Главная Архив 2010 год Другие авторы НАУКА ПОБЕЖДАТЬ

НАУКА ПОБЕЖДАТЬ


Всем известны «Соколы России»  Липецкого авиацентра, демонстрирующие на парадах высший пилотаж мирового уровня. Мы  гордимся летными достижениями наших асов. Но главная задача авиацентра учить летчиков воевать на новых современных самолетах, поступающих в армию. И не просто воевать, а побеждать. «Добывают» ценнейший обучающий материал побед в многочисленных полетах на учебных полигонах летчики-исследователи.
Исследовательские работы по выявлению тактико-боевых возможностей авиационного комплекса (бомбардировщика) «Су-24М» в Липецком авиацентре осуществляют два Героя России: летчик-исследователь, летчик-снайпер полковник Олег Викторович Сторожук и старший штурман, штурман-исследователь, штурман-снайпер подполковник Владимир Иванович Богодухов.
Если летчики-испытатели отрабатывает аэродинамику самолета, проверяют надежность работы двигателей, как действует электроника, как управляет самолетом прицельно-навигационный комплекс и другое, то летчики-исследователи разрабатывают тактику боевых действий нового самолета, оснащенного сложнейшим оборудованием. Добиваются в процессе исследовательских полетов того, чтобы ракеты и бомбы попадали точно по цели. Причем не только из горизонтального полета, но и в условиях любого сложного маневра: виража, петли Нестерова и других.
Можно создать отличный самолет, но если летчик на нем не сможет преодолеть противовоздушную оборону противника, то в первом же полете самолет будет сбит. Современные системы ПВО  совершенны. Напомню случай, когда уже в первые часы грузинского нападения на Южную Осетию было сбито два наших самолета-разведчика. Но в то же время ударная авиация, направляясь на защиту наших миротворцев и мирных жителей Южной Осетии, преодолела систему ПВО, разработанную американскими инструкторами с использованием спутниковой навигации. А также наши пилоты «обошли», по иронии судьбы, отечественную установку ПВО, ставшую доступной противнику в ходе распада Советского Союза. В том, что российские самолеты преодолели противовоздушную оборону, несомненная заслуга летчиков-испытателей, которые изо дня в день оттачивают мастерство на учебных полигонах и умело передают свои знания строевым летчикам в учебном центре.
Да, на современных самолетах подвешиваются управляемые и самонаводящиеся ракеты, с большой точностью поражающие цели с дальнего расстояния. Но ими целесообразно поражать наиболее сложные объекты. Основная боевая нагрузка бомбардировщика остается прежней – авиационные бомбы. Вот еще почему так важно летчикам уметь преодолевать ПВО.
Полковник Сторожук и подполковник Богодухов сами составляют программы исследовательских полетов, зачастую сбрасывают на учебных полигонах не учебные, а настоящие бомбы, запускают ракеты. У экипажа очень напряженный график полетов – по нескольку исследовательских учений в месяц. Во время боевых учений им «противостоят» части противовоздушной радиационной и химической защиты. В районах целей, которые требуется поразить, барражируют истребители «противника». Боевые  приказы на поражение целей летчики получают непосредственно перед полетом и во время полета. Оперативность выполнения задания обеспечивается дозаправкой «Су-24М» от летающего танкера «Ил-78». При этом нельзя допустить, чтобы на учениях самолет засек локатор ПВО, будет считаться, что самолет «сбит».
Каждый полет, рассказывают летчики-испытатели, - это поиск новых возможностей самолета. Их нужно найти, научно обосновать и доходчиво изложить. Скупые на рассказы о «боевых» буднях,  Сторожук и Богодухов вдруг эмоционально признались в разговоре, что они по-настоящему счастливы, что страна им доверила такое наиважнейшее, ответственное задание. Но ведь еще и дело, которым они занимаются, нравится, захватывает ум и душу, поэтому и усталости  не замечают… И от полета к полету открывают все новые возможности сложнейшего летательного комплекса. Теперь вот у них и неуправляемые ракеты и бомбы поражают цели с точностью управляемых!
Итоги исследований экипажа выливаются в учебники, методические рекомендации для летчиков строевых частей. Отработав эти рекомендации на тренажерах, авиаторы могут сразу использовать технические возможности бомбардировщика. Все их действия до тонкостей, до мелочей прописаны летчиками-исследователями Олегом Сторожуком и Владимиром Богодуховым.
Много свободы предоставлено исследовательскому экипажу, но и много ответственности возложено. Полковник Сторожук и подполковник Богодухов ежегодно держат экзамен на крупных российских учениях. На учениях «Рубеж-2005 – 2009» присутствовали первые руководители союзных государств. В районах целей поражения устанавливаются телевизионные камеры, так что руководители учений  наглядно видят результаты действий экипажа. На подведении итогов учений руководство всегда отмечает работу летчиков, восхищаясь ею.
Кропотливый труд исследовательского экипажа на пределе человеческих возможностей высоко оценила Родина. 23 декабря 2008 года в Екатерининском зале Кремля звезды Героев России вручили офицерам Липецкого авиацентра полковнику Олегу Викторовичу Сторожуку и подполковнику Владимиру Ивановичу Богодухову за мужество и героизм, проявленные при освоении авиационной техники.
ДОРОГА В НЕБО
Разное детство было у Олега Сторожука и Владимира Богодухова, разными дорогами шли они к профессии, которая для обоих стала судьбой. Отец Олега, Виктор Николаевич Сторожук – военный летчик. Когда Олег учился в 8 классе, отец организовал в школе парашютный класс, и на полковой «Пчелке» вывозил ребят на прыжки. Это уже была нешуточная практика для мальчишек. Поэтому сомнений в выборе профессии у Олега не было.  Когда пришло время,  Олег поступил в Ейское высшее летное училище имени Комарова, и с 1984 года   служил в полку отца в грузинском Каштнари.
ЄAaВ 1990 году летчика Сторожука направляют в Афганистан. Олег Викторович вспоминает: «Особенно волновался перед первым вылетом: сумею ли выполнить задание – точно поразить цель без потерь мирного населения. Но в кабине самолета все сомнения развеялись. Душманы «отметили» мой полет огненной линией из зениток. Цель я тогда поразил точно и вернулся целехонек. Тридцать вылетов совершил в Афганистане, в том числе охраняя колонны наших войск, покидавших эту страну».
Сразу после училища ему доверили  бомбардировщик «Су-24» - новую сверхзвуковую модель с изменяемой геометрией крыла,  имевшую на вооружении управляемые и неуправляемые ракеты, оснащенную бортовым локатором и еще многими техническими новинками. К управлению этим летным комплексом допускались только летчики второго класса и выше. У Олега Сторожука все складывается отлично: взят определенный профессиональный рубеж, своевременно повышается воинское звание, присвоена категория - летчик первого класса, служит в должности заместителя командира эскадрильи.
Но бойцовский характер и творческая натура Олега Викторовича требуют дальнейшего совершенствования летного мастерства. Вышестоящие командиры будто прочитали его мысли, и в 1994 году перевели в Воронеж, командиром звена в бомбардировочно-разведывательный полк, который входил в состав Липецкого авиацентра боевого применения и переучивания летного состава ВВС.
Володя Богодухов родился в 1961 году в Литовской Клайпеде. Отец – участник Великой Отечественной войны. Когда Володе  исполнилось три года, семья переехала в Казахстан. В шестидесятые, семидесятые годы был всплеск общего интереса к авиации и космонавтике в связи с полетом Юрия Гагарина, который захватил и многих мальчишек. Детская мечта привела Володю в Челябинское высшее военное училище штурманов.
В 1982 году Владимир Богодухов успешно заканчивает училище и получает направление в Бобровки Белорусской ССР. В 1986 году становится штурманом I класса, в 1989 году зачисляется штурманом в Воронежский исследовательский полк, который, как я уже сказал, входил в состав Липецкого авиацентра.

ВМЕСТЕ ПО ЖИЗНИ

В 1993 году в связи с реорганизацией Воронежский авиаполк выходит из состава авиацентра. Но О. В. Сторожука и В. И. Богодухова переводят в Липецк как перспективных специалистов.
В 1994 году сложился экипаж Сторожука-Богодухова. Проверку на прочность прошел в Чеченских событиях 1994 – 1995 годов. За умелые действия при наведении конституционного порядка в Чечне и освобождении Дагестана летчиков наградили орденами Мужества и «За заслуги перед Отечеством».
К 1996 году друзья добиваются званий «летчик-снайпер» и «штурман-снайпер».
В процессе работы над  новым сборником «Липецкие Соколы» этим летом я встретился с легендарным экипажем. У меня накопилось много вопросов. Но творя почти невозможное в небе, летчики более чем сдержанно говорили о себе и о своей работе. И это не только в силу скромности, но и самодисциплины военного, который не скажет лишнего. Поэтому не прозвучало ни эмоциональных рассказов о нестандартных ситуациях, ни случаев в небе, когда надо было проявлять смелость и твердость характера.
Олег Викторович Богодухов высокого роста, богатырского телосложения, наделен неистощимой энергией, врожденным педагогическим даром. Говорит легко и образно, воодушевляется сам и захватывает своими убеждениями слушателей. «Нам нужна сильная и маневренная авиация, на основе самых современных технических достижений. Не обязательно сейчас выпускать много самолетов, но иметь такой задел, чтобы при необходимости увеличить производство в десять раз».
В оценке своей роли в экипаже скромен. «Моя задача вести самолет, выдерживать определенные боевые порядки, уворачиваться и преодолевать систему ПВО противника, вести радиообмен, следить за работой бортового комплекса обороны. Программы маршрута заложены в центральный вычислительный модуль и систему ближней навигации. Ведет самолет система автоматического управления. Сижу и глазами непрерывно контролирую показания многочисленных приборов».
Не верьте этой нарисованной Богодуховым простоте управления сложнейшей техникой. Олег Викторович имеет колоссальный объем знаний и практических умений, чтобы всей этой автоматикой и электроникой владеть! Без этого ничто не полетит.
Штурман – это мозг самолета. Он выводит самолет на цель, находит ее и поражает. О таких штурманах, как Владимир Иванович Богодухов, ходят легенды, которые, впрочем, всегда результат серьезного, самоотверженного труда. В присутствии генерального конструктора фирмы «Гефест», занимающейся модернизацией «Су-24М», Владимир Иванович попал авиабомбой в установленную на полигоне  цель – бочку(!), когда самолет выполнял сложный маневр в вертикальной плоскости(!). Вот такие профессионалы защищают нашу мирную жизнь от бандитов разных мастей, от потенциальных агрессоров, зарящихся на наши территории, природные богатства.
Одним из моих собеседников стала Любовь Михайловна Шельганова, редактор учебников, которые разрабатывают Сторожук и Богодухов. Сказанное ею обобщает высказывания сослуживцев исследовательского экипажа: «Владимир Иванович – человек легкий, общительный и веселый. Он всегда сгладит любую напряженную ситуацию, поэтому пользуется уважением в коллективе и является его душой. Олег Викторович обладает одним из важнейших качеств для начальника и летчика – он в любой ситуации мгновенно принимает серьезные для него и подчиненных решения. По праву офицерам присвоено высокое звание Героев России. Они заслужили такого признания. Так говорят все, кто знает их по службе. Они, казалось бы, разные по характеру, но вместе, можно сказать, единый организм: самолет-летчик-штурман. Они авиаторы от Бога, боевые товарищи».
Считается, небо любит только тех, кто умеет побеждать каждый раз, когда садится в кабину самолета. Это с полным правом относится к Олегу Викторовичу Сторожуку и Владимиру Ивановичу Богодухову.

Владимир МЕРКУРЬЕВ.

01.06.2011, 1462 просмотра.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool