Два товарища
В Липецком областном художественном музее открылись сразу две персональные выставки. Они приурочены к юбилеям заслуженных художников Российской Федерации – 85-летию со дня рождения Вилена Дмитриевича Дворянчикова (1934 – 2010) и 80-летию со дня рождения Александра Михайловича Сорочкина (1939 – 2014) и объединены общим названием – «Два товарища».
Слушая выступления гостей во время торжественного открытия выставки, я невольно вспомнила название старого советского фильма, где блистательно сыграли замечательные актеры Ролан Быков и Олег Янковский. Фильм под названием «Служили два товарища» повествует о событиях Гражданской войны, а его герои – люди военные или, как говаривали в старину, служивые. В нашем же случае два товарища-живописца Вилен Дворянчиков и Александр Сорочкин всю свою жизнь служили Искусству – именно так, с большой буквы.
В коллекции Липецкого областного художественного музея хранится 37 произведений Вилена Дмитриевича Дворянчикова и 16 произведений Александра Михайловича Сорочкина. На выставке представлены работы художников и из частных коллекций, что дарит зрителям уникальную возможность более полно познакомиться с наследием мастеров.
На стенах среди картин размещены копии старых, еще черно-белых фотографий, где живописцы запечатлены молодыми. А по соседству, на белых листах бумаги воспроизведены тексты воспоминаний самих художников, а также их коллег и искусствоведов о жизни и творчестве живописцев. Благодаря чему, переходя от картины к картине, рассматривая фотографии и читая эти тексты, словно погружаешься в минувшее время и ведешь неслышную для прочих посетителей беседу с авторами полотен и их друзьями.
Вот, например, читаю воспоминания Вилена Дмитриевича Дворянчикова: «Художником захотел стать еще в детстве. Сначала мечтал. Потом мечта приобрела более реальные, конкретные очертания. Сейчас мне кажется, что поворотным было одно, вроде бы незначительное, событие сорок шестого года. Мы ехали с матерью из разрушенного Воронежа. Она купила мне на рынке цветные карандаши. Я всю дорогу смотрел на них, как на радугу смотрят. Коробка эта была не обычным предметом, а чудом – легким, радостным. В детстве, в отрочестве такие переживания очень остры».
Рядом воспоминания действительного члена Российской Академии художеств, народного художника России Юрия Дмитриевича Гришко: «Вилен Дворянчиков был сугубо творческой личностью. Он не мог терпеть вокруг себя пустого пространства, постоянно что-то делал и был полон идей. Искренне любил искусство, жизнь, людей, друзья его любили и уважали. Ведь именно Вилен мог подставить плечо и не дать упасть. Таких людей мало…»
А вот мнение члена-корреспондента Российской академии художеств, искусствоведа Татьяны Ивановны Нечаевой: «Произведения Александра Сорочкина поражают меня своей элегантностью, изысканностью формы, линии, колорита. Они интеллектуальны, общаться с ними тоже, что беседовать с умным человеком. Они точны в средствах выражения. Они лаконичны. Они сдержанны. Они искренни, но прячут тайну. Они держат зрителя на некоторой дистанции: чуть отстранены и холодноваты. И этим задевают, волнуют. Они эмоционально активны, напряжены. Чудится в них нечто трагическое. Они классичны и современны».
- В проекте «Два товарища» нам хотелось обратиться не только к самодостаточному творчеству художников, но и показать общность их взглядов, взаимовлияние и пересечении судеб, отражение и дух времени, - делится подробностями составления экспозиции заместитель директора музея по фондово-выставочной работе, дочь Вилена Дмитриевича Ирина Дворянчикова.
В судьбе художников много общего. Их матери работали воспитателями, затем директорами детских домов. Одна – в Горьковской области, другая – в Комсомольске-на-Амуре. Саша Сорочкин рос с двумя братьями и сестрой. Вилен Дворянчиков – больше с воспитанниками детского дома. И вот в судьбоносное время Божий промысел свел их вместе – Елец, художественное училище. А их учителем был сам Виктор Семенович Сорокин – уникального таланта живописец, чье имя знакомо даже далеким от искусства липчанам. Спустя годы в одном из интервью, вспоминая об этом времени, Вилен Дворянчиков говорил: «Сорокин сыграл историческую, мессианскую роль. Он раздвинул горизонты восприятия живописи, которые словно были подгажены нечистым оком». А Александр Сорочкин впоследствии так отзывался о своем учителе: «Творчество Виктора Сорокина заставляет понять, что такое искусство. Но так, как пишет он, - доступно лишь ему: столь просто говорить о сложном. Его произведения всегда заряжены содержанием, эмоцией. И это передается зрителю».
Но елецкое художественное училище по доносу «доброжелателей» закрыли, а студентов распределили доучиваться по разным художественным учебным заведениям страны. Вилен Дворянчиков продолжил учебу в Московском художественном училище памяти 1905 года. Александр Сорочкин – в Краснодарском художественном училище.
Впоследствии оба художника некоторое время жили в столице, где наставничество московской школы живописи оказало влияние на их творчество. По прошествии лет судьба вновь соединила художников – Вилен Дмитриевич и Александр Михайлович встретились на Липецкой земле в 1965 году и пронесли свою дружбу до конца жизни.
Вилен Дмитриевич Дворянчиков работал практически во всех жанрах: будь то сюжетная картина, портрет, натюрморт или пейзаж. Причем таланту художника были подвластны как живопись, так и графика. Известен он и как мастер монументальных полотен.
А еще, начиная с шестидесятых годов прошлого столетия, Дворянчиков сплотил вокруг себя талантливую молодежь, и липецкие художники, выставлявшиеся на зональных, республиканских и всесоюзных выставках прославили наш город в искусстве России. Именно Вилен Дворянчиков вместе с коллегами добивался создания в Липецке выставочного зала и картинной галереи. И именно Вилен Дмитриевич основал в областном центре Музей-мастерскую народного художника России Виктора Семеновича Сорокина – широко известный ныне Дом Мастера.
Всеми жанрами живописи – портрет, натюрморт, пейзаж и сюжетная картина – владел и Александр Михайлович Сорочкин, который также был и прекрасным рисовальщиком. Творчество Сорочкина служило ориентиром для других художников, он входил в круг живописцев, сформировавших так называемую липецкую школу. И, по признанию специалистов, Александр Сорочкин оказал на творческую молодежь не меньшее влияние, чем сам Мастер – Виктор Сорокин.
По задумке устроителей выставки «Два товарища», экспозиционное пространство условно делится на определенные темы-размышления. Например, показана тема Войны, а вернее цены Победы. Так как оба художника были «подранками» войны, и эта тема для обоих являлась очень значимой.
Представлены на выставке и несколько монументальных полотен, которые нечасто демонстрируются. Имеются в экспозиции и малоизвестные работы Вилена Дворянчикова, выполненные акварелью и темперой, а также графические листы. Причем графика выполнена не только обычным, как его еще называют «простым», графитным карандашом, есть пейзажи и натюрморты, нарисованные цветными карандашами, а то и просто одноцветной шариковой ручкой.
Как отметила заместитель директора Липецкого областного художественного музея Ирина Дворянчикова, при формировании выставки работникам музея хотелось максимально представить в экспозиции натюрморт, по своей насыщенности и философии не уступающий сюжетной картине. Что же касается залов, где экспонируются работы Александра Сорочкина, – творческое наследие, оставленное Александром Михайловичем, невелико. Поэтому столь важно было показать и портрет, и пейзаж, и натюрморт, и сюжетную картину, и графику художника.
- Данная выставка – не ретроспективная демонстрация творческого пути, а возможность показа малоизвестных, но не менее значимых фрагментов творчества художников, - особо подчеркнула Ирина Виленовна. – Впереди долгая дорога познания.
Мне лишь остается добавить, что посетить выставку «Два товарища» в Липецком областном художественном музее можно до 16 июня.
Галина КОЛЕСНИЧЕНКО.
Фото автора.
15.05.2019, 760 просмотров.