Главная Архив 2010 год Любовь Дорофеева В привязке к жизни

В привязке к жизни

«Без радикального улучшения профессионального образования никакая модернизация у нас не получится, и мы будем жить в технологически отсталом обществе. Но мы должны заниматься всеми этими вопросами в привязке к конкретной жизни», — сказал президент страны на состоявшемся 31 августа 2010 года совместном заседании Госсовета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. При этом Дмитрий Медведев поставил задачу обеспечения рынка труда высококвалифицированными рабочими кадрами.

На вопросы «Липецких известий» о модернизации профессионального образования в нашей области и подготовке рабочих кадров отвечает начальник отдела начального и среднего профессионального образования управления образования и науки Липецкой области Ирина Вячеславовна Головлева.

— В принципе вопрос модернизации профессионального образования для нас не новый.  Мы начали заниматься этим в рамках действовавшего до 2007 года национального проекта  «Образование». С 2006 года в Липецкой области на базе учреждений начального и среднего профобразования созданы пять ресурсных центров различного профиля, в которых была сконцентрирована вся современная учебно-материальная база и кадры: автомобильного профиля – на базе профессионального лицея № 12 (Липецк), машиностроительного – на базе профессионального лицея № 10, бытового – на базе Липецкого техникума сервиса и дизайна, сельскохозяйственного профиля – на базе профессионального лицея № 9 (Данков), строительного – на базе профессионального лицея № 21 (Липецк). А с 1 сентября 2009 года у нас в области открыты еще два ресурсных центра: для сферы общественного питания – на базе профессионального лицея № 3  в Липецке и на базе Елецкого промышленно-экономического техникума – машиностроительного профиля. Конечно, все они уже работают. Но сегодня к профессиональному образованию требуется системный подход. Сегодня стоят четыре главных вопроса: чему, кого, как учить? И как оценивать качество образования? На эти вопросы нам надо ответить в процессе модернизации профессионального образования.

 

— Но мастеров и преподавателей, работающих в учреждениях начального профобразования, а также многих родителей будущих выпускников уже сегодня волнует проблема сокращения количества профессиональных училищ. Чего ждать?

 

— Число профессиональных училищ будет сокращено. Тому есть причины. Первая связана с демографией. Число учащихся уменьшается. Если в 2005 году в наших профучилищах  обучалось 14425 человек, то в 2010 – 7922 человека. Нельзя не учитывать сегодняшний приоритет высшего образования. Поэтому число училищ сократится, но как? Это произойдет тремя путями: будут закрыты невостребованные профессиональные училища и откроются новые,  поскольку появятся новые современные профессии, а мы должны успевать за жизнью; у ряда учреждений начального профессионального образования может быть повышен статус, то есть училище или лицей преобразуют в техникум или колледж; подобный пример у нас имеется: профессиональный лицей № 28 переименовали в Липецкий техникум сервиса и дизайна, что позволило решить проблему привлечения студентов; также будет укрупнение ряда образовательных учреждений (в целях получения современного и дорогостоящего оборудования, создания хорошей производственной базы). В любом случае сохраняется штат работников и преподавательский состав. А учащиеся только выигрывают, обучаясь на современном оборудовании.

 

— Вы сказали о преобразовании училищ или лицеев в техникумы. Но ведь техникумы готовят специалистов среднего звена, а кто будет готовить рабочих?

 

— Сегодня техникумы работают по интегрированным программам и могут готовить как рабочих, так и среднее звено.

 

— На одном из последних заседаний администрации Липецкой области обсуждался вопрос опережающей подготовки кадров для инновационной экономики региона, создания учебно-производственных кластеров, куда войдут представители профессионального образования от профучилища до университета и работодатели. Как будут работать эти новые образовательные объединения?

 

— У нас в Липецкой области мы  их называем отраслевыми производственно-образовательными кластерами. Мы будем разрабатывать механизм создания таких кластеров. В области их будет порядка шести – по отраслям. Уже выделены основные отрасли, и по ним распределены все образовательные учреждения. Производственно-образовательные кластеры объединят в себе все три уровня образования – начальное, среднее и высшее. Этим  будет решена проблема непрерывности профессионального образования. Возможно в рамках производственно-образовательных кластеров и будет происходить укрупнение учреждений начального профобразования. К процессу создания производственно-образовательных кластеров будут привлекаться и работодатели. Чтобы дать ответ на вопрос: кого, как и чему учить? И как оценивать подготовку конкретного выпускника. Сегодня именно работодатель должен быть заинтересован в подготовке кадров.

 

— Во многих районах имеются профессиональные училища и техникумы. Что будет с ними при создании кластеров?

 

— Все, что расположено в районах, будет входить в кластер. Плюс к этому мы планируем в рамках кластеров обязательно учитывать позицию муниципалитета. Ведь именно муниципалитеты знают свои перспективы и являются заказчиком кадров. Каждый должен понимать, что от его участия зависит насыщение рынка труда квалифицированными кадрами.

 

— 2010 год – год 70-летия государственной системы подготовки рабочих кадров России, созданной 2 октября 1940 года Постановлением Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых ресурсах». В прошлом веке ФЗУ, затем ПТУ внесли весомый вклад в развитие промышленного потенциала страны. Сегодня вновь остро стоит вопрос недостатка квалифицированных рабочих кадров. Почему? Какие рабочие специальности сейчас в Липецкой области дефицитны? Какие невостребованы?

 

— На мой взгляд, причина нехватки рабочих кадров в нежелании молодежи трудиться на производстве. Там ведь нелегкий труд, невысокие заработки. Да и многие семьи пережили крушение предприятий, потерю работы. Это не забыто. Молодые не хотят повторить судьбу родителей. Но сегодня другая жизнь. Надо сказать, что сейчас на рынке вакансий  в Липецкой области до восьмидесяти процентов – рабочие специальности. Поскольку наши профессиональные учреждения ведут подготовку по так называемым массовым специальностям, то выпускаемые нами кадры все востребованы. Добавлю, что сейчас большой спрос на станочников. Например, очень нужны фрезеровшики. Но не идут ребята…

 

— На ситуацию можно как-то повлиять?

 

— Как заинтересовать? Мы ставим эти вопросы перед работодателями. «Капитаны» производств должны помочь в организации профориентации молодежи, создать престиж рабочей профессии.

 

— А будут ли изменения в списках рабочих профессий? На кого теперь «будут учить»?

 

— На федеральном уровне утвержден перечень новых рабочих профессий для системы начального и среднего профессионального образования. Он учитывает реалии современного производства. Конечно, появились новые профессии. В училищах и профессиональных лицеях Липецкой области также обучают по новым специальностям. Например, в профессиональном лицее № 10 можно получить специальность слесаря-мехатроника.

 

— Что это за профессия?

 

— Слесарь-мехатроник  обслуживает гидравлическое и пневматическое оборудование. Учитывая, что на территории нашей области восстанавливается много старинных зданий и храмов, мы открыли обучение по профессии реставратор (в строительной отрасли). Эту специальность можно получить в профессиональных училищах № 25 в Ельце и № 26 в Липецке. При появлении в области новых профессий будем открывать обучение по ним.

 

— Наверное, нельзя не отметить, что инновационная экономика требует другого работника в отличии от индустриальной. Потому что, например, био- или нанотехнологии предполагают применение сложного и дорогого оборудования. Будут ли теперь учить для работы по инновационным технологиям?

 

-Сегодня у нас нет информации, какие инновационные предприятия работают или появятся на территории Липецкой области. Но, если со стороны работодателей будет спрос на обучение по новым специальностям для инновационного производства, то, при соответсвенной поддержке работодателей, мы станем обучать по новым специальностям. Сегодня комплектование учебных учреждений мы проводим на основании заявок работодателей. Но теперь уже необходим долгосрочный прогноз с целью опережающей подготовки кадров. Для этого нужна межведомственная рабочая группа, куда войдут все отраслевые управления. С данным вопросом наше управление обратилось в администрацию области. Думаю, он скоро будет решен. И со временем в наших профессиональных образовательных учреждениях будет обучение  по специальностям для инновационных производств.

Вопросы задавала Любовь Дорофеева

а как у них?

В Финляндии учебные заведения, аналогичные нашим техникумам и
колледжам, относятся не к среднему специальному, а к высшему образованию.
Поступают в них не после девятого класса, как у нас, а после окончания
средней школы. Первокурсникам не по 14 — 15, а по 18 — 19 лет.

Система профобразования в озерном крае пережила ряд реформ. В частности, было решено объединить все разрозненные профессиональные школы (аналог наших техникумов и колледжей) в единую сеть политехнических институтов. Это сделано для оптимизации средств, а также для повышения статуса этих учебных заведений. Они готовят бакалавров в самых различных областях — от инженерного дела до туризма. Причем студентов всячески поощряют открывать свое дело, оказывая правовую поддержку, предоставляя помещение, создавая льготные условия для старта.

Известный в стране «Миккели Политехник», расположенный в Восточной Финляндии, готовит профессионалов для всего региона. Он объединил «под своей крышей» школы бизнеса и торговли, искусств и туризма, инженерную школу, медицинское, педагогическое и кулинарное училища. Именно здесь находятся лучшие в регионе лаборатории и мастерские, которые нередко арендуют даже предприятия. Малому бизнесу просто не по карману иметь у себя такие станки и приборы, которые может позволить себе за государственный счет профессиональная школа.

Образование в Финляндии бесплатное, но студенты сами платят за проживание в общежитии, еду и книги (в среднем около 400-450 евро в месяц). Причем государство определяет, сколько студентов принимать на ту или иную специальность. Обучение одного студента обходится государству в 5 тысяч евро в год.

Учась в одной школе, можно слушать ряд дисциплин в другой. Защитив затем свои знания, то есть набрав определенное количественно кредитных единиц, можно получить сертификат по смежной или совсем другой специальности. А это значительно расширяет возможности трудоустройства выпускников. А их ценят по всей Европе: после окончания «Миккели Политехник» без работы не остается никто.

31.05.2011, 1454 просмотра.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool