«ПЧЕЛКА» ИЗ ГЛУБИНКИ
Детский сад в селе Фомино-Негачевка Хлевенского района скоро отметит двадцатипятилетие. И сегодня своих малышей приводят в «Пчелку» его бывшие воспитанники. Правда, был десятилетний период, когда садик закрывался, но в начале 90-х вновь заработал. На радость мамам и подросшей ребятне.
КУДА ДЕВАТЬ ХАРИЗМУ?
- Хотите, я вам открою один секрет? — с заговорщическим видом подошла ко мне Снежана.
Незадолго перед этим я восхищалась ее новогодним костюмом. Потом похвалила ее декламацию, и девочка, видимо, прониклась ко мне симпатией. А как было не отметить ребенка, если ко всем на праздник пришли мамы или бабушки, а ее из другой деревни в садик возят, и мама на утренник не смогла приехать?
— Конечно, хочу. Люблю секреты.
Снежана приникает к моему уху и жарко шепчет:
— Дед Мороз — это Ванечкина мама!
Делаю удивленные глаза:
— Не может быть!
— А вот и может быть. Правда — правда! Она все может! — И, сверкнув глазенками, убегает в хоровод, закруживший у елки под звуки баяна в руках все того же Деда Мороза, так коварно разоблаченного передо мной Снежаной.
… Ванечкина мама — это Наталья Ивановна Золотых — заведующая детским садиком. Когда-то ее водила сюда мама, учительница местной школы, а теперь она сама здесь «хозяйка».
Заведует садиком Наталья Ивановна недавно. Чуть больше года. И эта работа спасла ее от тяжелой депрессии, которую молодая женщина пережила во время затяжной мучительной болезни мужа. Похоронив Александра, Наталья с семимесячным малышом вернулась из Липецка к маме, в Фомино-Негачевку. Было непонятно, как жить дальше? Чем заполнить образовавшуюся пустоту?..
Потому, наверное, с такой готовностью приняла предложение возглавить садик, когда предыдущая заведующая ушла в декретный отпуск. Сынок — один, а тут их — пятнадцать. Да и кроме детишек полно административных и организационных хлопот. Грустить некогда.
Малышей Наташа любила всегда. После школы, не раздумывая, пошла в Усманский педагогический колледж. И за все шесть лет работы учителем младших классов в Преображенской школе Добровского района ни разу не пожалела о своем выборе. Даже закончив потом пединститут, не ушла «на предмет», хотя специальность свою — английский язык — любит, а осталась со своими «промокашками».
Педагогический стаж прервался, когда перебралась к мужу в Липецк. И вот — опять пытливые и любопытные глаза малышей. Двое ребятишек — как ее бывшие ученики — осенью уже пойдут в школу, а остальные, как говорится, мал мала меньше, ну так и у нее теперь «малышовский опыт» есть — Ванечке полтора года.
Для молодой заведующей детский садик, явно, немного тесен. Обаятельная, энергичная, она стремится к широкому деятельному общению. В школе и английский язык факультативно вела, и танцевальный кружок у старшеклассников, и в организации школьных праздников самое активной участие принимала. И сегодня ей той былой активности не хватает. Несмотря на всю теперешнюю занятость.
— Просто «харизму» некуда девать, — смеется Наталья. И сочиняет праздники и конкурсы для своих малышей, где сама сразу несколько ролей играет, как на том новогоднем утреннике. И придумывает, как лучше оформить игровую комнату и клумбы в садиковском дворике…
ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА
Детский садик в Фомино-Негачевке — смешанного типа. Это значит, что в нем одна разновозрастная группа: от полутора — до семи лет. Ребятишки общаются как в большой семье, где у каждого — своя «роль». Старшие, подражая воспитателям, присматривают за малышами, а младшие тянутся за ними, стараются перенять их умения.
В таких группах, как правило, малыши и говорить начинают раньше, и за столом более самостоятельны. А самое главное — дети менее эгоистичны, так как объединяются своеобразной «семейной» привязанностью.
Вот и сегодня я привела внучку после нескольких дней болезни, и наблюдаю, как ее встречают.
— Молодец, Алиса, что выздоровела. Больше не болей. — Это Сонечка, которая на два года старше. — Пойдем к нам с Юлей играть. Будешь младшей дочкой.
— Нет, лезь ко мне на лесенку, — приглашает ровесник Женя, проворно взбираясь по шведской стенке.
— Али, ап — ап! — это протягивает мячик Кирюша, который на полтора года младше.
Внучка берет мячик (нельзя малыша обижать!), несколько раз бросает его мальчику, и только потом присоединяется к старшим девочкам.
Понаблюдав за этой беспокойной, но такой дружной семейкой, — делюсь своими впечатлениями со Светланой Вячеславовной Сторожиловой — старшим воспитателем, о том, как это здорово — такая разновозрастная группа. Ребятишкам хорошо и интересно общаться.
— Да, соглашается она с улыбкой, — ребятишкам хорошо.
— А вам, наверное, труднее?
— Сложнее, — уточняет воспитатель. — Каждый возраст своего общения требует. Летом проще, а вот в сентябре начинаются занятия с детишками среднего и старшего возраста, и получается, по сути, индивидуальная учеба, так как одних пятеро, других — четверо. Да еще будем придумывать, чем малышей на это время занять. Чтобы друг другу не мешали, и чтобы всем интересно было.
— Вот, посмотрите, — Светлана Вячеславовна вынимает из шкафчика толстую пачку скрепленных листков. Здесь и мои разработки, и моих коллег из других садиков.
Просматриваю планы и конспекты. Вот, вроде бы, типичное занятие с пластилином для среднего возраста. Но это не просто лепка, а еще и математика. Ребятишки знакомятся с геометрическими фигурами, считают их, усваивают понятия больше, меньше, равно.
А эта стопка — занятия по экологии: «Птицы весной», «Деревья зимой»… Отдельно — игры, развивающие речь. И каждое занятие наполнено стихами, песнями, музыкой. Открываю конспект занятия, знакомящего детей со стихами как литературным жанром, и понимаю, откуда у внучки последнее время такое увлечение рифмами. И еще вспоминаю, как Алиса с важным видом рассуждала, чем гнездо ласточки отличается от гнезда сороки. А потом пояснила: «Это Светлана Вячеславна рассказала. Она все знает!»
СЕМЕРО ЗАБОТЛИВЫХ
С.В. Сторожилова — самый опытный педагог в садике. У нее более 20 лет стажа учителя младших классов. Когда закрылась школа в соседней деревне Крещенке, пошла сюда, в садик.
— Труднее с малышами?
— Скорее, хлопотней. Устаешь больше, чем в школе. Но — очень интересно. Видишь, как детки взрослеют, как меняется их отношение и к окружающему миру, и друг к другу.
Пока мы беседовали со Светланой Вячеславовной, ребятишки позавтракали. И воспитатель позвала всех на прогулку.
— Что ели? — спрашиваю у выходящих из столовой малышей.
— Кашу, — отвечают они вразнобой. А трехлетняя Таня, важно похлопав себя по животу, добавляет, — очень вкусно!
— У нас всегда вкусно, — хвалится ее братик Артем.
— А почему же тогда не доел? — улыбается, выглянув в зал, повар, Елена Алексеевна Горбунова.
— А потому что наелся, — поясняет мальчик.
Ребятишки дружно направляются к выходу, заботливо пропуская малышей. Маленькая Ирочка замешкалась в прихожей — «трудные» застежки на сандаликах.
— Помочь? — склоняется к ней Юлия Ивановна Панкова, младший воспитатель.
— Да, — протягивает ножку Ира, и, заметив, что я наблюдаю за ней, говорит: «Юливанна всегда всем помогает».
— Вот уж нет, — поправляет ее воспитательница. — Не всегда, а только иногда. У нас детишки самостоятельные. Сами все умеют. Это просто застежка тугая. — И тут же ловит за ручку другую малышку, — Ксюша, подожди, давай панамку наденем, а то жарко головке будет…
Пока Юлия Ивановна помогает малышам, Светлана Вячеславовна выводит старших на игровую площадку. Здесь и песочница, и горка, и дорожка-мостик из раскрашенных шин, и качели-качалки, и сказочные домики, в которых можно так уютно спрятаться.
И цветы, цветы, цветы. Клумбы, песочные дорожки, яркие цвета, в которые раскрашены беседка, скамеечки, качели — все это делает площадку не только уютной, но и праздничной. И все это сделано руками сотрудников садика.
Их совсем немного: заведующая, старший и младший воспитатели, повар, прачка, рабочий и сторож. Эти семь человек обеспечивают быт и развитие маленьких жителей Фомино-Негачевки и Крещенки.
ВЫСОКИЕ ОЦЕНКИ
— Фомино-Негачевский садик — один из лучших в нашем районе, — говорит заведующая Хлевенским районо Галина Васильевна Пожидаева. Несмотря на то, что это глубинка, и здание не самое шикарное, и территория ограниченная, и возможности не те, что в райцентре или в больших селах, там замечательный коллектив, есть свои «изюминки» в воспитании детишек, Какие они праздники организуют! Просто молодцы! А по итогам районного смотра-конкурса на лучшую готовность к новому учебному году этот садик первое место занял.
… — Она все может! — восхищается Натальей Ивановной Снежана. - Она все знает! — уверена в Светлане Вячеславовне Алиса. — Она всегда помогает! — убеждена в надежности Юлии Ивановны Ира. — У нас всегда вкусно! — оценивает работу Елены Алексеевны Артем.
И эти искренние детские чувства, возникающие в ответ на любовь и заботу взрослых — самая высшая оценка их труда.
Людмила ДЕДОВА,
с. Фомино-Негачевка, Хлевенский район.
30.05.2011, 1351 просмотр.