник тестов, оценок. Самая большая проблема ЕГЭ – это атмосфера. Вместо того, чтобы готовить детей к какому-то естественному событию по выходе из школы, идет нагнетание нечто ужасного: «от баллов ЕГЭ зависит ваше будущее». Нет, я считаю, что никакое будущее от ЕГЭ не зависит. Оно зависит от поступков, действий человека. А ЕГЭ должен быть праздником. Вместо того, чтобы обыскивать всех на входе с металлоискателем, нужно шарики раздавать, например».
Я не знаю, как насчет праздника и возможности снизить градус тревожности ЕГЭ по стране, но с экзамена я вынесла одно: подготовленный школьник напишет любой ЕГЭ, и в этом нет ничего сверхъестественного. А баллов своих я все-таки жду (на момент написания материала они остаются еще неизвестны). И надеюсь. Надежды ведь не только юношей питают.
Светлана ЧЕБОТАРЕВА.
Фото автора.
08.04.2021, 2668 просмотров.