Главная Архив 2010 год Павел Савров НУЖНО ЧУТОЧКУ ТРУДА, ЧТОБ В СЕЛЕ БЫЛА ВОДА

НУЖНО ЧУТОЧКУ ТРУДА, ЧТОБ В СЕЛЕ БЫЛА ВОДА


Погодка ясная, дождя ждать из гуляющих по небу перистых облачков как-то не приходится. Стало быть, селянин, не надейся на бесплатный полив своего огорода. Да какой там полив – самим бы умыться да щи сварить. Вырулив к дому своих дорогих стариков и едва заглушив двигатель своей «Нивы», Иван Николаевич сразу берется за ведра с коромыслом и — по воду метров за триста через два оврага в родник. Теще с тестем нужна вода. Таким образом в селе Малиновая Поляна Тербунского района добывают воду для всех нужд многие из жителей. В населенном пункте с водой большая напряженка: в селе функционирует одна единственная колонка, да и назвать ее таковой можно лишь с натяжкой. А те, кому до нее далековато, ходят «поближе» - в родник, что в овраге. Летом и зимой. А живут в Малиновой Поляне, в основном, люди пожилые, старики.
От центра сельского поселения — Большой Поляны — всего-то пара километров, но каких трудных для местных жителей: дорога отсыпана шлаком и довольно крупным. Вот и трясемся на машине Ивана Николаевича Татаринова, который и обратился в редакцию с просьбой рассказать со страниц газеты о здешних проблемах, по этой, с позволения сказать, дороге. Впереди медленно ползет легковушка-иномарка, ей тоже не в  радость такая костотряска, то и дело съезжая на грунт сбоку дороги, где давно местами прокатана колея по грунту и ехать не так тряско. Мы — за ней. Видно, все тут так и передвигаются.
Обращаю внимание на двухэтажные развалины справа у дороги. Спрашиваю у попутчика: кто-то строиться начал да бросил?
Это была мельница, - отвечает Иван Николаевич. - Лучшая на весь район, если не на область. Мука была тончайшего помола. Потом мельница стала никому не нужна, теперь и стоит то, что осталось — развалины...
Малиновая Поляна — название какое красивое, напевное — село довольно большое, домов,  наверное, 90 будет. Раньше и молодежи было много, было им и где работать. Потом, в лихолетье постперестроечного бардака, сельхозпредприятия загнулись, и кто перебрался в Большую Поляну, кто в другие города и веси в поисках лучшей жизни. Так что сейчас тут живут, почитай, одни пенсионеры. Едем по селу: везде желтеют трубы газопровода, чисто и аккуратно, невдалеке виднеется синий козырек телефона-автомата. А вот воды...
Столбики колонок, грустно накренившись, торчат местами вдоль дороги, воды из них, по словам моего провожатого, набрать не получится. Подъзжаем к той, которая обеспечивает водой чуть не половину села. Я, городской житель, и то в Липецке застал, что такое колонка: нажимаешь рычаг, льется водичка. А тут полный зацветшей воды колодец, из которого торчит резиновый шланг с краном на конце.
Такую воду и пить как-то боязно, - говорит Иван Николаевич, - еще отравишься. -
Едем дальше, на улицу Бугорную, где практикуется второй вариант добычи воды — родник. Здесь и живут родственники Татаринова — тесть и теща Иван Кириллович и Татьяна Антоновна Ходовы, читатели «Липецких известий» чуть ни с начала существования нашей газеты.
-Как часто навещаете стариков,- спрашиваю.
Часто, ведь воду им таскать с родника не под силу, - рассказывает мой собеседник, - ведь до ключа метров триста пятьдесят, да тащить два ведра в горку через два оврага. Без коромысла не дотащить — тяжело и все расплескаешь, мне - и то тяжело, а что говорить о стариках. Вот и приходится ездить каждую неделю из Липецка по сто с лишним километров в один конец.
Берем ведра и коромысла, идем к роднику по тропе через соседские огороды, ждущие дождя, как манны небесной, ведь  никто их не поливает – тут самим бы от жажды не помереть!  Иван Николаевич рассказывает о роднике. Вода в нем чистейшая. Во времена Великой Отечественной недалеко располагался госпиталь, так этой водицей, без всякого кипячения и стерилизации разводили пенициллин для уколов раненым — вот какая чистая! Колодец над родником обихаживали местные дедки, как могли: окантовали куском здоровенной трубы и прикрыли досками. Даже журавля нет, черпать воду приходится, по пояс свесившись в колодец, того и гляди упадешь. Еще сладили скамеечку. Пока дойдет сюда пожилой человек, уже устанет, вот, есть на что присесть и отдохнуть, и ведра на коромысло вешать удобней. 
Давайте  попробую вам помочь? - спрашиваю. - Ни разу не носил с коромыслом.
Не получится, тут сноровка нужна — говорит, покряхтывая, Иван Николаевич.
Да, поизвелись на Руси умельцы деревянную ложку вырезать, лапти сплести и воду на коромысле таскать, ан вот, в иных деревнях-селах это умение очень даже необходимо.
А водица из родника — и впрямь живая, и так пить, а чай какой ароматный. Хозяева угощали.
Дождя, небось, с молитвой ждете? - спрашиваю Татьяну Антоновну.
Не то слово, как ждем. Вон, зять под каждую дождевую трубу  бочки поставил. Как дождь пойдет, у нас хоть небольшой, а запас воды. Ей можно и растения на грядке чуть-чуть полить.
А если зять с дочерью не могут приехать, кто воду с родника таскает?
Муж таскает. Уйдет с ведрами, что-то нет долго. Я тогда кричу соседке через дорогу: «Нин! Что-то моего давно с водой нет!» Она сходит через свой огород, глянет и кричит: «Сидит, отдыхает, сейчас придет».
А зимой как?
Зимой вначале с пустыми руками идет, тропинку протаптывает, потом — за ведрами и назад.
Ивану Кирилловичу с его силенками и здоровьем по силам за день приволочь домой два ведра родниковой воды. А здоровьице не ахти, когда мы приехали, он и вышел-то не сразу, приболел. Вот и прикиньте: а достаточно двум человекам в день двух ведер воды? Чтобы приготовить еду, чай, помыться, помыть посуду, постирать? Горожане с нашим водопроводом в день потребляют, наверное, литров 200-300, а тут — два ведра.
А другим кто воду таскает? - интересуюсь. - Тоже родня приезжает?
Не ко всем. Есть у нас в Малиновой Поляне соцработник, она ходит к девяти старикам, к нам заходит.- рассказывает Татьяна Антоновна. -  Она и воду нередко для нас всех таскает. Сама уже не девочка, куда ей на всех стариков воды натаскать. Еще и дороги нас замучили: как-то пошла в медпункт, что в Большой Поляне, шла-шла по этой дороге по шлаку, да ногу так подвернула, что туфлю всю порвала, чуть без ноги не осталась, - жалуется старушка.
Побывали мы с Иваном Николаевичем в тот день и у главы Большеполянской сельской администрации Людмилы Александровны Есауловой. С проблемами Малиновой Поляны знакома, хоть и на пост свой заступила 3 месяца назад.У нее один ответ: нет денег в казне сельсовета ни на благопристойный водопровод, ни на грейдирование дорог в селе. Крупные налогоплательщики — местные сельхозпроизводители — сами в долгах, налоги не платят, откуда их взять-то, деньги? И в водоканал районный звонила, и главе района, а как районные власти помогут, если по 131-му закону сельское поселение на «самообслуживании»? Вот и весь сказ. Колонку обещали починить к концу июня.
По закону не подкопаешься. На словах, вроде бы, и хочет помочь жителям жить достойно, но в душу человеку не залезешь. Дай Бог, чтоб и на деле помогли малиновополянцам, ведь на дворе 21-й век, а они в отношении воды живут хуже, чем в 19-м, ведь тогда в каждой деревушке было по несколько колодцев с водой, без которой, как говорится, ни туды и ни сюды.
Из Тербунского района
Павел Савров.
P.S.
Уже когда материал был почти готов, мы узнали от Ивана Николаевича Татаринова, что не успел он вернуться в тот день из Малиновой Поляны в Липецк, как ему позвонили и сообщили, что колонка отремонтирована. «Воткнули для вида, - ругается в трубку Иван Николаевич, - нашли какое-то старье, вся протекает, все льется обратно в колодец, он полон воды...»

31.05.2011, 1367 просмотров.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool