Главная Архив 2010 год Татьяна Прусенкова Черный список ОСАГО

Черный список ОСАГО


Вот зеленая бумага - полис страховой ОСАГО. Обязательно страхуй, врежешься, получишь… деньги. Такой на первый взгляд оптимистичный, но с тайным подтекстом стишок про ОСАГО я выудила на днях в интернете, собирая материал на эту тему. Как обычно поводом к публикации послужило письмо читателя.  
По закону курятника
Федеральный закон №40 об автогражданской ответственности вступил в силу с первого июля 2003 года. Основная его цель - это защита социальных прав потерпевших на возмещение вреда, полученного в результате ДТП, так как зачастую взыскать что-то с самого виновника дорожно-транспортного происшествия по ряду причин весьма проблематично.
Как свидетельствует практика, по большому счету кардинальных изменений за семь лет существования «автогражданки» по части выплат не произошло. Более того, для некоторых страховых компаний продажа полисов ОСАГО стала лишь средством извлечения собственной прибыли.
Ведь  страхованием автогражданской ответственности не занимается сейчас только ленивый. И не удивительно, что появляется множество фирм- однодневок, которые, собирая деньги, впоследствии всеми правдами и неправдами пытаются избежать выплат попавшим в ДТП.
Потом они просто исчезают, но «перед тем, как» неплохо набивают свои карманы и карманчики средствами автовладельцев. А тех  вовсе не волнует, где и у кого они страхуют «автогражданку», лишь бы дешевле. И такая «гражданская позиция» - благодатная почва для фирм-однодневок.
По данным сайта РСА (Российского союза автостраховщиков) по состоянию на 31.03. 2010 года у тридцати двух компаний были отозваны лицензии. На сегодняшний день таких уже около сорока, включая и  тех, у кого отозвали лицензии сравнительно недавно, в октябре и ноябре текущего года. Вошли в «черный» список и недобросовестные компании, лишенные членства в РСА. По сути это равносильно отзыву лицензии, так как они больше не могут работать с ОСАГО. Можно предположить, что растворившихся в сфере страхования «автогражданки» со временем станет еще больше.
Но справедливости ради стоит сказать, что избежать выплат или по возможности занизить их стараются не только «плохие», но абсолютно все страховщики. По данным ФССН (Федеральной службы страхового надзора) 56,8% автомобилистов жалуются на несоблюдение сроков рассмотрения обращений и осуществления выплат, 20,1% недовольны занижением сумм выплат, около 20% процентов автовладельцев столкнулись с отказом в выплате по ДТП и 1% категорически не согласны с размером выплат.
Мешок хитростей
А теперь я перейду к полученному редакцией письму и типичным случаям, подтверждающим приведенную выше статистику. В «Липецкие известия» обратилась семья Глушковых. Вот что они поведали корреспонденту.
В конце августа этого года в их припаркованный во дворе дома автомобиль въехала другая машина. Удар был такой силы, что их восьмерка передней частью влетела под стоящий впереди автобус. В результате передний и задний капот  машины Глушковых оказались смяты в лепешку.
Разумеется, пострадавшие и виновник ДТП вызвали на место происшествия представителей ГИБДД, те составили, как полагается, акт, и Глушковы отправились в страховую компанию. Там им порекомендовали эксперта, который оценил причиненный их автомобилю ущерб в тридцать девять тысяч рублей. А затем семья Глушковых принялась ждать.
С момента подачи документов прошло несколько недель, а результатов все не было. После почти месячного молчания страховая компания их обрадовала: наконец-то документы отправлены в центральный офис. Еще пару недель спустя пришел ответ: выплату утвердили, но сумму уменьшили наполовину - до двадцати тысяч рублей. Но и этих денег Глушковы ожидают до сих пор, хотя до Нового года уже рукой подать.
Конечно, они попытались выяснить: когда же, наконец, страховая компания виновника ДТП выплатит им хотя бы эту располовиненную  сумму ущерба? Однако в ответ страховщики порекомендовали звонить в головной офис и выяснять это там. Хотя в соответствии со ст.№13, п. 2 Федерального закона об ОСАГО страховщик обязан рассмотреть заявление потерпевшего и приложенные к нему документы в течение 15 дней с момента их получения. В этот же срок он должен либо произвести выплату, либо направить страхователю мотивированный отказ в ней.
Кроме того, до полного определения размера подлежащего возмещению вреда, страховщик вправе по заявлению потерпевшего произвести часть страховой выплаты, соответствующей фактически определенной части указанного вреда. Правда иногда 15-дневный срок в связи со сбором документов и прочего может растянуться на месяц, но не более того. Если выплата по-прежнему не произведена - на тридцать первый день потерпевшая сторона может смело обращаться в суд. И желательно не торопиться с ремонтом и продажей автомобиля до тех пор, пока вы не получите деньги. Потому что у страховщиков в запасе целый мешок хитростей, и одной из уловок является проведение повторной экспертизы! Как вы думаете, каков будет ее результат и в чью пользу, если вы уже навели лоск на  битое авто до суда и выплат?   
Улица. Дорога. Бам – ссс!… 
Два других случая, о которых стоит  приключились уже с нашими сотрудниками.
Юлия ехала с работы домой в самом радужном настроении – карман и душу грела полученная премия. Вдруг неожиданно раздался неприятный скрежет и впереди идущий автомобиль резко затормозил. Чтобы избежать столкновения, она тоже дала по тормозам. Успела, не стукнулась, но вдруг БАМ-ССС … сзади в ее машину влетел водитель, не успевший вовремя сориентироваться и сбавить скорость. Удар… и ее крошка «Матиз» прильнул в вынужденном «поцелуе» к затормозившему перед ней автомобилю. В результате аварии у Юлиной машины оказались повреждены оба бампера и капот.
- Сотрудники ГИБДД, составляя акт о дорожно-транспортном происшествии, указали в нем, что в автомобиле кроме внешних повреждений, возможно, есть еще и скрытые. Однако оценщик, которого прислала страховая компания, указал в своем заключении только битые бамперы и вероятность скрытых повреждений. О смятом капоте в его документе не было ни слова, а весь осмотр заключался в фотографировании и визуальном осмотре моей машины, - делится девушка своими впечатлениями о работе оценщика.
- Хорошо, что знакомый посоветовал загнать автомобиль на смотровую яму, там-то и выяснилось, что в машине имеются повреждения под передним бампером и сильно покорежено багажное отделение. Правда, за проведение дополнительной экспертизы я платила сама, - рассказывает Юля.
В итоге страховая компания оценила ущерб, причиненный ее автомобилю, в сорок пять тысяч рублей. Но, не потребуй коллега дополнительного осмотра машины за ремонт любимого авто, ей пришлось бы доплачивать из своего кармана, так как устранение скрытых повреждений стоило намного дороже внешних.
Чужаки с ОСАГО
Третья история совсем короткая. У Артура произошла похожая авария, но в ней участвовало пять машин. Последняя машина протаранила четыре впереди идущих автомобиля. Артуру не повезло. Он ехал в середине, и его машина также получила существенные повреждения сзади и спереди. Но страховая компания врезавшегося в него водителя вообще отказалась платить Артуру компенсацию по ОСАГО на том основании, что виновником ДТП был признан водитель, который совершил таранное столкновение.
В двух словах смысл сказанного ему сводился к следующему: наш клиент такой же пострадавший, как и вы, а, следовательно, и платить мы вам не обязаны. Обращайтесь в компанию виновника ДТП. И почти такой же ответ Артур услышал в другой фирме. Мы вам ничего не должны. Мало ли, что виновен наш клиент, но ведь не он в вас въехал.
Почему-то при страховании по ОСАГО любой  автовладелец для страховщиков чужак, который пришел за здорово живешь забрать у компании ее денежки. А кто же по доброй воле захочет расстаться с ними?
- Хорошо, что кроме ОСАГО у меня была страховка КАСКО. Туда я и обратился за выплатой, - рассказал Артур.
Отдайте «остатки» им
Надо признать, что на страхование КАСКО нареканий поступает гораздо меньше, но и страховка эта стоит намного дороже. Хотя некоторые натыкались и в страховании КАСКО на подводные камни  «угон – не угон» и «годные остатки». Поясню, если затраты на ремонт машины превышают 70 процентов ее страховой стоимости, то считается, что произошла полная гибель транспортного средства. А «годные остатки» это те самые 30 процентов . Их-то страховщики, как правило, и удерживают. Однако закон предусматривает отказ владельца от поврежденного имущества в пользу страховой компании, чтобы полностью получить сумму возмещения. И согласие страховщиков для этого не нужно. Отдайте «годные остатки» им. Пусть сами их или хранят или утилизируют. Так поступить вы имеете полное право, учитывая то, что страховые компании своей выгоды никогда не упустят.
В их арсенале и свои, прикормленные  эксперты-оценщики, и волокита, и оценка ущерба по фото (ну не абсурд ли?), и повторная экспертиза полгода спустя. А кроме этого: уменьшение суммы ущерба, правда, непонятно на каком основании они это делают вопреки оценочным актам? Также ими повсеместно применяются поправочные коэффициенты с учетом  износа деталей, хотя, ремонтируя свою машину, каждый покупает для нее новые запчасти, а не б/у.      
И при этом страховщики постоянно плачутся, говоря о неприбыльности страхового бизнеса, но по статистике (данные взяты опять же из интернета) в 2009 году, в период кризиса по итогам работы с ОСАГО после выплат всех компенсаций их чистая прибыль составила 37,3 миллиардов рублей. Всего же ими было собрано 85,8 миллиардов, а выплаты составили 48,5 миллиардов. Так что слухи о своей «нищете» страховые компании весьма и весьма преувеличивают.
На этом я с вами прощаюсь, желая «ни гвоздя, ни жезла» и на всякий случай шепну два телефонных номера. Один принадлежит Российскому союзу автостраховщиков: 8-800-200-22-75 – он бесплатный, а второй Федеральной службе страхового надзора: 8(495)251-32-02. Говорят -  иногда они помогают, так как, если продавшая полис компания не сможет заплатить по страховке ОСАГО, ответственность за выплаты несет РСА.
Татьяна Прусенкова.

01.06.2011, 1365 просмотров.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool