Главная Архив 2010 год Другие авторы УСПЕЛА МНОГОЕ

УСПЕЛА МНОГОЕ


Нынешний год объявлен президентом Годом Учителя. Чем же он ознаменован? Голодовкой учителей в Ульяновске, пикетами и митингами жителей против очередных «оптимизаций», заумными ЕГЭ, учебными пособиями, не выдерживающими никакой критики… Мой вопрос о том, кто в нашей стране контролирует качество учебных пособий, надзирает за одурачиванием России, господин Фурсенко не удостоил ответом, хотя все сроки, установленные Законом, давно истекли. Министрам закон не писан. Господин министр, видимо, считает унижением собственного достоинства даже в Год Учителя отвечать педагогу, отдавшему лучшие 45 лет своей жизни школе.
Думается, самое время вспомнить сегодня о тех, кто стоял у истоков советской школы, воспитывал поколение Победителей, поколение Созидателей, покорителей Космоса и атомного ядра. Мой рассказ об одной такой учительнице.

Предтеча липецкого опыта
Валентина Вячеславовна Лаптева родилась 23 февраля 1900 года на станции Сухиничи. Отец работал весовщиком на железной дороге, мать - домохозяйка. В 1910 году отца не стало. Мать с дочерью переезжают в город Щигры Курской губернии. Здесь Валентина в 1911 году поступает в женскую гимназию, а в 1918 году после окончания гимназии служит помощником секретаря в нарсуде. По личному желанию и склонности перешла на педагогическую работу и была назначена учительницей начальных классов в деревню Полевая-Плота Троицкой волости Щигровского уезда. До 1933 года работает учительницей начальных классов в школах Щигровского уезда. Это были тяжёлые годы становления новой советской школы. Отбор учебного материала, методик преподавания осуществлялись методом проб и ошибок. Испытали и комплексный метод, и метод проектов, и комплексно-проектные программы. Школа жила одной жизнью вместе с молодой республикой. Учителя на селе всегда были опорой власти в решении общественно-хозяйственных задач: участвовали в ликвидации безграмотности, в создании женсоветов…
С 1933 по 1937 год В. В. Лаптева работает учительницей в Нижнедевицкой образцовой начальной школе Воронежской области.

В 1934 году на Всероссийском конкурсе образцовых школ Нижнедевицкая заняла второе место в РСФСР. Успеваемость учащихся, по данным проверочных испытаний 1934/35 учебного года, при очень высоком критерии оценок, выразилась в следующих показателях: 67% учащихся успевают очень хорошо, 27%— хорошо и 6%— удовлетворительно. Учащиеся 3 класса в диктанте, проведённом представителями  Воронежского облоно, не сделали ни одной ошибки. К таким же показателям приближалась и грамотность учащихся 4 класса. Фактически школа стала творческой лабораторией НИИ начальных классов. Здесь формировались методики, опробовались и шлифовались новые учебники для начальной школы…


Вот так вспоминала Валентина Вячеславовна о работе в Нижнедевицкой школе.

«Яркой страницей в моей жизни является моя работа в Нижнедевицкой сельской образцовой школе Воронежской области. Коллектив этой школы проводил большую работу с учителями своего района по внедрению в жизнь качественных эффективных уроков и методов преподавания. Наши уроки посещали методисты Академии пед. Наук Фортунатова, Никитин, Поляк и другие. О работе сельской образцовой была издана монография, отражающая общественную, пионерскую работу и уроки учителей. Коллектив был удостоен чести быть принятым Н. К. Крупской. На приёме вместе с нами присутствовали и наши ученики-отличники. Нам никогда не забыть этой встречи, теплоты, сердечности, чуткого отношения Надежды Константиновны к нам, учителям, и к детям».

В 1937 году В. В Лаптева с семьёй переезжает в Лебедянь. До 1940 года работает учительницей и заведующей Стрелецкой начальной школой, а с 1940 года до конца профессиональной деятельности - заведующей и учительницей Лебедянской базовой начальной школы. Опять каждодневный вдумчивый и напряжённый труд, поиск эффективных приёмов и методов работы. Многие годы она работает без второгодников. В работе уже тогда кристаллизовались методы, обобщённые позже К. А. Москаленко и получившие название «липецкий опыт». Когда сегодня говорят и пишут об этом опыте, часто забывают тех, кто стоял у его истоков. Валентина Вячеславовна - одна из них. Под руководством проходили педагогическую практику будущие учителя - студенты педучилища.
Вспоминает учительница русского языка Валентина Ивановна Ильинская: «В 1958/59 учебном году, будучи студенткой педучилища, я проходила педагогическую практику в Лебедянской базовой начальной школе у учительницы Валентины Вячеславовны Лаптевой. Это очень умная обаятельна женщина, Учитель от Бога. Она научила меня проводить уроки разных типов и строить их так, чтобы в каждом из них была своя изюминка, которая привлекала детей и заставляла их работать с полной отдачей сил на протяжении всего урока. И ещё, в каждом ученике, даже в самом неординарном, старалась найти что-то положительное. Надо было вовремя заметить это, похвалить и дать надежду на успех. К каждому ребёнку она находила свой индивидуальный подход. Чтобы из маленького человека вырос гражданин, надо верить в его возможности. Валентина Вячеславовна притягивала к себе вниманием, чуткостью и добротой, принципиальностью и справедливостью».
Валерий Петрович Кузовлев, ректор Елецкого университета имени Бунина, доктор педагогических наук, профессор: «Внимательная, чуткая к чужой беде, любящая свою работу, своих учеников, необыкновенно тактичная, УЧИТЕЛЬ с большой буквы, она всю себя отдавала своим воспитанникам, потому не случайно, что многие ученики тоже стали учителями».

В 1940 г. учительница Лаптева принимала участие в 1-й Всероссийской научно-педагогической конференции учителей РСФСР, выступала с докладом «Индивидуальный подход к учащимся и предупреждение неуспеваемости», который был издан Учпедгизом в Москве в 1940 г. в сборнике «Методы повышения успеваемости в школе». По решению Коллегии Наркомпроса возбуждено ходатайство перед Всесоюзным комитетом по высшей школе о присуждении ей и другим учителям, давшим на конференции  научное обобщение своего многолетнего педагогического опыта, учёной степени кандидата педагогических наук (Постановление Коллегии Наркомпроса РСФСР от 28. 12. и от 31. 12. 1939 г.).
С 1934 по 1941 год состояла членом-корреспондентом Московского научно-исследовательского института начальных школ РСФСР при АПН, сотрудничает с журналом «Советская женщина», с другими журналами, публикуется в местной прессе. Многие из работ актуальны и сегодня.

Правительство высоко оценило труд учительницы. В 1939 году в Георгиевском зале Кремля М. И. Калинин вручил В. В. Лаптевой высшую награду страны - Орден Ленина. В 1954 году из рук К. Е. Ворошилова она получает второй Орден Ленина, позже награждается Орденом Трудового Красного Знамени. Ей было присвоено почётное звание Заслуженного Учителя РСФСР.

Валентина Вячеславовна дважды избиралась депутатом Верховного Совета РСФСР и шесть созывов была депутатом областного Совета.

При такой напряжённой производственной и общественной работе Валентина Вячеславовна сумела создать семью, воспитать дочь и понянчить внуков. Дочь, Ольга Яковлевна, всю сознательную жизнь работала врачом-дерматологом в Лебедянской ЦРБ. Сегодня дело бабушки продолжает внучка Валентина. Она уже 27 лет работает воспитателем в детском доме. Внук Саша стал инженером, работает в Липецке.

После выхода на пенсию в 1968 году она часто выступала перед учителями, студентами педучилища, школьниками с увлекательными рассказами о своей интересной жизни и работе в школе.

7 ноября 1980 года Валентины Вячеславовны не стало.

Все, кто был знаком с этой мудрой и обаятельной женщиной, хранит о ней светлую память.
Ясенков В. М.
г. Лебедянь.

P.S. Когда изучаешь подобные материалы, пытаешься разрешить парадокс. В тяжёлые для страны голодные и холодные годы маленькая кучка учителей-энтузиастов без высшего образования в сельской школе добивалась поразительных результатов в обучении и воспитании. Большую часть дидактических материалов они готовили сами из подручных материалов, привлекая при необходимости всех родных и знакомых. Ведь даже учебные таблицы были тогда большой редкостью, ни электричества, ни радио, ни телевидения.
Сегодня в школу пришли компьютеры, из всех углов говорят о модернизации, а качество знаний выпускников неуклонно падает. Часто выпускник средней школы и двух строчек без ошибок написать не может. Возможно потому, что под модернизацией понимают не обеспечение школ полноценными учебными программами и учебно-методическими пособиями, а чаще всего— строительство столовых, буфетов, тёплых туалетов? Забыли старую пословицу: «Сытое брюхо к ученью глухо»? А может быть потому, что прервалась преемственность учительских поколений: стариков вышвырнули на пенсию, а у молодёжи давно изменились жизненные ориентиры?

Ясенков Вячеслав Михайлович,

Заслуженный учитель РФ.

01.06.2011, 1559 просмотров.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool